Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 N А33-10661/2008-03АП-2490/2009 по делу N А33-10661/2008 В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным распоряжения администрации города в части установления размера цены выкупа земельного участка отказано правомерно, поскольку заявитель не доказал факт незаконности оспариваемого акта и действий органа местного самоуправления в части использования при определении цены выкупа земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением органа исполнительной власти субъекта РФ.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2009 г. N А33-10661/2008-03АП-2490/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии:

индивидуального предпринимателя Семикова В.А., на основании паспорта,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (г. Красноярск)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 21 мая 2009 года по делу N А33-10661/2008, принятое судьей И.В. Шишкиной,

установил:

предприниматель Семиков Виталий Анатольевич обратился в арбитражный суд с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества
и земельных отношений администрации г. Красноярска,

- о признании недействительным пункта 3 Распоряжения администрации г. Красноярска N 428 от 01.08.2008 в части установления размера цены выкупа земельного участка;

- об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утвердить новый расчет выкупа земельного участка, исходя из размера пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, и использования земли “под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта“, что составит выкупную цену 411 593,85 руб.,

- об обязании администрации г. Красноярска внести изменения в пункт 3 указанного Распоряжения.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, гр. Пащенко Андрей Иванович, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2009 года по делу N А33-10661/2008 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, индивидуальный предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, мотивируя следующими доводами:

- суд первой инстанции установил несоответствие пункта 3 Распоряжения администрации г. Красноярска N 428 от 01.08.2008 действующему законодательству в части установления размера цены выкупа земельного участка, однако в нарушение части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не сделал вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя и признании оспариваемого пункта Распоряжения недействительным,

- в нарушение требований статьи 71 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вышел за пределы предмета спора, поскольку предприниматель не обращался с заявлением о признании договора купли-продажи недействительным или незаключенным,

- резолютивная
часть решения суда не содержит сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

По результатам проверки явки лиц, участвующих в деле, суд установил, что в судебное заседание не явились и не направили своих представителей ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (приложение к протоколу от 17.07.2009); Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому края представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (телефонограмма N 16 от 22.07.2009), гр. Пащенко Андрей Иванович (телефонограмма 30 от 22.07.2009). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводиться в отсутствие указанных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

По договору купли-продажи от 04.05.2006 гр. Семиков В.А. (покупатель) приобрел у гр. Куприяновой Н.А. (продавец) нежилое здание общей площадью 116,40 кв.м. по адресу г. Красноярск, проспект Красноярский рабочий, 27, строение 1 и нежилое здание общей площадью 161,80 кв.м. по адресу г. Красноярск, проспект Красноярский рабочий, 27. строение 2.

Нежилое здание площадью 161,80 кв.м. состоит из четырех помещений: N 1 площадью 65,6 кв.м., N 2 площадью 9.4 кв.м., N 4 площадью 64,4 кв.м., N 6 площадью 22.4 кв.м. Нежилое здание площадью 117,3 кв.м. состоит из
двух помещений N 1 площадью 102.2 кв.м., N 4 площадью 15,1 кв.м.

На все 6 вышеуказанных помещений истец зарегистрировал право собственности в ЕГРП, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о регистрации права собственности.

12.03.2008 истец обратился к заместителю главы города - начальнику Департамента муниципального имуществ и земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 площадью 3 827,0 кв.м. по адресу г. Красноярск, проспект Красноярский рабочий, строения N 1 и 2, приложив правоустанавливающие документы и кадастровый план земельного участка.

01.08.2008 администрацией г. Красноярска принято распоряжение N 428 от 01.08.2008, которым гр. Семикову В.А. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, зоны производственных предприятий 1 - 11 классов вредности, общей площадью 3 827 кв.м. по адресу г. Красноярск, проспект Красноярский рабочий, 27, строения 1 и 2 для использования нежилых зданий в соответствии с градостроительным регламентом зоны (пункт 1). Пунктом 3 Распоряжения установлена цена выкупа участка в размере 2 550 594,15 рублей.

К Распоряжению прилагается расчет цены выкупа земельного участка, составленный Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в сумме 2 550 504,15 рублей.

08.09.2008 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (продавец) и гр. Семиковым В.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка N 868, по которому земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 площадью 3 827,0 кв.м продан истцу за цену 2 550 504,15 рублей.

Право собственности истца на данный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП 26.09.2008, что подтверждается представленным свидетельством о регистрации права.

В дальнейшем 24.10.2008 Семиков В.А. произвел отчуждение земельного
участка и нежилых зданий (состоящих из 6 помещений) гражданину Пащенко А.И., что подтверждается выписками из ЕГРП от 04.03.2009 (т. 2 л.д. 3 - 10).

Истец, полагая, что цена выкупа должна была определяться на основании нормативных актов, действующих на дату подачи заявления (т.е. в размере пятикратной, а не десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка), кроме того, должен быть применен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 434 руб./кв.м. (вид функционального использования - “земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта“), а не 4 443 руб./кв.м. (вид функционального использования - “земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса“), обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением (с уточненными требованиями).

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления
входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действий (бездействия), лежит на органе, принявшем решение.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (пункт 2 статьи 28 Кодекса).

В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

На момент подачи заявления о выкупе земельного участка (12.03.2008) истец являлся собственником
находящихся на нем двух нежилых зданий, состоящих из 6 помещений, следовательно, исходя из правил пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса, предпринимателю Семикову В.А. было предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимого имущества.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения заявителя 12.03.2008) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса, а в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что письменное заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка подано истцом в Департамент 12.03.2008, проект договора купли-продажи в установленный законом месячный срок Департаментом муниципального имущества и земельных отношений подготовлен не был; решение о передаче истцу земельного участка в собственность принято администрацией г. Красноярска 01.08.2008 (Распоряжение N 428 от 01.08.2008); договор купли-продажи земельного участка заключен 08.09.2008.

На момент подачи истцом заявления на выкуп
земельного участка действовал Закон Красноярского края от 11.12.2002 N 4-766 “Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений“, согласно пункту 1 которого на территории Красноярского края цена земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в черте г. Красноярска установлена в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Данное Положение утратило силу с принятием Закона Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1581 “О регулировании земельных отношений в Красноярском крае“ (вступившего в силу с 10.05.2008), согласно пункту 3 статьи 14 которого цена выкупа установлена для земельных участков в черте г. Красноярска в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В пункте 3 Распоряжения администрации г. Красноярска N 428 от 01.08.2008 цена выкупа была установлена в размере 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в сумме 2 550 504,15 руб. на основании Закона Красноярского края N 5-1581 от 24.04.2008.

Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления в течение месяца со дня поступления соответствующего заявления. Поскольку общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка 12.03.2008, срок принятия органом местного самоуправления решения по данному вопросу истекает 12.04.2008.

Порядок определения цены выкупа земельного участка установлен статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением
земельного законодательства“, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о цене является существенным условием договора купли-продажи.

Учитывая положения приведенных норм, суд первой инстанции правильно указал, что выкупная цена земельного участка должна была определяться на дату истечения срока принятия решения о выкупе земельного участка (12.04.2008), то есть на основании Закона Красноярского края от 11.12.2002 N 4-766 “Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений“ (в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка).

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что применение правил определения цены земельного участка, установленных Законом Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1581 “О регулировании земельных отношений в Красноярском крае“ неправомерно с учетом истечения 12.04.2008 срока принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка на основании соответствующего заявления предпринимателя.

Следовательно, Распоряжение администрации и приложение к нему (расчет) в обжалуемой части не соответствуют положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и
нарушают права заявителя, поскольку расчет выкупной цены на земельный участок произведен по ставке, превышающей размер ставки, установленной Законом Красноярского края от 11.11.2002 N 4-766, действующей на дату истечения месячного срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

Вместе с тем, основания для удовлетворения заявленных индивидуальным предпринимателем требований отсутствуют с учетом следующих обстоятельств.

Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (продавец) и гр. Семиковым В.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи N 868 от 08.09.2008 земельного участка N 24:50:0500196:0037 по цене, указанной в Распоряжении N 428 от 01.08.2008, которую истец оспаривает после заключения договора купли-продажи. При этом предприниматель не направлял Департаменту протокол разногласий к договору в части установления выкупной цены земельного участка.

Стоимость земельного участка в сумме 2 550 504,15 рублей оплачена истцом по договору.

В настоящее время объекты недвижимости и земельный участок проданы истцом другому лицу (отчуждение зарегистрировано 24.10.2008 - т. 2 л.д. 3 - 10).

В соответствии со статьей 555 ГК РФ цена является существенным условием договора купли-продажи недвижимости, при отсутствии соглашения по данному условию договор считается незаключенным.

Стадия заключения договора сторонами завершена 08.09.2008, в связи с чем возможность урегулирования разногласий по выкупной цене теми способами защиты, которые предъявлены по настоящему иску, утрачена. Истец не лишен права обратиться в суд с иными способами защиты, в случае если полагает, что по заключенному договору купли-продажи земельного участка ответчиками была установлена незаконная цена выкупа участка.

В силу изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции, в нарушение части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не сделал вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя и признании оспариваемого пункта Распоряжения недействительным.

Довод предпринимателя о выходе суда за пределы предмета спора, мотивированный тем, что предприниматель не обращался с заявлением о признании договора купли-продажи недействительным или незаключенным, безоснователен, поскольку в рамках настоящего дела не рассматривался вопрос о соответствии условий договора купли-продажи земельного участка N 868 от 08.09.2008 действующему законодательству.

Отсутствие в резолютивной части решения суда сведений, предусмотренных частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отмены решения суда, поскольку это нарушение не привело и не могло привести к принятию неправильного решения, кроме того, содержание заявленных требований конкретизировано на странице 2 решения.

Довод заявителя о незаконном использовании при расчете выкупной цены удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 4 443 рублей за 1 кв.м. обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Из материалов дела следует, что при подготовке проекта распоряжения в части определения цены выкупа Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска руководствовался удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 площадью 3 827, который указан в кадастровом плане земельного участка от 29.02.2008 и составляет 4 443 руб. за кв./м.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“ (действовавшем на дату подачи истцом заявки на выкуп земельного участка), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного кадастра на основании данных государственной и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При подаче заявления на выкуп земельного участка предприниматель Семиков В.А. представил кадастровый план земельного участка N 24:50:0500196:0037 от 29.02.2008, в котором в графе 13 указана кадастровая стоимость - 17 003 361 руб., в графе 16 - удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 443 руб./кв.м., разрешенное использование - размещение объектов складского и торгового назначения.

Государственная кадастровая оценка земель г. Красноярска была проведена в соответствии с “Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений“, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, результаты кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края“.

В Постановлении Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п, а также Постановлении Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края“ (действовавшим на дату принятия решения о выкупе) установлена кадастровая стоимость земель г. Красноярска по кадастровым кварталам по видам функционального использования земель: по кадастровому кварталу 24:50:0500196, к которому относится спорный участок по виду функционального использования “Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса“ установлена кадастровая стоимость в размере 4 443 руб./кв.м., а за земли по виду функционального использования “Земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта“ - в размере 1 434 руб./кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 внесен в государственный кадастр недвижимости в ходе проведения работ по подготовке сведений, необходимых для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков.

Семиков В.А. 05.10.2006 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче технического задания на проведение инвентаризации и формирование документов по оформлению права на земельный участок по адресу г. Красноярск, пр-т Красноярский рабочий, 27, занимаемый нежилыми зданиями для утверждения проекта границ земельного участка. Распоряжением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 21.02.2008 N 534-недв. “Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. им. газ. “Красноярский рабочий, 27, строение 1, 2“ утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов, территориальной зоны производственных предприятий 1 - 2 классов вредности, общей площадью 3 827 кв.м., по адрес г. Красноярск. пр. им. газ. “Красноярский рабочий, 27, строения 1, 2“. Вид разрешенного использования: размещение объектов торгового и складского назначения (данные обстоятельства установлены постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по делу N А33-4269/2008, в котором участвовали Семиков В.А. и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска).

В письме Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 05.05.2009 сообщено, что по результатам работ по подготовке сведений, необходимых для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости, были подготовлены по земельным участкам на территории г. Красноярска “оценочные описи земельных участков“ с приложением “Актов определения кадастровой стоимости“. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 составляла 822 630 руб. и была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель поселений по 8 виду функционального использования - “административные здания, офисы“, который составлял 3 226 руб./кв.м.; 29.02.2008 от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска поступила заявка о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании, адресе, площади земельного участка N 24:50:0500196:0037. В соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 21.02.2008 N 534-недв. “Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. им. газ. “Красноярский рабочий, 27, строение 1, 2“, которым для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования: размещение объектов торгового и складского назначения.

Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, а также существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 определено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом Управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4 данных Методических указаний).

Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю во исполнение пункта 1.4 Методических указаний подготовлен Акт определения кадастровой стоимости от 24.03.2008, в котором кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель поселений, по 5 виду функционального использования “размещение объектов торгового и складского назначения“, который составил 4 443 руб./кв.м. (то есть так, как это определено в Распоряжении от 21.02.2008 N 534-недв. “Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. им. газ. “Красноярский рабочий, 27, строение 1, 2“). На основании данного документа определена кадастровая стоимость земельного участка, а также указан удельный показатель кадастровой стоимости земель в кадастровом плане земельного участка N 24:50:0500196:0037.

Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска при расчете цены выкупа земельного участка, и администрацией г. Красноярска при издании Распоряжения N 428 от 01.08.2008 применен данный удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 443 руб./кв.м.

Заявителем не подтверждены иная кадастровая стоимость земельного участка и соответственно удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.

Распоряжение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 21.02.2008 N 534-недв. “Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. им. газ. “Красноярский рабочий“, 27. строения 1, 2 в части вида разрешенного использования: размещение объектов торгового и складского назначения не оспорено заявителем.

Индивидуальный предприниматель Семиков В.А. не обращался с заявлением в Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю об определении иной кадастровой стоимости земельного участка, а также об оспаривании действий Управления по определению кадастровой стоимости земельного участка, а соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 443 руб. за 1 кв.м. по 5 виду функционального использования.

При этом, согласно выписке из Единого государственного реестра предпринимателей, одним из видов деятельности истца является оптовая и розничная торговля. Площадь зданий принадлежавших истцу, которые им сдавались в аренду для размещения складов материально-технического значения и использовались для ремонта холодильного оборудования, составляет 279,1 кв.м., в то время как площадь всего земельного участка 3 827 кв.м. У арбитражного суда в силу статьей 2, 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса также отсутствуют полномочия по определению кадастровой стоимости земельного участка.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель не доказал факт незаконности оспариваемого акта администрации г. Красноярска и действий Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в части использования при определении цены выкупа земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 443 руб./кв.м.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя о признании недействительным пункта 3 Распоряжения администрации г. Красноярска N 428 от 01.08.2008 в части установления размера цены выкупа земельного участка; об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утвердить новый расчет выкупа земельного участка, исходя из размера пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, и использования земли “под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта“, что составит выкупную цену 411 593,85 руб., об обязании администрации г. Красноярска внести изменения в пункт 3 указанного Распоряжения.

Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 21 мая 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2009 года по делу N А33-10661/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Л.А.ДУНАЕВА