Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-8225/2008(19034-А45-26) по делу N А45-5441/2008-41/119 В признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи со сменой его местонахождения, отказано, так как представленный налоговым органом акт осмотра (обследования) не является безусловным доказательством отсутствия юридического лица по измененному юридическому адресу в момент регистрации изменений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2009 г. N Ф04-8225/2008(19034-А45-26)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области на решение от 17.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 29.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5441/2008-41/119 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью “Алиди“, обществу с ограниченной ответственностью “Фактор“, исполнительному директору общества с ограниченной ответственностью Ф.И.О. заявителю регистрации общества с ограниченной ответственностью “Фактор“ Ф.И.О. при участии третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 2 по Ивановской области, о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее - МИФНС России N 15 по Новосибирской области) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Алиди“ (далее - ООО “Алиди“), обществу с ограниченной ответственностью “Фактор“ (далее - ООО “Фактор“), исполнительному директору общества с ограниченной ответственностью Ф.И.О. (далее - Д.В. Бирюченко), заявителю регистрации общества с ограниченной ответственностью “Фактор“ Ф.И.О. (далее - Т.В. Макарова), при участии третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ивановской области (далее - МИФНС России N 2 по Ивановской области), о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице ООО “Фактор“, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Решением от 17.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд первой и апелляционной инстанций мотивировал данный вывод тем, что налоговым органом не представлено доказательств того, что на момент государственной регистрации изменений обществом была предоставлена недостоверная информация и что указанная регистрация нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В кассационной жалобе МИФНС России N 15 по Новосибирской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять новый судебный акт.

Считает, что представление ООО “Фактор“ недостоверных сведений о месте нахождения является основанием для признания государственной регистрации вносимых изменений недействительной.

По
мнению подателя кассационной жалобы, в суд представлено достаточно доказательств, подтверждающих недостоверность сведений места нахождения юридического лица.

Отзывы на кассационную жалобу от МИФНС России N 2 по Ивановской области, ООО “Алиди“, ООО “Фактор“, Д.В. Бирюченко и Т.В. Макаровой в суд не представлены.

Проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что ООО “Фактор“ обратилось в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ивановской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в котором было указано об изменении местонахождения ООО “Фактор“ с адреса: 155033, Ивановская область, Тейковский район, п/о Сокатово, ОАО “Сокатовский метизный завод“, на адрес: 630500 Новосибирская область, Новосибирский район, п. Краснообск, квартал 1-й, дом 26.

30.04.2003 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ивановской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО “Фактор“ N 179.

В связи с изменением места нахождения юридического лица, общество было переведено на учет в МИФНС России N 15 по Новосибирской области.

МИФНС России N 15 по Новосибирской области произведен осмотр пятиэтажного жилого здания, расположенного по адресу: п. Краснообск, 26. Место нахождение ООО “Фактор“ по указанному адресу не установлено. По данным МУП ЖКХ “Краснообск“, ООО “Фактор“ в жилом доме по адресу п. Краснообск, 26, помещений не арендует, о чем составлен акт осмотра (обследования) N 47 от 28.03.2008.

Считая, что регистрация изменений в учредительные документы ООО “Фактор“ является незаконной,
обществом представлены недостоверные, заведомо ложные сведения о месте его нахождения, МИФНС России N 15 по Новосибирской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.

Кассационная инстанция считает основанным на нормах Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ вывод суда апелляционной инстанции о том, что действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют положениям названного Закона, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.

Представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о регистрации, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, по следующим обстоятельствам.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.

Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“).

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).

В соответствии с пунктом “а“ статей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ для государственной регистрации изменений,
вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.

Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.

Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой названного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается положениями статей 4, 17, 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, статей 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“.

Согласно заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, местом нахождения Общества определено: Новосибирская область, Новосибирский район, п. Краснообск, квартал 1-й, дом 26.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суды первой и апелляционной инстанций установили, что из представленного МИФНС России N 15 по Новосибирской области акта осмотра (обследования) N 47 от 28.03.2008 невозможно однозначно определить отсутствие ООО “Фактор“ по указанному юридическому адресу в момент регистрации изменений, то есть 24.04.2003.

Кассационная инстанция соглашается с выводами судов, что представленный МИФНС России N 15 по Новосибирской области акт осмотра (обследования) N 47 от 28.03.2008 не может являться безусловным доказательством заявленных МИФНС России N 15 по Новосибирской области обстоятельств по настоящему
делу.

Поскольку ни в ходе рассмотрения дела, ни в кассационной жалобе налоговым органом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты данные обстоятельства, суды обоснованно отказали МИФНС России N 15 по Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение и постановление судов - отмене или изменению.

В связи с тем, что в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 15 по Новосибирской области освобожден от уплаты госпошлины в случаях, когда он обращается в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, уплаченная при подаче кассационной жалобы госпошлина подлежит возврату.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 29.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5441/2008-41/119 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, уплаченную по платежному поручению N 836 от 17.11.2008 в размере 1000 (одной тысячи) рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.