Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу N А33-1449/2009 В силу статей 15, 36 Земельного кодекса РФ право на приобретение земельного участка в собственность возникает у заинтересованного лица с момента представления им в орган местного самоуправления всех необходимых документов, которые должны соответствовать требованиям действующего законодательства и содержать достоверные сведения. И если кадастровый паспорт на земельный участок содержит недостоверную кадастровую стоимость земельного участка, администрация города вправе отказать в предоставлении земельного участка в собственность.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2009 г. по делу N А33-1449/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии представителей:

заявителя - Кибирева К.Н. по доверенности от 20.06.2009,

Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска - Никифоровой С.Б. по доверенности от 25.08.2009 N 55,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ремикс-МС“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 17 августа 2009 года по делу N А33-1449/2009, принятое судьей Егоровым А.Л.,

установил:

общество с
ограниченной ответственностью “Ремикс-МС“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании незаконным решения от 17.04.2009 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200029:32 общей площадью 2393 кв.м.; признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления общества от 29.10.2008; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки и направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2009 года по делу N А33-1449/2009 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе общество ссылается на следующие доводы:

- вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не представил кадастровый паспорт земельного участка, не соответствует действительности;

- требование департамента представить технический паспорт на объект незавершенного строительства противоречит части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации;

- отказ в предоставлении земельного участка противоречит положениям части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие администрации города Красноярска, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения
спора.

Общество с ограниченной ответственностью “Ремикс-МС“ зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022402121092.

Общество является собственником объекта незавершенного строительством - нежилого 2-этажного здания общей площадью 545,8 кв.м., инв. N 04:401:002:000023420:0005, лит. В, расположенного по адресу: Красноярский край город Красноярск ул. Маерчака 53 “Г“, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2008 N 01/126/2008-192.

Указанное нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером 24:50:02: 00029:0032, в оценочной зоне 63, общей площадью 2 393,00 кв.м. Земельный участок используется обществом на основании договора аренды земельного участка N 566 от 23.04.2004 и соглашения об уступке прав и обязанностей от 08.06.2007.

Общество 29.10.2008 обратилось в администрацию города Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2393 кв.м. с кадастровым номером 24:50:02 00 029:0032, расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Маерчака, 53 Г.

Письмом от 27.11.2008 N 55194 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска известил общество о том, что подготовлен проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату ООО “Ремикс-МС“ земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Маерчака, 53 Г.

Общество 04.02.2009 направило в адрес департамента письмо, в котором просит рассмотреть вопрос по выкупу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200029:0032 с учетом регистрации права собственности на нежилое здание.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.12.2008 серия 24 ЕИ N 075948, общество является собственником здания, назначение - нежилое, 2-этажный, общая площадь 545,8 кв.м. инв. N 04:401:002:000023420:0005, лит. В, адрес объекта: Красноярский край,
г. Красноярск, ул. Маерчака, 53 Г, кадастровый номер 24:50:0200029: 0032: 04:401:002:000023420:0005.

Письмом от 17.04.2009 N 21834 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка в собственность по следующим основаниям:

- кадастровый паспорт земельного участка от 27.02.2009 N 24ЗУ/09-53006 содержит информацию о кадастровой стоимости земельного участка по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска, которая не соответствует разрешенному использованию объекта;

- технический паспорт от 24.03.2008 представлен на незавершенный строительством объект, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.12.2008 представлено на объект - нежилое здание по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска;

- заявителем не представлен технический паспорт на завершенный строительством объект.

Считая, что отказ департамента в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным, а также о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления от 29.10.2008 о предоставлении в собственность земельного участка.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют
закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 1.1 и 3.13 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного Постановлением администрации города от 15.02.2005 N 55/1,
Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. Для выполнения возложенных задач Департамент выполняет, в том числе, функции по продаже земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Таким образом, Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении расположенных на территории города Красноярска муниципальных земель в собственность заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления о передаче в собственность земельного участка орган местного самоуправления обязан проверить наличие документов, которые необходимо приложить к заявлению, а также проверить представленные документы на соответствие требованиям действующего законодательства.

По результатам рассмотрения заявления и приложенных документов орган местного самоуправления обязан принять одно из двух предусмотренных решений:

- принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора;

- отказать в передаче земельного участка в собственность с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, общество 29.10.2008 обратилось в администрацию города Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью
2393 кв.м. с кадастровым номером 24:50:02 00 029:0032, расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Маерчака, 53 Г. В заявлении общество указало: вид разрешенного использования земельного участка - для использования в целях эксплуатации объекта, незавершенного строительством; объект недвижимости - объект, незавершенный строительством общей площадью 553,5 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск ул. Маерчака, 53 Г.

