Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 по делу N А33-3525/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительными решения об отказе поставить на кадастровый учет и изготовить кадастровую выписку на земельный участок и об обязании поставить земельный участок на государственный кадастровый учет и изготовить кадастровую выписку отказано правомерно, поскольку заявитель избрал ненадлежащий способ защиты прав на земельный участок, выделенный ему в бессрочное пользование, часть которого выпала из кадастрового учета.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2009 г. по делу N А33-3525/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,

судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии представителей:

открытого акционерного общества “Ачинсксельхозтехника“ - Клюева В.Н., генерального директора, на основании протокола общего собрания акционеров от 22.04.2005, паспорта;

федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Красноярскому краю - Емандыкова С.Н., на основании доверенности от 11.01.2009 N 7,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Ачинсксельхозтехника“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 23
июня 2009 года по делу N А33-3525/2009, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

открытое акционерное общество “Ачинсксельхозтехника“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному учреждению “Земельная кадастровая палата“ по Красноярскому краю о признании недействительными решения от 20.11.2008 N 24/08-10-20425, письма от 04.12.2009 N 1-6/8141 об отказе поставить на кадастровый учет и изготовить кадастровую Выписку на непрошедший ГКУ, реально существующий с 1992 года, изначально находящийся в пользовании неделимый земельный участок площадью 43 926 кв.м с разрешенным использованием: “для эксплуатации производственной базы“, предоставленный в соответствии со свидетельством о праве бессрочного пользования от 08.10.1992 N 0076 и об обязании поставить на государственный кадастровый учет и изготовить Кадастровую Выписку (с Планом) на не прошедший ГКУ, реально существующий с 1992 года, неделимый земельный участок, предоставленный федеральным собственником в соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 08.10.1992 N 0076, площадью 43 926 кв.м с разрешенным использование: “для эксплуатации производственной базы“, местонахождением: г. Ачинск, ул. 5-го июля N 5.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 июня 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным решением, открытое акционерное общество “Ачинсксельхозтехника“ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (с учетом уточнения требований апелляционной жалобы).

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает судебный акт по следующим основаниям:

- не применение подлежащих применению норм материального права, согласно которым исключительной компетенцией по проведению кадастровых работ и изготовлению кадастровых карт с планом обладает кадастровый орган, и которыми установлены законом обязанности ответчика,
не исполненные им в 2001 - 2002 годах по проведению действий кадастрового учета и предоставления сведений ГЗК в отношении земельного участка, площадью 43 926,0 кв.м., и участков, сформированных в его границах;

- не исследование имеющих значение для дела фактических обстоятельств (имелись ли препятствия у кадастрового органа в 2001 - 2002 годах для исполнения установленных законом обязанностей по проведению кадастрового учета спорного участка и участков, сформированных в его границах, площадью 35 614,00 кв.м. и 7412,0 кв.м.);

- недоказанность имеющего значение для дела обстоятельства, которое суд посчитал доказанным (участок, площадью 35 614,00 кв.м., уже стоящий на ГКУ с 2002 года, суд посчитал поставленным на КГУ в 2004 году по решению Арбитражного суда Красноярского края от 14.04.2004 по делу N А33-882/03-С2); это повлекло ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика отсутствовали установленные законом обязанности в 2001 - 2002 годах провести действия кадастрового учета и предоставить кадастровую карту с планом на неделимый участок, площадью 43 926,00 кв.м, отведенный для эксплуатации производственной базы, находящейся в пользовании с 1992 года, в границах, описанных в свидетельстве на бессрочное (постоянное) пользование от 08.10.1992 N 0076, выданном на основании имеющегося в материалах дела Постановления администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-п.

Федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Красноярскому краю считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в уточнении требования апелляционной жалобы и в правовом обосновании заявленного требования. Ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных
документов: пояснительных записок по уточнению границ земельного участка по свидетельству на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 0076 от 07.11.2008 N 98, 99, от 15.12.2008 N 108; пояснительной записки об уточнении границ земельного участка по свидетельству на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 0076; копии ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом от 27.10.2008 N 5577, копии сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.09.2008, копии ответа на запрос от 08.05.2008 N 79.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклонил ходатайство и отказал в приобщении данных документов к материалам дела, поскольку не признал причины непредставления указанных документов в суд первой инстанции уважительными.

Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что земельный участок площадью 43 926,0 кв.м. невозможно поставить на кадастровый учет, поскольку из этой площади сформированы уже другие земельные участки.

Представитель заявителя представил возражения на отзыв ответчика.

Представителем федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Красноярскому краю представлены дополнительные документы: копия схемы расположения земельных участков; копия свидетельства от 23.11.2004 серии 24 N 009555 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за ОАО “Ачинсксельхозтехника“ на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:0005, площадью 36 363 кв.м.; копия распоряжения Главы города Ачинска Красноярского края от 17.06.2004 N 1039-р об уточнении площади границ земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:0005, равной 36 363 кв.м.; копия свидетельства от 10.12.2004
серии 24 N 007986 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за ОАО “Ачинсксельхозтехника“ на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:0004, площадью 1455 кв.м.; копия постановления Главы города Ачинска Красноярского края от 20.09.2004 N 0374-п “О внесении изменений в постановление администрации города Ачинска от 11.02.2000 N 0244-п“ о ликвидации земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:0017, площадью 6157 кв.м.; копия заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 05.08.2008; копия “План землепользователя базы по материально-техническому снабжению “Ачинскатропромснаб“; копия чертежа.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил данные документы к материалам дела, как представленные в обоснование возражений относительно апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13 октября 2009 года объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 20 октября 2009 года.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Постановлением администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-П “О разрешении выдачи государственных актов на право пользования землей“, комитету по земельной реформе и земельным ресурсам города Ачинска постановлено выдать государственные акты на право пользования землей:

- Ачинской базе материально-технического снабжения “Ачинскагропромснаб“ на существующую территорию в южной промзоне с закреплением земельного участка производственной базы 4,1 га и жилой застройки 0,28 га;

- Ачинскому ремонтно-техническому предприятию Ачинского районного агропромышленного объединения на существующую территорию в южной промзоне, земельный участок площадью 0,8 га.

На основании Постановления администрации города Ачинска Красноярского края от 05.10.1992 N 381-П Ачинскому ремонтно-техническому предприятию Ачинского районного
агропромышленного объединения выдано свидетельство от 08.10.1992 N 0075 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 8142,0 кв.м. (л.д. 22). К свидетельству оформлен чертеж границ земельного Ачинского ремонтно-технического предприятия Ачинского районного агропромышленного объединения.

На основании Постановления администрации города Ачинска Красноярского края от 05.10.1992 N 381-П Ачинской базе материально-технического снабжения “Ачинскагропромснаб“ выдано свидетельство от 08.10.1992 N 0076 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 43 926,0 кв.м., в т.ч. земли поселений 41 077,0 кв.м. и 2849,0 кв.м. земли жилой застройки (л.д. 24). К свидетельству оформлен план землепользования базы.

07.12.1992 Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края принято постановление N 01-28-850 “О преобразовании государственного предприятия Ачинской базы материально-технического снабжения в акционерное общество открытого типа “Ачинскагропромснаб“. Указанным постановлением утвержден план приватизации государственного предприятия. В соответствии с пунктом 16 плана приватизации Ачинская база по материально-техническому снабжению находится в южной промышленной зоне города Ачинска - общая площадь земельного участка составляет 43 926,00 кв.м. Из них земли промышленные составляют 41 077,00 кв.м., земли под жилыми домами 2849,0 кв.м.

Согласно постановлению администрации Ачинского района от 02.08.1995 N 202-П в связи с объединением (присоединением) АООТ “Ачинскагропромснаб“ с АООТ “Ачинсксельхозтехника“ - АООТ “Ачинскагрпромснаб“ ликвидировано. Правопреемником АООТ “Ачинскагромпроснаб“ определено АОООТ “Ачинсксельхозтехника“.

10.08.1995 заявитель обратился в администрацию города Ачинска с заявлением о выдаче АООТ “Ачинсксельхозтехника“ государственного акта на право постоянного бессрочного пользования земельным участком общей площадью 52 068,00 кв.м. (43 926,0 + 8142,0) в связи с присоединением АООТ “Ачинсксельхозтехника“.

В материалы дела представлен неподписанный и незарегистрированный государственный акт на право постоянного бессрочного пользования 52 308,2 кв.м. АООТ “Ачинсксельхозтехника“ с планом земель, подписанным председателем комитета
по земельной реформе и земельным ресурсам города Ачинска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.04.2004 по делу А33-5882/03-с2, вступившим в законную силу установлены следующие обстоятельства:

- между ОАО “Ачинсксельхозтехника“ и администрацией города Ачинска были заключены договоры аренды земельных участков), расположенных по адресу г. Ачинск-2, 2-й км, южная промзона (ныне г. Ачинск, ул. 5 июля N 5): договор от 27.06.1997 N 363 аренды земельного участка площадью 36 514,77 кв. м; договор от 27.06.1997 N 364 аренды земельного участка площадью 1640,35 кв. м; договор от 10.04.1998 N 437 аренды земельного участка площадью 1640,35 кв. м; договор от 27.04.1998 N 482 (1) аренды земельного участка площадью 36 514,77 кв.м.; договор от 27.04.1998 N 482 (2) аренды земельного участка площадью 36 514,77 кв.м.; договор от 24.02.1999 N 191 аренды земельного участка площадью 1640,31 кв. м; договор от 24.02.1999 N 192 аренды земельного участка площадью 36 508,46 кв.м.;

- планами, прилагаемыми к указанным договорам аренды, справкой КУМИ города Ачинска, планами земельных участков - приложениями к свидетельствам от 05.10.1992 N 0075 и N 0076, а также планом от 09.10.2001 подтверждается, что земельные участки, являющиеся объектами указанных договоров аренды, находятся в тех же границах, что и земельные участки, расположенные по адресу: 662152, г. Ачинск, ул. 5 июля N 5: кадастровый номер 24.43.01 26030:0005, площадью 35 614,0 кв.м.; кадастровый номер 24.43.01 26030:0004, площадью 1455,0 кв.м.; кадастровый номер 24.43.01 26030:0017, площадью 6157,0 кв.м., а также земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования на которые установлено ранее Постановлением администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-П.

Арбитражный суд по делу N А33-5882/03-с2 сделал вывод о недействительности
в силу ничтожности договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу г. Ачинск-2, 2-й км, южная промзона (ныне г. Ачинск, ул. 5 июля N 5), заключенных между открытым акционерным обществом “Ачинсксельхозтехника“ г. Ачинск Красноярского края и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Ачинску Красноярского края:

- договор аренды от 27.06.1997 N 363 земельного участка площадью 36 514,77 кв.м.;

- договор аренды от 27.06.1997 N 364 земельного участка площадью 1640,35 кв.м.;

- договор аренды от 10.04.1998 N 437 земельного участка площадью 1640, 35 кв.м.;

- договор аренды от 27.04.1998 N 482 (1) земельного участка площадью 36 514,77 кв.м.;

- договор аренды от 27.04.1998 N 482 (2) земельного участка площадью 36 514,77 кв.м.;

- договор аренды от 24.02.1999 N 191 земельного участка площадью 1640,31 кв.м.;

- договор аренды от 24.02.1999 N 192 земельного участка площадью 36 508,46 кв.м.

Арбитражным судом по названному делу также признано право ОАО “Ачинсксельхозтехника“ постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, расположенные по адресу: 662152, г. Ачинск, ул. 5 июля N 5:

- кадастровый номер 24.43.01 26030:0005, площадью 35 614,0 кв.м.;

- кадастровый номер 24.43.01 26030:0004, площадью 1455,0 кв.м.;

- кадастровый номер 24.43.01 26030:0017, площадью 6157,0 кв.м.

Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-1214/2007 установлены следующие обстоятельства:

- согласно кадастровому плану земельного участка от 09.07.2002 N 43/02-814С земельный участок с кадастровым номером N 24:43:0126030:0005, площадью 35 614,0 кв.м. имеет вид разрешенного использования - для использования производственной базы. 01.06.2004 ОАО “Ачинсксельхозтехника“ обратилось в администрацию города Ачинска с заявлением от 01.06.2004 N 79 о выдаче распоряжения на ликвидацию технической ошибки, допущенной при определении площади земельного участка с кадастровым номером N 24:43:0126030:0005, принадлежащего заявителю
на праве постоянного (бессрочного) пользования по адресу: г. Ачинск, ул. 5-го июля N 5 числящегося в документах с площадью 35 614,0 кв.м., поскольку по данным межевого дела площадь земельного участка составляет 36 363,0 кв.м. 17.06.2004 Главой Администрации города Ачинска принято распоряжение N 2039-р об уточнении площади земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО “Ачинсксельхозтехника“ с кадастровым номером N 24:43:0126030:0005 по адресу: г. Ачинск, ул. 5-го июля, 5 под промышленными объектами и считать площадь равной 36 363,0 кв.м. 22.06.2004 ОАО “Ачинсксельхозтехника“ обратилось в ачинский отдел ФГУ “Земельная кадастровая палата“ с заявлением о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра, котором просит внести изменения в текущие характеристики земельного участка N 24:43:0126030:0005 на основании распоряжения Главы города Ачинска от 17.06.2004 N 2039-р.

- согласно кадастровому плану земельного участка от 28.08.2006 N 43/06-2474 земельный участок с кадастровым номером N 24:43:0126030:0005, площадью 36 363,0 кв.м. имеет вид разрешенного использования - под промышленными объектами. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.11.2004 серия 24ДД N 009555 ОАО “Ачинсксельхозтехника“ на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок кадастровый номер N 24:43:0126030:0005 из земель поселений под промышленными объектами площадью 36 363,0 кв.м. по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. 5-го июля, 5.

05.09.2008 открытое акционерное общество “Ачинсксельхозтехника“ обратилось в федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Красноярскому краю с заявлением (не представлено в материалы дела) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном в квартале 24:43:0125030 земельном участке N 0005, предоставленном заявителю в соответствии со свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 08.10.1992
за N 0076. Решением федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Красноярскому краю от 20.11.2008 N Ф24/08-10050425 открытому акционерному обществу “Ачинсксельхозтехника“ отказано в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия в представленных документах оснований для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном (пункт 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35).

Письмом от 04.12.2008 N 1-6/8141 федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Красноярскому краю разъяснило заявителю мотивы отказа и невозможность осуществления кадастрового учета после принятия решения об отказе.

Считая, что решение от 20.11.2008 N 24/08-10-20425 и письмо от 04.12.2009 N 1-6/8141 нарушают требования законодательства, права и законные интересы, открытое акционерное общество “Ачинсксельхозтехника“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным. В силу части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом.

Требования заявителя являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно статье 3 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“.

В силу статьи 4 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Статьей 16 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Из материалов дела следует, что 05.09.2008 открытым акционерным обществом “Ачинсксельхозтехника“ подано заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке N 0005 в квартале 24:43:0126030 и выдаче кадастрового паспорта и кадастровой выписки об объекте недвижимого имущества. Согласно пункту 4 заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, заявителем определены документы, представляемые в качестве приложения к заявлению и устанавливающие (по мнению заявителя) его право на ранее учтенный объект недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ определен состав необходимых для кадастрового учета документов, в том числе документ, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

Согласно статье 23 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Как следует из предоставленной выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.10.2008 N 02/020/2008-147 за заявителем на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:0005, площадью 36 363,0 кв.м. Фактические обстоятельства определения границ данному земельного участка установлено решением Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-1214/2007.

В материалах дела имеется также кадастровый план от 14.01.2005 земельного участка 24:43:0126030:0005 площадью 36 363,00 кв.м., подтверждающий факт нахождения его на праве постоянного (бессрочного) пользования за открытым акционерным обществом “Ачинсксельхозтехника“.

Из пояснений заявителя следует, что целью подачи заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке N 0005 в квартале 24:43:0126030 являлось восстановление на кадастровом учете земельного участка площадью 43 926,0 кв.м., определенного в соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 0076.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Судебными актами Арбитражного суда Красноярского края по делам N А33-5882/03-с2, N А33-1214/2007 (вступившими в законную силу) установлены факты фактического расформирования земельных участков, определенных в свидетельствах от 05.10.1992 N 0075 и N 0076, и образование в их границах земельных участков, расположенных по адресу: 662152, г. Ачинск, ул. 5 июля N 5:

- кадастровый номер 24.43.01 26030:0005, площадью 35 614,0 кв.м. (в дальнейшем - 36 363,0 кв.м.);

- кадастровый номер 24.43.01 26030:0004, площадью 1455,0 кв.м.;

- кадастровый номер 24.43.01 26030:0017, площадью 6157,0 кв.м.

Доказательств оспаривания действий по расформированию участков, определенных в свидетельствах от 05.10.1992 N 0075 и N 0076, а также доказательств, что данные земельные участки были ранее учтены в государственном кадастре недвижимости ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции заявителем не представлено, несмотря на то, что заявитель знал о расформировании земельных участков и образовании в их границах новых земельных участков, на которые просил признать право постоянного (бессрочного) пользования.

Это подтверждается решением Арбитражного суда по делу А33-5882/03-с2, которым по требованию заявителя (ОАО “Ачинсксельхозтехника“) было признано постоянное (бессрочное) пользование тремя названными земельными участками.

В качестве основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 20.11.2008 федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Красноярскому краю указывает на факт отсутствия в представленных документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном (статья 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.0.2008 N 35).

В соответствии с пунктом 34 указанного Порядка, основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) является в т.ч. отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

Статьей 27 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ определены основания для отказа в осуществлении кадастрового учета Согласно пункту 4 указанной статьи при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок сог“асования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Требуя в заявлении от 05.09.2008 внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке N 0005 в квартале 24:43:0126030 и выдачи кадастрового паспорта и кадастровой выписки об объекте недвижимого имущества, каких - либо документов в основание границ земельного участка в размере 43 926,0 кв.м. заявитель не представляет.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Из материалов дела следует, что ранее существовавший земельный участок площадью 43 926 кв.м. расформирован на два земельных участка. В государственный кадастр недвижимости внесены сведения об образованном из части спорного земельного участка участке площадью 36 363 кв.м. (кадастровый номер 24:43:0126030:0005 - л.д. 57-58). Повторное внесение таких сведений об одной и той же площади в составе разных земельных участков не представляется возможным. Довод заявителя о фактическом допущении ответчиком подобных случаев (на примере земельных участков с кадастровыми номерами 24:43:0126030:0017 - л.д. 51-52; 24:43:0126030:0004 - л.д. 53-54; 24:43:0126030:0018 - л.д. 55-56) не имеет относимости к предмету настоящего спора и не свидетельствует о законности требований заявителя по данному делу.

Довод заявителя о не оценке (неверной оценке) судом первой инстанции действий (бездействия) кадастрового органа в 2001-2002 годах не подлежат оценке судом, так как заявителем пропущены сроки на обжалование таких действий (бездействия) в рамках настоящего дела.

Нормативное обоснование требований заявителя также является неверным. Так статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре, вступившем в силу с 01.03.2008 года. Заявление общества, по которому принято решение об отказе, подано 05.09.2008, т.е. после вступления в силу Закона о кадастре. Следовательно, положения Закона о кадастре и принятые на его основе иные нормативные акты распространяются на возникшие отношения по вышеназванному заявлению. Однако, в дальнейшем заявитель делает ссылки на статьи 9, 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, который утратил силу с 17.05.2008 и, соответственно, к возникшим отношениям не применяется.

Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра, утв. Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 918 не применяются в связи с тем, что утратил силу Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, в соответствии с которым эти Правила были утверждены. Соответственно, они не подлежат применению. Кроме этого, данные Правила регулировали порядок предоставления сведений, а предметом рассмотрения по настоящему делу является внесение сведений о ранее учтенном земельном участке (отказ во внесении этих сведений) в государственный кадастр недвижимости (иные действия).

Положение о проведении территориального землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства от 07.06.2002 N 396, ссылки на которое также имеются в апелляционной жалобе, утратило силу с 29.06.2009. Однако, предмет регулирования этого Положения также не имеет отношения к рассматриваемому вопросу. Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон. Тогда как в апелляционной жалобе заявитель указывает на земельный участок. Кроме этого, в компетенцию ответчика не входят обязанности по выполнению кадастровых работ. Такими полномочиями согласно части 4 статьи 1 главы 1 и главы 4 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ обладает кадастровый инженер.

Заявитель оспаривает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке ссылаясь на Правила оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01 от 10.04.2001. Однако, указанные Правила эти вопросы не регулируют. Кроме того, указанные Правила утверждены вышеназванным Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 918, которое утратило силу. После вступления в силу Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ подлежит оформлению и выдаче заинтересованному лицу не кадастровый план земельного участка, а кадастровый паспорт земельного участка. Форма кадастрового паспорта утверждена Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32.

Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 от 10.04.2001 является необоснованной. Целью Указаний является инвентаризация сведений о земельных участках, кадастровый учет которых осуществлен до введения в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ для последующего внесения этих сведений в государственный земельный кадастр. Учитывая, что кадастровый учет земельного участка площадью 43 926,0 кв.м. не подтверждается, применение названных Указаний к правоотношениям настоящего дела невозможно.

Доводы заявителя в отношении размеров земельных участков, правами на которые он обладает (общей площадью 52 068,0 кв.м.) являются обоснованными. Из обстоятельств судебных дел N А33-5882/03-с2, А33-1214/2007 и материалов настоящего дела усматривается, что из кадастрового учета выпала часть земельного участка площадью 7563 кв.м. (43 926 кв.м. - 36 363 кв.м.), выделенного заявителю в бессрочное пользование на основании постановления администрации города Ачинска Красноярского края от 05.10.1992 N 381-п и свидетельства от 08.10.1992 N 0076. Однако, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты. Свои интересы заявитель вправе защищать иными законными способами.

При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 23 июня 2009 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 23 июня 2009 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба открытого акционерного общества “Ачинсксельхозтехника“ - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июня 2009 года по делу N А33-3525/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья

Н.М.ДЕМИДОВА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА