Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А69-282/2009-2 Пункты договора на энергоснабжение, предусматривающие основания для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, а также прекращения продажи электроэнергии детскому саду являются недействительными, поскольку дошкольное образовательное учреждение относится к потребителям, осуществляющим социальное обеспечение, для которых законодательством установлен специальный порядок введения ограничения режима энергопотребления.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2009 г. по делу N А69-282/2009-2

Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Споткай Л.Е.,

судей: Бабенко А.Н., Шошина П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

при участии:

от истца Прокуратуры РФ - Черных А.В. по поручению,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Республики Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от 1 июня 2009 года по делу N А69-282/2009-2, принятое судьей Маады Л.К.-Б.,

установил:

первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к открытому акционерному обществу “Тываэнергосбыт“
о признании договора недействительным в части - признать недействительным пункты 3.2.2, абз. 2 пункта 3.2.3, 4.1.1 в части слов “оказанные Гарантирующим поставщиком услуги в порядке, проке и размере, предусмотренном разделом 7 настоящего договора“, 4.1.27, абз. 2 пункта 4.1.13 договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007.

К участию в деле в качестве ответчика с учетом уточнений прокурора (л.д. 29) привлечено муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад N 36 “Найырал“.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 1 июня 2009 года заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва к ОАО “Тываэнергосбыт“ о признании договора недействительным удовлетворено в части.

Суд признал положения абз. 2 пункта 4.1.13, пункт 4.1.27 договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007, заключенного между ОАО “Тываэнергосбыт“ и муниципальным дошкольным образовательным учреждением - детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла недействительными (ничтожными) как противоречащие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

В части требований о признании недействительными пунктов 3.2.2, абз. 2 пункта 3.2.3, 4.1.1 в части слов “оказанные гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроке и размере, предусмотренном разделом 7 настоящего договора“, договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007, заключенного между ОАО “Тываэнергосбыт“ и МДОУ - детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла отказано.

С ОАО “Тываэнергосбыт“ в доход федерального бюджета взыскано 1000 рублей государственной пошлины.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 1 июня 2009 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействительными пункта 3.2.2, абзаца 2 пункта 3.2.3, пункта 4.1.1 в части слов “оказанные Гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроке и размере, предусмотренном разделом 7
настоящего договора“, удовлетворить исковые требования в указанной части по следующим основаниям (с учетом дополнения к апелляционной жалобе):

- согласование сторонами в договоре иных случаев ограничения режима потребления электроэнергии не противоречит пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации. В перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления, которых ниже уровня аварийной брони не допускается, включены учреждения социального обеспечения. Включение в договор, заключаемый ОАО “Тываэнергосбыт“ с учреждения социального обеспечения положений о полном или частичном ограничении недопустимо;

- неправомерен вывод суда о том, что в Уставе учреждения должно быть указано, что оно является учреждением социального обеспечения. Согласно Типовому положению дошкольных учреждений такие сведения в Устав дошкольного учреждения не вносятся. Из наименования учреждения следует, что оно является комбинированного вида;

- муниципальные дошкольные образовательные учреждения относятся к учреждениям, прекращение или ограничение подачи энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни несовершеннолетних детей, обслуживающий персонал, причинению их здоровью вреда;

- затраты гарантирующего поставщика за оказанные им услуги по передаче электрической энергии учтены при расчете тарифов, в связи с чем, они не могут являться предметом договорного регулирования и взиматься с потребителя дополнительно к уплачиваемому тарифу;

- признание пункта 4.1.27 договора автоматически влечет признание пункта 4.1.1 недействительным;

- Федеральный закон от 26.03.2003 N 37-ФЗ не допускает возможности прекращения или ограничения подачи электрической энергии без согласования с абонентом на том основании, что последний допустил нарушение сроков оплаты энергии.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 1 июня 2009 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействительным пункта 3.2., абзаца 2 пункта 3.2.3, пункта
4.1.1 в части слов “оказанные гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроке и размере, предусмотренном разделом 7 настоящего договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007, заключенного между ОАО “Тываэнергосбыт“ и МДОУ детский сад “Найырал“.

В судебном заседании 4 августа 2009 года на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 5 августа 2009 года

Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени месте судебного заседания, в судебное заседание не явились На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

Между Открытым акционерным обществом “Тываэнергосбыт“ (Гарантирующий поставщик) и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением - детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла (Государственный заказчик) заключен договор энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007 г. Согласно условиям договора Открытое акционерное общество “Тываэнергосбыт“ обязуется осуществлять поставку электрической энергии Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла, а Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла принимать и оплачивать поставляемую ему электроэнергию.

Между Открытым акционерным обществом “Тываэнергосбыт“ и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением - детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла возникли обязательства, вытекающие из договора энергоснабжения, которые регулируются статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.2.2 договора Гарантирующий поставщик имеет право вводить полное ограничение режима потребления электрической энергии через одни сутки
после уведомления Государственного заказчика направленным ему письмом, в виде телефонограммы или по факсу:

- за самовольное присоединение токоприемников к сети Сетевой организации путем полного ограничения режима потребления электрической энергии на такие объекты;

- за увеличение присоединенной мощности сверх величины, указанной в п. 1.3 настоящего контракта или подключение субабонентов без разрешения Сетевой организации путем полного ограничения режима потребления электрической энергии в соответствующих точках поставки;

- за неудовлетворительное состояние электроустановок Государственного заказчика, угрожающее аварией и создающее угрозу жизни обслуживающего персонала и населения (при получении соответствующего предписания уполномоченных органов), или снижение показателей качества электроэнергии по вине Государственного заказчика, нарушающее нормальное функционирование электроустановок Сетевой организации путем полного ограничения режима потребления электрической энергии на такие объекты;

- за отказ Государственного заказчика самостоятельно произвести ограничение режима потребления электроэнергии (мощности) отключением собственных энергетических устройств согласно п. 4.1.29 настоящего контракта, пользование энергией (потребление электрической мощности) без согласованной величины электропотребления путем полного ограничения режима потребления электрической энергии по всем точкам поставки, указанным в пункте 1.3 настоящего договора.

Согласно пункту 3.2.3 договора гарантирующий поставщик имеет право вводить без предупреждения полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности):

- в случаях и порядке, предусмотренных в ст. 546 Гражданского кодекса Российской федерации;

- при невыполнении Государственным заказчиком графиков аварийного ограничения режимов потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, при отказе в работе аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики, находящейся в электроустановках Государственного заказчика или переводе указанной в графиках нагрузки на другие питающие линии.

Приостановление или прекращение продажи электроэнергии может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Продажа электроэнергии в объеме и режиме установленном в контракте, возобновляется в течение 24
часов с момента устранения причин, указанных в пунктах 3.2.1 - 3.2.3 настоящего контракта и явившихся причиной введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), но не ранее момента поступления денежных средств в кассу Гарантирующего поставщика или получения им подтверждения факта принятия банком такого платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика.

Пунктом 4.1.1 договора предусмотрена обязанность Государственного заказчика производить расчеты за поставленную (оплачивать потребленную) электрическую энергию, а также оказанные гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроки и размере, предусмотренной разделом 7 настоящего контракта.

В соответствии с пунктом 4.1.13 договора Государственный заказчик обязуется при наличии письменного разрешения Гарантирующего поставщика или сетевой организации использовать электрическую энергию и осуществлять контроль за использованием электроэнергии субабонентами на отопление и горячее водоснабжение строго вне часов максимума нагрузки энергосистемы. В случае нарушения п. 4.1.12 и п. 4.1.13 установленного (выявленного) персоналом Гарантирующего поставщика или сетевой организации, уплачивать Гарантирующему поставщику штраф в размере 3-х кратной стоимости потребленной электроэнергии за 3 предыдущих расчетных периода, в пределах отопительного сезона. Аналогичный штраф уплачивается Государственным заказчиком при подключении субабонентов без разрешения в размере 3-х кратной стоимости объема потребляемой электроэнергии рассчитанного исходя из использования присоединенной мощности 24 часа в сутки и определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где осуществляется бездоговорное потребление электрической энергии, но не более, чем за 3 года.

Согласно пункту 4.1.27 договора Государственный заказчик обязуется оплачивать затраты Гарантирующего поставщика, не включенные в ставку тарифа электроэнергии (мощности), а именно, затраты, связанные с: заключением (расторжением) контракта; введением режима ограничения (возобновлением) электроснабжения; урегулированием вопросов, связанных с
ненадлежащим исполнением Государственным заказчиком своих обязанностей; осуществлением персоналом Гарантирующего поставщика, по инициативе Государственного заказчика, проверок и обследований.

Полагая, что пункты 3.2.2, абз. 2 пункта 3.2.3, 4.1.1 в части слов “оказанные Гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроке и размере, предусмотренном разделом 7 настоящего договора“, 4.1.27, абз. 2 п. 4.1.13 договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007 г. противоречат действующему законодательству, первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

От лиц, участвующих в деле, возражений о проверке решения только в обжалуемой части, не поступило.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется
оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения (пункт 4 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“).

Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным, порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций утверждается Правительством Российской Федерации (пункты 5, 7 статьи 38 ФЗ “Об электроэнергетике“).

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае
нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Согласно пункту 160 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям в случае наступления, предусмотренных разделом XIII названных Правил обстоятельств.

Подпункт “а“ пункта 161 Правил N 530 не может истолковываться как норма, допускающая установление в договоре дополнительных, не предусмотренных Гражданским кодексом РФ оснований для прекращения или ограничения подачи электрической энергии при нарушении или ненадлежащем исполнении потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

В силу пункта 168 Правил в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 названных Правил.

Таким образом, в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, пунктом 168 Правил N 530 установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления, не допускающий
полного ограничения режима потребления.

В указанный перечень, предусмотренный приложением N 6, включены учреждения социального обеспечения.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно пункту 1.1 Устава муниципальное учреждение образовательное учреждение Детский сад N 36 “Найырал“ является учреждением комбинированного вида города Кызыла, регулирующим программы дошкольного образования различной направленности.

В соответствии с пунктом 3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также просмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются, в том числе, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей (пункт 5 Типового положения).

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения, в том числе, детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании). В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей (пункт 8 Типового положения).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционирует в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.

В соответствии с пунктом 12 Типового положения дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе (пункт 27 Типового положения).

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группу компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения (пункт 29 Типового положения).

В соответствии с пунктом 41 Типового положения порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.

Согласно уставу от 01.11.2006, утвержденного Постановлением Мэра г. Кызыла N 2381, МДОУ Детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла осуществляет воспитание как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями.

Согласно пункту 2.5 Устава МДОУ Детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла в учреждении функционирует 8 общеобразовательных групп, в том числе одна группа с фонетико-фонетическим нарушением речи, одна группа для детей с туберкулезной инфекцией.

Из материалов дела следует, что сформирована группа по воспитанию санаторных детей, которые на протяжении всего года постоянно и круглосуточно находятся в учреждении.

Суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства и не принял во внимание, что данное детское учреждение относится к учреждениям социального обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“ законодательство РФ о социальном обслуживании состоит, в том числе из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 указанного закона учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности, в том числе являются иные учреждения, предоставляющие социальные услуги (подп. 14).

В соответствии со статьей 3 данного закона социальными услугами являются действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

К указанным действиям относятся оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (статья 1 закона).

Названный закон регламентирует, что трудной жизненной ситуацией является ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (статья 3).

Таким образом, указанный закон не содержит закрытый перечень ни учреждений социального обслуживания, ни категорию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а вопросы социального обеспечения регламентирует кроме названного закона и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, к которым в полной мере относится и Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ от 24.07.1998 года N 124-ФЗ социальной структурой для детей является система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

При этом данный закон содержит такие понятия, как социальная адаптация ребенка, социальная реабилитация ребенка, социальные службы для детей.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 *** ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

При этом согласно указанной норме дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - в том числе дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств.

Из системного анализа указанных федеральных законов, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, а также устава МДОУ Детский сад N 36 “Найырал“ комбинированного вида города Кызыла следует, что данное дошкольное учреждение относится к учреждениям социального обеспечения, на которое в полной мере по правилам пункта 168 Правил N 530 распространяется специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления, не допускающий полного ограничения режима потребления.

В силу пункта 1 статьи 9 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание режим указанного дошкольного учреждения и круглосуточное нахождение детей, доводы прокурора о том, что меры по прекращению и ограничению подачи энергии ведут к нарушению прав несовершеннолетних воспитанников и создают угрозу их жизни и здоровью, являются обоснованными.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, а также институт семьи находятся под защитой государства. Конвенция ООН о правах ребенка, участником которой является Россия, устанавливает в качестве прямой обязанности государства обеспечение ребенку того уровня жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что МДОУ “Детский сад N 36 “Найырал“ относится к социальной структуре для детей и прекращение или ограничение подачи электрической энергии повлечет прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения, что может повлечь за собой нарушение прав ребенка.

В соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

На основании изложенного, пункты 3.2.2, абзац 2 пункта 3.2.3 договора, предусматривающие основания для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, а также прекращения продажи электроэнергии являются недействительными как противоречащие закону и правовым актам в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оснований для признания недействительным пункта 4.1.1 договора в части слов “оказанные Гарантирующим поставщиком услуги в порядке, сроке и размере, предусмотренном разделом 7 настоящего договора“, не имеется, поскольку указанный раздел регламентирует порядок оплаты. Доказательств несоответствия данного порядка оплаты какой-либо норме в суд не представлено.

В связи с неправильным применением норм материального права, решение в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 3.2.2, абзаца 2 пункта 3.2.3 договора подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 333.21 Налогового кодекса РФ, статья 331.21 в Кодексе отсутствует.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчиков.

Руководствуясь статьями 268, 269, пункта 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от “01“ июня 2009 года по делу N А69-282/2009-2 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пункта 3.2.2, абз. 2 пункта 3.2.3 договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007, заключенного между открытым акционерным обществом “Тываэнергосбыт“ и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 36 “Найырал“, отменить. В указанной части иск удовлетворить. Признать недействительными пункт 3.2.2, абзац 2 пункта 3.2.3 договора энергоснабжения N 2337 от 01.04.2007, заключенного между открытым акционерным обществом “Тываэнергосбыт“ и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 36 “Найырал“.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Тываэнергосбыт“ в доход федерального бюджета 500 рублей 00 копеек - государственной пошлины.

Взыскать с МДОУ детский сад N 36 “Найырал“ в доход федерального бюджета 500 рублей 00 копеек - государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий

Л.Е.СПОТКАЙ

Судьи:

А.Н.БАБЕНКО

П.В.ШОШИН