Рассмотрев данное заявление, письмом от 27.11.2008 N 55194 департамент известил общество о том, что подготовлен проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату ООО “Ремикс-МС“ земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Маерчака, 53 Г.

Оценив изложенное в письме от 27.11.2008 N 55194 решение департамента на соответствие требованиям пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявление общества рассмотрено и принято решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления общества от 29.10.2008, поскольку бездействие со стороны департамента отсутствовало. В установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок департамент рассмотрел заявление от 29.10.2008 и принял решение о предоставлении земельного участка в собственность.

Согласно первоначально поданному заявлению от 29.10.2008 общество просило предоставить в собственность за плату земельный участок для эксплуатации объекта, незавершенного строительством. В качестве документа, подтверждающего право собственности на объект, общество представило свидетельство о регистрации права собственности серии 24 ЕЗ N 642173 от 28.06.2007.

Общество 04.02.2009 направило в адрес департамента письмо, в котором просит рассмотреть вопрос по выкупу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200029:0032 с
учетом регистрации права собственности на нежилое здание.

Свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2008 серия 24 ЕИ N 075948 подтверждается, что общество является собственником нежилого здания общей площадью 545,8 кв.м., инв. N 04:401:002:000023420:0005, лит. В, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 53 Г.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что изначально общество просило предоставить в собственность земельный участок для эксплуатации объекта, незавершенного строительством, а впоследствии, зарегистрировав право собственности на достроенный объект, уведомило департамент о том, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность необходимо рассматривать с учетом регистрации права собственности на достроенный объект.

Письмом от 17.04.2009 N 21834 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка в собственность по следующим основаниям:

- кадастровый паспорт земельного участка от 27.02.2009 N 24ЗУ/09-53006 содержит информацию о кадастровой стоимости земельного участка по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска, которая не соответствует разрешенному использованию объекта;

- технический паспорт от 24.03.2008 представлен на незавершенный строительством объект, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.12.2008 представлено на объект - нежилое здание по ул. Маерчака, 53 Г, г. Красноярска;

- заявителем не представлен технический паспорт на завершенный строительством объект.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что департамент правомерно отказал обществу в предоставлении земельного участка в собственность в силу следующего.

В соответствии с пунктом 6 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, к заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка.

Согласно статье 7
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входят сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), о кадастровой стоимости объекта недвижимости, о виде разрешенного использования“.

Представленный заявителем кадастровый паспорт земельного участка от 27.02.2009 N 24ЗУ/09-53006 содержит информацию о кадастровой стоимости земельного участка, занятого объектом, незавершенным строительством (г. Красноярск, ул. Маерчака, 53 “Г“). Учитывая, что на момент рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность объект недвижимости достроен, на нежилое здание зарегистрировано право собственности (свидетельство о регистрации права собственности от 29.12.2008 серии 24 ЕИ N 075948), департамент правомерно расценил представленный кадастровый паспорт как ненадлежащий документ, поскольку он содержит сведения, не соответствующие действительности.

Довод апелляционной жалобы о том, что свидетельство о регистрации права собственности от 29.12.2008 выдано регистрирующим органом ошибочно, не подтвержден документально. Общество в судебном заседании апелляционной инстанции не заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела для представления подтверждающих документов.

Довод апелляционной жалобы о том, что требование департамента представить технический паспорт на объект незавершенного строительства противоречит части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, рассмотрен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным.

Технический паспорт на объект недвижимости не входит в перечень прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок документов (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370), в связи с чем, департамент не вправе требовать его представления.

Довод апелляционной жалобы о том, что отказ в предоставлении земельного участка противоречит положениям части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, является несостоятельным.

Частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением перечисленных в данной статье случаев.

Вместе с тем, из положений статей 15, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право на приобретение земельного участка в собственность возникает у заинтересованного лица с момента представления им в орган местного самоуправления всех необходимых документов. При этом, представленные документы должны соответствовать требованиям действующего законодательства и содержать достоверные сведения.

В связи с тем, что кадастровый паспорт на земельный участок не соответствует критерию достоверности в части кадастровой стоимости земельного участка, департамент правомерно отказал в предоставлении земельного участка в собственность.

При рассмотрении арбитражным судом дела о признании решения органа местного самоуправления незаконным обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым бездействием прав и законных интересов лежит на лице, оспаривающем бездействие.

Учитывая, что обществом не представлен кадастровый паспорт на земельный участок с соответствующими изменениями в отношении расположенного на нем объекта недвижимости, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений прав и законных интересов общества оспариваемым отказом.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2009 года по делу N А33-1449/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА