Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.07.2009 N А33-16866/2008-03АП-1478/2009 по делу N А33-16866/2008 В удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате и пеней за нарушение сроков оплаты на основании договора аренды лесных участков отказано, поскольку доказательства, подтверждающие полномочия истца на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате в части платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, в материалы дела не представлены.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2009 г. N А33-16866/2008-03АП-1478/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 7 июля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуровой Т.С..

судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г. Н,

в отсутствие сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Алия“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 3 марта 2009 года по делу N А33-16866/2008, принятое судьей Петроченко Г.Г.,

установил:

краевое государственное бюджетное учреждение “Гремучинское лесничество“ (далее также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Алия“ (далее также ответчик) о взыскании
305777 руб. задолженности по арендной плате, 30 966 руб. 47 коп. пеней за нарушение сроков оплаты на основании договора аренды лесных участков N 15 от 05.10.2005.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 3 марта 2009 года исковые требования удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью “Алия“ в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения “Гремучинское лесничество“ взыскано 305777 рублей задолженности, 30 966 рублей 47 копеек пени, в федеральный бюджет 8 234 рублей 87 копеек государственной пошлины.

Общество с ограниченной ответственностью “Алия“ не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в удовлетворении исковых требований отказать.

По мнению общества с ограниченной ответственностью “Алия“, основания для применения коэффициента в размере 1.4, установленного приказом от 14 сентября 2005 года N 255 “О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую ни корню“, отсутствуют начиная с 24 мая 2007 года. Суд при вынесении решения не учел, что истец производил расчет арендной платы за период с июня 2007 по апрель 2008 года с применением коэффициента 1,4 в нарушение действующего законодательства (Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“).

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2009 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 10 июня 2009 года.

В судебном заседании 10 июня 2009 года представитель общества с ограниченной ответственностью “Алия“ заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью урегулирования спора мировым соглашением. Ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции.

Определением от 10 июня
2009 года рассмотрение дела отложено на 3 июля 2009.

В судебное заседание представители Краевого государственного учреждения “Гремучинское лесничество“ и общества с ограниченной ответственностью “Алия“, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явились, направили заявления о рассмотрении дела без их участия.

От общества с ограниченной ответственностью “Алия“ поступило заявление об уменьшении размера неустойки. Полагая взыскание неустойки в размере 0,07% не соответствующей ставке рефинансирования, общество просит уменьшить ее.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

05.10.2005 Федеральное государственное учреждение “Гремучинский лесхоз“ (арендодатель) и общество с ограниченной ответственность “Алия“ (арендатор) заключили договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины N 15.

В соответствии с пунктом 2.1 договора на основании протокола N 48 от 19 сентября 2005 года “О результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда“ арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участок лесного фонда для заготовки древесины сроком на 25 лет.

Адрес участка: Россия, Красноярский край, Богучанский район, Центральная часть Богучанского административного района на правом берегу р. Ангара Гремучинского лесхоза. Общая площадь 6120 га.

По условиям договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором аренды. Пунктом 5.2 договора определено, что размер арендной платы, исчисленный по минимальным ставкам платы вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15.02 -
15%; 15.03 - 10%; 15.04 - 10%; 15.06 - 10%; 15.07 - 10%; 15.09 - 15%; 15.11- 15%; 15.12 - 15%.

Арендная плата за древесину, отпускаемую на корню сверх минимальных ставок платы за древесину, вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15.02 - 15%; 15.03 - 10%; 15.04 - 10%; 15.06 - 10%; 15.07 - 10%; 15.09 - 15%; 15.11- 15%; 15.12 - 15%.

Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов такс арендатор обязуется проиндексировать арендную плату по тем же коэффициентам.

За просрочку внесения платежей, арендатор выплачивает пени за каждый день просроченного платежа в размере 0,07% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Согласно акту передачи (приложение N 1 к договору N 15 от 05.10.2005) арендодатель передал, а арендатор принял участки лесного фонда в Бедобинском лесничестве площадью 6120 га на период с 05.10.2005 по 05.10.2030.

В материалы дела представлен устав Краевого государственного бюджетного учреждения “Гремучинское лесничество“, в соответствии с которым последнее является собственностью Красноярского края на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 22.12.2006 N 07-2036р.

Согласно представленному расчету задолженность по арендной плате по состоянию на 01.11.2008 года составила 305 777 рублей, пени за просрочку уплаты арендной платы - 30 966 рублей 47 копеек.

Уведомлением от 20.08.2008 истец сообщил ответчику о необходимости погашения задолженности за пользование лесным фондом.

Претензионным письмом от 15.10.2008 истец направил ответчику требование о погашения задолженности за пользование лесным фондом в сумме 305 777 руб.

Письмом от 07.11.2008, направленным в Агентство лесной
отрасли, ответчик признавал задолженность по договору N 15 от 05.10.2005 по платежам за пользование лесным фондом.

Неисполнение ответчиком обязательств по договору N 15 от 05.10.2005 явилось основанием для обращения с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Договор N 15 от 05.10.2005 по своей правовой природе является договором аренды участка лесного фонда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты,
предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Как усматривается из материалов дела, 05.10.2005 Федеральное государственное учреждение “Гремучинский лесхоз“ (арендодатель) и общество с ограниченной ответственность “Алия“ (арендатор) заключили договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины N 15 В соответствии с пунктом 2.1 договора на основании протокола N 48 от 19 сентября 2005 года “О результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда“ арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участок лесного фонда для заготовки древесины сроком на 25 лет.

Адрес участка: Россия, Красноярский край, Богучанский район, Центральная часть Богучанского административного района на правом берегу р. Ангара Гремучинского лесхоза. Общая площадь 6120 га.

Пунктом 5.1 договора стороны определили, что арендная плата исчисляется на всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда независимо от ее использования, исходя из ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных приказом федерального агентства лесного хозяйства и 74% по результатам лесного конкурса от ставки лесных податей за каждый кубометр расчетной лесосеки.

По условиям договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором аренды. Пунктом 5.2 договора определено, что размер арендной платы, исчисленный по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденной Правительством вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15.02 - 15%; 15.03 - 10%; 15.04 - 10%; 15.06 -
10%; 15.07 - 10%; 15.09 - 15%; 15.11- 15%; 15.12 - 15%.

Арендная плата за древесину, отпускаемую на корню сверх минимальных ставок платы за древесину, вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15.02 - 15%; 15.03 - 10%; 15.04 - 10%; 15.06 - 10%; 15.07 - 10%; 15.09 - 15%; 15.11- 15%; 15.12 - 15%.

Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов такс арендатор обязуется проиндексировать арендную плату по тем же коэффициентам.

В пункте 5.5 договора предусмотрено, что за просрочку внесения платежей, арендатор выплачивает пени за каждый день просроченного платежа в размере 0,07% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Договор аренды N 15 от 05.10.2005 зарегистрирован в установленном законом порядке.

Истец, ссылаясь на отказ арендатора уплачивать арендную плату с применением коэффициента, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Предметом иска является взыскание задолженности по арендной плате в части платежей, которые подлежали перечислению в бюджет Красноярского края в сумме 167 146 рублей 95 копеек; в федеральный бюджет - 138 630 рублей 05 копеек, а также пени, начисленные на указанную задолженность соответственно в сумме 19 502 рубля 63 копейки и 11 463 рубля 84 копейки.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в заявленной сумме.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным решением, принимая во внимание нижеследующее.

На момент заключения договора аренды участков лесного фонда от 05.10.2005 платежи за лесопользование были установлены в виде лесных податей.

В соответствии со статьей 104
Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню“ (далее - постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127); коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к настоящему приказу (Красноярский край - 1,4).

В 2006 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введен в действие с 1 января 2007 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей,
а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73).

Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 19.12.2006 “О федеральном бюджете на 2007 год“ имеет N 238-ФЗ, а не N 283-ФЗ.

Статьей 20 Федерального закона от 19.12.2006 N 283-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, применяются в 2007 году с коэффициентом 1,8.

Предметом иска является задолженность по платежам за пользование участком лесного фонда, сложившаяся из сумм, начисленных на минимальные ставки арендной платы в виде территориального коэффициента, предусмотренного в составе лесных податей приложением к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255, а также пени на данные суммы.

Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.

В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года
не содержит понятия “лесные подати“, в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд первой инстанции не вправе был при определении размера задолженности применять при расчете арендной платы в период с 01.01.2007 (момент введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года) до 04.06.2007 (момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310) коэффициент, предусмотренный приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005.

Несмотря на указанное, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал обоснованным расчет истца, в котором при определении задолженности по арендной плате использован коэффициент в размере 1.4.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска о взыскании задолженности по арендной плате, сложившейся из сумм, начисленных на минимальные ставки арендной платы в виде территориального коэффициента, предусмотренного приложением к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255, а также о взыскании пеней на данные суммы.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2007 год“ установлено, что арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Пунктами 5.2, 5.3 договора аренды от 05.10.2005 N 15 предусмотрено, что арендная плата вносится в доход бюджета.

Поскольку предметом указанного договора аренды является участок лесного фонда, относящийся к федеральным лесам, арендная плата за его использование подлежит зачислению в федеральный бюджет.

В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (редакция от 30.12.2006) неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 настоящего Кодекса, в том числе, за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы - по нормативу 100 процентов.

Предметом иска является взыскание задолженности по арендной плате в части платежей, которые подлежали перечислению доход федерального бюджета и в бюджет Красноярского края, а также пени на данную задолженность.

Согласно Закону Красноярского края от 08.12.2006 N 1 “О краевом бюджете на 2007 год“ платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, являются доходами краевого бюджета (раздел - “Доходы краевого бюджета“).

Полномочия Краевого государственного учреждения “Гремучинское лесничество“ на обращение от имени Российской Федерации и Красноярского края в суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате за пользование участками лесного фонда для заготовки древесины из представленного в материалы дела Устава данного учреждения, действовавшего на момент обращения в суд, не вытекают.

Иные доказательства, подтверждающие данные полномочия указанного учреждения, истцом в материалы дела не представлены.

Документов, подтверждающих право на получение учреждением арендной платы, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и бюджет Красноярского края, истец также не представил.

При таких обстоятельствах суду первой инстанции надлежало отказать в удовлетворении заявленных Краевого государственного учреждения “Гремучинское лесничество“ требований, ввиду отсутствия права на иск.

Неприменение судом статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привело к принятию неправильного решения.

В этой связи суд апелляционной инстанции на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 марта 2009 года следует отменить, в удовлетворении иска отказать

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 марта 2009 года по делу N А33-16866/2008 отменить. Принять новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий

Т.С.ГУРОВА

Судьи:

О.В.МАГДА

Л.Е.СПОТКАЙ