Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 N А33-1311/2009-03АП-1844/2009 по делу N А33-1311/2009 Обстоятельства злоупотребления управляющей компанией доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами посредством заключений договоров только с одним хозяйствующим субъектом, функционирующим на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов, свидетельствуют о создании ситуации монополии покупателя, влекущей негативные последствия для конкурентной среды на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. N А33-1311/2009-03АП-1844/2009

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 1 июля 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 6 июля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Городская управляющая компания Жилищный фонд“ (г. Красноярск)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 1 апреля 2009 года по делу N А33-1311/2009, принятое судьей Е.В. Севастьяновой по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Городская управляющая компания Жилищный фонд“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной
службы по Красноярскому краю N 149-10-08 от 23.12.2008,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью “Прогресс-МТО“, общество с ограниченной ответственностью “Агро-Лига“, общество с ограниченной ответственностью “УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“, общество с ограниченной ответственностью “Компания по управлению жилищным фондом “Северо-Западная“, общество с ограниченной ответственностью “УК “Красжилсервис“, общество с ограниченной ответственностью “Жилкомцентр“, общество с ограниченной ответственностью “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“, общество с ограниченной ответственностью “УК Центржилсервис“, общество с ограниченной ответственностью “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“, общество с ограниченной ответственностью ПКФ “Дерате“, общество с ограниченной ответственностью “Олвас“, общество с ограниченной ответственностью “Котерия“, общество с ограниченной ответственностью “Ваш выбор - Люкс“,

В судебном заседании участвуют:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью “Городская управляющая компания Жилищный фонд“): Митин С.С., представитель по доверенности N 221 от 22.12.2008,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю: Баранова А.В., представитель по доверенности N 9 от 14.04.2009, удостоверение N 4034 от 14.04.2009; Мироненко Т.Г., представитель по доверенности N 2 от 11.01.2009, удостоверение N 4031;

от третьих лиц:

- общества с ограниченной ответственностью “Агро-Лига“: Герасимов А.В., директор общества на основании протокола общего собрания участников общества N 2/08 от 27.03.2008,

- от общества с ограниченной ответственностью “Жилкомцентр“ - Андриевский А.Г., представитель по доверенности N 222 от 22.12.2008;

- от общества с ограниченной ответственностью “УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“ - представитель по доверенности N 228 от 22.12.2008;

- от общества с ограниченной ответственностью “УК Центржилсервис“ - представитель по доверенности N 226 от 22.12.2008;

- от общества с ограниченной ответственностью “Компания по управлению жилищным фондом “Северо-Западная“ - представитель по доверенности N 225 от 22.12.2008;

- от общества с ограниченной
ответственностью “УК “Красжилсервис“ - представитель по доверенности N 224 от 22.12.2008;

- от общества с ограниченной ответственностью “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“ - представитель по доверенности N 223 от 22.12.2008;

- от общества с ограниченной ответственностью “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“ - представитель по доверенности N 227 от 22.12.2008;

- общества с ограниченной ответственностью ПКФ “Дерате“: Ананчик В.М., представитель по доверенности от 01.03.2009 (том 1, л.д. 46),

- от общества с ограниченной ответственностью “Котерия“: Вставский Б.П., директор общества на основании протокола N 1 от 15.01.2007,

- от общества с ограниченной ответственностью “Олвас“: Сигачева Т.Л., директор общества на основании протокола N 1 от 17.06.2002,

- от общества с ограниченной ответственностью “Прогресс-МТО“: Макоенко Т.О., директор общества на основании выписки из решения общего собрания учредителей общества от 11.01.2009,

при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Городская управляющая компания “Жилищный фонд“ (ООО ГУК “Жилфонд“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 149-10-08 от 23.12.2008.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО “Прогресс-МТО“, ООО “Агро-Лига“, ООО “УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“, ООО “Компания по управлению жилищным фондом “Северо-Западная“, ООО “УК “Красжилсервис“, ООО “Жилкомцентр“, ООО “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“, ООО “УК Центржилсервис“, ООО “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“, ООО ПКФ “Дерате“, ООО “Олвас“, ООО “Котерия“, ООО “Ваш выбор - Люкс“.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 1 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с
указанным решением, ООО ГУК “Жилфонд“ обратилось с апелляционной жалобой и дополнением к ней в Третий арбитражный апелляционный суд, мотивируя следующими доводами:

- для управляющих организаций товаром в смысле статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции являются работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных жилых домах,

- доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке по управлению многоквартирными жилыми домами не означает установление доминирующего положения на товарном рынке по дератизации и дезинсекции многоквартирных жилых домов,

- антимонопольным органом не установлено, что ООО ГУК “Жилфонд“ и управляющие компании занимают доминирующее положение на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов,

- вывод суда о том, что ООО ГУК “Жилфонд“ является монопсонистом на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении управляющих компаний, необоснован, заявитель как покупатель товара не может быть признан занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

УФАС по Красноярскому краю не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве от 22.05.2009.

По результатам проверки явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, суд установил, что в судебное заседание не направило своих представителей третье лицо - общество с ограниченной ответственностью “Ваш выбор - Люкс“, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проведено в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью “Ваш выбор - Люкс“.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов в подтверждение факта оказания до марта 2008 года ООО “Прогресс-МТО“ услуг по дератизации и
дезинсекции жилищного фонда г. Красноярска.

Руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил удовлетворить ходатайство, заявленное представителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, приобщить представленные ответчиком документы к материалам дела: договоры N 516, 519, 520, 521, 527, 608, девять дополнительных соглашений к договорам 2005 - 2006 гг., три информационных сообщения и таблицу договорных отношений 2006 - 2008 гг.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

общество с ограниченной ответственностью ГУК “Жилфонд“ зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.2007 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1072468020877, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрено дело N 149-10-08 от 23.12.2008, возбужденное по заявлению общества “Прогресс-МТО“ в отношении общества ГУК “Жилфонд“ по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

По результатам рассмотрения указанного дела 23.12.2008 вынесено оспариваемое решение.

В решении антимонопольного органа по делу N 149-10-08 от 23.12.2008 отражено следующее:

в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось общество “Прогресс-МТО“ с заявлением о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ООО ГУК “Жилфонд“, выразившихся в создании препятствий к доступу хозяйствующих субъектов на товарный рынок оказания услуг по дератизации, дезинсекции жилищного фонда г. Красноярска, устранении хозяйствующих субъектов, ранее осуществляющих указанный вид деятельности с рынка путем расторжения договоров на оказание услуг по дератизации, дезинфекции, дезинсекции жилых домов г. Красноярска, и передаче всего
объема выполняемых работ единственной организации - ООО “Агро-Лига“.

В результате проведения проверки комиссией антимонопольного органа установлено, что на территории г. Красноярска в 2007 - 2008 году хозяйственную деятельность по управлению многоквартирными домами в целях удовлетворения потребностей населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищного фонда г. Красноярска, помимо товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, осуществляли следующие управляющие компании: ООО “УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“, ООО “Компания по управлению жилищным фондом “Северо-Западная“, ООО “УК “Красжилсервис“, ООО “Жилкомцентр“, ООО “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“, ООО “УК Центржилсервис“, ООО “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“.

В период с 2005 года по февраль 2008 года вышеуказанными управляющими компаниями заключены договоры с подрядными организациями на содержание и техническое обслуживание жилищного фонда, предметом которых являлось, в том числе, оказание услуг по дератизации, дезинсекции.

В связи с отсутствием у подрядных организации заключений санитарно-эпидемиологических служб, необходимых для оказания санитарно-профилактических услуг, по договору субподряда были привлечены специализированные организации, в том числе большая часть обработки жилищного фонда Советского района производилась силами: ООО “Олвас“, ООО “Жилремсервис“, ООО НПФ “Дерате“; Центрального района - ООО “Котерия“; Октябрьского района - ООО “Прогресс-МТО“; Свердловского района - ООО “Олвас“, ООО “Прогресс-МТО“; Кировского района - ООО “Прогресс-МТО“; Ленинского района - ООО “Олвас“, ООО “Прогресс-МТО“.

В декабре 2007 года обществу “ГУК Жилфонд“ переданы полномочия исполнительных органов управляющих компаний ООО “УК “Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“ (договор от 12.12.2007), ООО “Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная“ (договор от 14.12.2007), ООО “УК “Красжилсервис“ (договор от 14.12.2007), ООО “Жилкомцентр“ (договор от 21.12.2007), ООО “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“ (договор от 26.12.2007), ООО “УК Центржилсервис“ (договор от 21.12.2007), ООО “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“ (договор от 14.12.2007).

По результатам
проведенного специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Красноярска установлено, что доля группы лиц в составе: ООО ГУК “Жилфонд“, ООО УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“, ООО “Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная“, ООО “УК Красжилсервис“, ООО “Жилкомцентр“, ООО “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“, ООО УК “Центржилсервис“, ООО “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“ на указанном рынке в пределах географических границ г. Красноярска составляет более 50%. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 402 от 22.10.2008 года указанная группа лиц была включена в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.

В 2008 году ООО ГУК “Жилфонд“ во исполнение полномочий исполнительного органа управляющих компаний заключены договоры с подрядными организациями на выполнение работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда г. Красноярска на 2008 год, при этом работы по выполнению дератизации и дезинсекции из предмета договора исключены.

В связи с изменением договорных условий, договоры субподряда на оказание санитарно-профилактических услуг (дератизации и дезинсекции) с субподрядными организациями ООО “Прогресс-МТО“, ООО “Олвас“, ООО “Котерия“, ООО НПФ “Дерате“, ООО “Предприятие Жилсервис“ расторгнуты в одностороннем порядке.

С марта 2008 года договоры на оказание услуг по дератизации, дезинсекции заключены обществом ГУК “Жилфонд“ с одной организацией, оказывающей санитарно-профилактической услуги - ООО “Агро-Лига“ (т. 1, л. 72 - 91).

В связи с тем, что ООО “Агро-Лига“ не справлялось с объемом работ по дератизации, которые до 2008 года выполняли несколько организаций, а также в связи с недостатком квалифицированных работников у ООО “Агро-Лига“ для осуществления работ
по дератизации и дезинсекции, общество “Агро-Лига“ заключило договоры субподряда с ООО “Олвас“ (договор на выполнение работ по дератизации и дезинсекции N 520 от 03.03.2008) и с ООО “Котерия“ (договор на выполнение работ по дератизации и дезинсекции N 348 от 14.04.2008) (т. 1, л. 94, 97).

При этом комиссией по рассмотрению антимонопольного дела N 149-10-08 установлено, что в соответствии с пунктами 1.2, 4.1 устава ООО “Агро-Лига“ участником общества является Грачев Валерий Александрович, номинальная стоимость доли которого составляет 6 000 рублей, что составляет 60% уставного капитала ООО “Агро-Лига“. В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.4 устава ООО ГУК “Жилфонд“ участником общества является Грачев Валерий Александрович, номинальная стоимость доли которого составляет 9 000 рублей, что составляет 90% уставного капитала ООО ГУК “Жилфонд“.

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 9 ФЗ “О защите конкуренции“ ООО ГУК “Жилфонд“ и ООО “Агро-Лига“ представляют собой группу лиц, что является основанием возникновения преференциального (преимущественного) режима для ООО “Агро-Лига“ при выборе ООО ГУК “Жилфонд“ организации для заключения договоров на оказание услуг по дератизации и дезинсекции многоквартирных домов.

Как следует из решения антимонопольного органа от 23.12.2008, заключение ООО ГУК “Жилфонд“ договоров на оказание услуг по дератизации и дезинсекции многоквартирных домов только с одной организацией - ООО “Агро-Лига“, ранее (до марта 2008 года) не осуществлявшей деятельность по санитарно-профилактической обработке объектов жилого фонда, составляющей с ООО ГУК “Жилфонд“ группу лиц, повлекло наступление следующих неблагоприятных для конкурентной среды последствий.

Во-первых, в результате расторжения в одностороннем порядке договоров субподряда организациями, оказывающими услуги по содержанию и техническому обслуживанию жилого фонда, и заключения договоров ООО ГУК “Жилфонд“
с ООО “Агро-Лига“ на выполнение работ по дератизации и дезинсекции жилищного фонда г. Красноярска, с рынка оказания услуг по дератизации, дезинсекции и дезинфекции жилищного фонда г. Красноярска устранены хозяйствующие субъекты ООО “Прогресс-МТО“, ООО НПФ “Дерате“.

Во-вторых, значительное сокращение дохода от осуществления деятельности, связанной с проведением санитарно-профилактических обработок, для некоторых хозяйствующих субъектов в 2008 году по сравнению с 2007 годом, а именно: в 2007 году доход ООО “Прогресс-МТО“ от оказания услуг по дератизации и дезинсекции жилых домов Октябрьского района, Свердловского района, Кировского района, Ленинского района г. Красноярска составил 1 545 410,67 рублей (справка ООО “Прогресс-МТО“ N 125 от 03.12.2008). Передача ООО ГУК “Жилфонд“ объемов работ по санитарно-профилактической обработке жилых многоквартирных домов исключительно ООО “Агро-Лига“ привело к снижению прибыли ООО “Прогресс-МТО“ на 25%.

В-третьих, заключение договора между ООО ГУК “Жилфонд“ с ООО “Агро-Лига“ привело к монополизации рассматриваемого рынка, на котором ООО “Агро-Лига“ в полном объеме наделено возможностью определять субъектов, оказывающих услуги по договору субподряда, условия договора субподряда. В частности, как установлено в рамках рассмотрения дела, ООО “Агро-Лига“ дополнительным соглашением N 1 от 01.08.2008 года изменило условия договора субподряда N 520 от 03.03.2008 года с ООО “Олвас“, исключив из предмета договора обработку жилых многоквартирных домов Кировского района.

В результате действий группы лиц в составе ООО ГУК “Жилфонд“ и ООО “Агро-Лига“, выразившихся в заключении договоров, предметом которых является выполнение работ по дератизации и дезинсекции всего жилищного фонда г. Красноярска, находящегося в управлении управляющих компаний, устранена конкуренция на рынке выполнения работ по дератизации, дезинсекции и дезинфекции жилых многоквартирных домов, ущемлены интересы иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на
рассматриваемом рынке.

Указанным решением антимонопольного органа общество ГУК “Жилфонд“ признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135 “О защите конкуренции“.

На основании данного решения обществу ГУК “Жилфонд“ выдано предписание от 23.12.2008 N 149-10-08, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке выполнения работ по дератизации, дезинсекции, дезинфекции жилых домов, находящихся в управлении ООО “УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“, ООО “Компания по управлению жилищным фондом “Северо-Западная“, ООО “УК “Красжилсервис“, ООО “Жилкомцентр“, ООО “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“, ООО “УК Центржилсервис“, ООО “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“, а именно: обеспечить до 1 марта 2009 года равный доступ для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере выполнения работ по дератизации, дезинсекции, к заключению договоров с ООО ГУК “Жилфонд“ посредством конкурсного отбора подрядной организации с разделением объемов работ по санитарно-профилактической обработке жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих компаний г. Красноярска, на лоты, исходя из средних технологических возможностей организации, осуществляющей деятельность на соответствующем товарном рынке.

Считая, что решение и предписание антимонопольного органа нарушают его права и интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании указанных актов недействительными.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или органами, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, определены Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Перечень действий (бездействия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции и (или) ущемлением интересов других лиц, приведенный в статье 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ не является исчерпывающим.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничение конкуренции или ущемление прав лиц.

Таим образом, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: действие хозяйствующего субъекта, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление одного из перечисленных последствий.

В пункте 4 статьи 4 Закона определено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 5 Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольным органом установлено, что доля группы лиц в составе: ООО ГУК “Жилфонд“, ООО УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“, ООО “Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная“, ООО “УК “Красжилсервис“, ООО “Жилкомцентр“, ООО “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“, ООО УК “Центржилсервис“, ООО “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“ на указанном рынке в пределах географических границ г. Красноярска составляет более 50%.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 402 от 22.10.2008 года указанная группа лиц была включена в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% (т. 1, л. 50).

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания УФАС по Красноярскому краю N 149-10-08 от 23.12.2008, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из материалов дела следует, что в период с 2005 года по февраль 2008 года управляющими компаниями ООО “УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“, ООО “Компания по управлению жилищным фондом “Северо-Западная“, ООО “УК “Красжилсервис“, ООО “Жилкомцентр“, ООО “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“, ООО “УК Центржилсервис“, ООО “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“ заключены договоры с подрядными организациями на содержание и техническое обслуживание жилищного фонда, предметом которых являлось, в том числе, оказание услуг по дератизации, дезинсекции.

В связи с отсутствием у подрядных организации заключений санитарно-эпидемиологических служб, необходимых для оказания санитарно-профилактических услуг, по договору субподряда были привлечены специализированные организации, в том числе большая часть обработки жилищного фонда Советского района производилась силами: ООО “Олвас“, ООО “Жилремсервис“, ООО НПФ “Дерате“; Центрального района - ООО “Котерия“; Октябрьского района - ООО “Прогресс-МТО“; Свердловского района - ООО “Олвас“, ООО “Прогресс-МТО“; Кировского района - ООО “Прогресс-МТО“; Ленинского района - ООО “Олвас“, ООО “Прогресс-МТО“.

На основании договоров от 12.12.2007, от 14.12.2007, 21.12.2007, от 26.12.2007 обществу “ГУК Жилфонд“ переданы полномочия исполнительных органов вышеуказанных управляющих компаний. В пункте 2.2 указанных договоров предусмотрено, что заявитель совершает сделки от имени управляющих компаний (т. 1, л. 108).

Поскольку у подрядных организаций отсутствовали заключения санитарно-эпидемиологических служб, необходимые для оказания санитарно-профилактических услуг, по договору субподряда обществом ГУК “Жилфонд“ были привлечены специализированные организации и в марте 2008 года заключены договоры с подрядными организациями на выполнение работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда г. Красноярска в 2008 году, при этом работы по выполнению дератизации и дезинсекции из предмета договора исключены.

В связи с изменением договорных условий, договоры субподряда на оказание санитарно-профилактических услуг (дератизации и дезинсекции) с субподрядными организациями ООО “Прогресс-МТО“, ООО “Олвас“, ООО “Котерия“, ООО “Дерате“, ООО “Предприятие Жилсервис“ были расторгнуты в одностороннем порядке.

В марте 2008 года ООО ГУК “Жилфонд“ заключило договоры на оказание услуг по дератизации и дезинсекции с единственной организацией - ООО “Агро-Лига“. При этом, по условиям указанных договоров, объектом обработки по указанным договорам является весь жилищный фонд г. Красноярска, находящийся в управлении ООО “УК Железнодорожного района г. Красноярска “Жилищно-коммунальный ресурс“, ООО “Компания по управлению жилищным фондом “Северо-Западная“, ООО “УК “Красжилсервис“, ООО “Жилкомцентр“, ООО “УК “ЖИЛБЫТСЕРВИС“ ООО “УК Центржилсервис“, ООО “УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС“ (т. 1, л. 72 - 91).

В связи с тем, что ООО “Агро-Лига“ не справлялось с объемом работ по дератизации, которые до 2008 года выполняли несколько организаций, а также в связи с недостатком квалифицированных работников у ООО “Агро-Лига“ для осуществления работ по дератизации и дезинсекции, общество “Агро-Лига“ заключило договоры субподряда с ООО “Олвас“ (договор на выполнение работ по дератизации и дезинсекции N 520 от 03.03.2008) и с ООО “Котерия“ (договор на выполнение работ по дератизации и дезинсекции N 348 от 14.04.2008) (т. 1, л. 94, 97).

Таким образом, в связи с передачей управляющими компаниями г. Красноярска ООО ГУК “Жилфонд“ полномочий исполнительного органа, и исполнением последним функций по удовлетворению потребностей населения в услугах по содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда г. Красноярска, общество ГУК “Жилфонд“ является единственным заказчиком услуг по дератизации, дезинсекции жилых многоквартирных домов.

Заключение ООО ГУК “Жилфонд“ договоров на оказание услуг по дератизации и дезинсекции многоквартирных домов только с одной организацией - ООО “Агро-Лига“, ранее (до марта 2008 года) не осуществлявшей деятельность по санитарно-профилактической обработке объектов жилого фонда, составляющей с ООО ГУК “Жилфонд“ группу лиц, повлекло устранение конкуренции на рынке выполнения работ по дератизации, дезинсекции и дезинфекции жилых многоквартирных домов, ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рассматриваемом рынке.

В результате расторжения в одностороннем порядке договоров субподряда с организациями, оказывающими услуги по содержанию и техническому обслуживанию жилого фонда, и заключения договоров ООО ГУК “Жилфонд“ исключительно с ООО “Агро-Лига“ на выполнение работ по дератизации и дезинсекции жилищного фонда г. Красноярска, с рынка оказания услуг по дератизации, дезинсекции и дезинфекции жилищного фонда г. Красноярска устранены хозяйствующие субъекты ООО “Прогресс-МТО“, ООО НПФ “Дерате“.

Вышеизложенные действия повлекли в 2008 году ущемление прав хозяйствующих субъектов, а именно: ООО “Прогресс-МТО“, ООО “Олвас“, ООО “Котерия“, ООО НПФ “Дерате“, оказывающих услуги по дератизации и дезинсекции в жилых домах, по сравнению с 2007 годом.

Представитель ООО “Прогресс-МТО“ в судебном заседании подтвердил, что в результате действий заявителя общество потеряло 25 - 30% объема заказов. На протяжении 10 лет общество оказывало услуги по дератизации, дезинсекции в домах жилого фонда. В 2006 году имело 14 договоров с УК “Жилкомцентр“ и его подрядчиками, в 2007 году - 20 договоров, действие которых фактически прекратилось в марте 2008 года. В результате действий ООО ГУК “Жилфонд“ ООО “Прогресс-МТО“ потеряло 25% объемов работ, которые выполняет только ООО “Агро-Лига“.

Представитель ООО “Котерия“ пояснил, что в 2007 году был “аключен договор подряда на проведение работ по дезинсекции, дератизации в домах жилого фонда с ООО “УК Центржилсервис“, который прекратил свое действие в марте 2008 года. Общество работало по договору субподряда с ООО “Агролига“ 8 месяцев, затем договор был расторгнут. В настоящее время договоров на обслуживание жилого фонда не имеется.

Представитель ООО “Олвас“ подтвердил, что дата первичного договора субподряда с ООО “Жилье“, “Жилье-2“, “Жилищные услуги“ (подрядчиков ООО “Красжилсервис“) 01.01.2007, договор заключался на 1 год - обществом с “Красжилсервис“, через него ООО “Жилье“, “Жилье-2“, “Жилищные услуги“, в феврале, марте 2008 года договорные отношения прекращены. В результате действий заявителя данное общество потеряло 25 - 30% заказов (в том числе на рынке обслуживания жилых домов). На вопрос представителя заявителя, представитель ООО “Олвас“ пояснил, что сейчас обрабатываются иные нежилые объекты.

Представитель ООО ПКФ “Дерате“ уточнил, что в результате расторжения в одностороннем порядке договоров субподряда организациями, осуществляющими услуги по дезинфекции, дератизации и дезинсекции, с рынка оказания услуг подобного вида ООО ПКФ “Дерате“ было устранено как хозяйствующий субъект. На данный момент предприятие осуществляет деятельность только по рынку нежилых помещений, доходы организации от расторжения договора на оказание данных услуг существенно сократились.

Следовательно, названные хозяйствующие субъекты в 2008 году утратили указанные объемы работ по оказанию услуг по дератизации, дезинсекции и дезинфекции жилых домов в г. Красноярске по сравнению с 2007 годом.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО “Прогресс-МТО“, ООО “Дерате“, ООО “Олвас“ направлялись коммерческие предложения в адрес заявителя, однако они были отклонены. Конкурс по выбору подрядной организации ООО ГУК “Жилфонд“ не проводился.

При этом, заключение договора на обработку жилого фонда, находящегося в управлении ООО ГУК “Жилфонд“, организациями, осуществляющими санитарно-профилактическую обработку помещений без привлечения общества ГУК “Жилфонд“, невозможно до тех пор, пока собственники жилья не изберут иной, предусмотренный статьей 161 Жилищного кодекса РФ, способ управления многоквартирным домом.

Кроме того, Комиссией по рассмотрению антимонопольного дела N 149-10-08 установлено, что в соответствии с пунктами 1.2, 4.1 устава ООО “Агро-Лига“ участником общества является Грачев Валерий Александрович, номинальная стоимость доли которого составляет 6 000 рублей, что составляет 60% уставного капитала ООО “Агро-Лига“ (т. 3, л. 13 - 14). В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.4 устава ООО ГУК “Жилфонд“ участником общества является Грачев Валерий Александрович, номинальная стоимость доли которого составляет 9 000 рублей, что составляет 90% уставного капитала ООО ГУК “Жилфонд“ (т. 3, л. 7).

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 9 ФЗ “О защите конкуренции“ ООО ГУК “Жилфонд“ и ООО “Агро-Лига“ представляют собой группу лиц, что является основанием возникновения преференциального (преимущественного) режима для ООО “Агро-Лига“ при выборе ООО ГУК “Жилфонд“ организации для заключения договоров на оказание услуг по дератизации и дезинсекции многоквартирных домов.

С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что действия ООО ГУК “Жилфонд“ по заключению договоров, предметом которых является выполнение работ по дератизации и дезинсекции всего жилищного фонда г. Красноярска, находящегося в управлении управляющих компаний только с единственной организацией - обществом “Агро-Лига“, составляющей с заявителем одну группу лиц, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Злоупотребление ООО ГУК “Жилфонд“ своим правом на свободу заключения договоров повлекло негативные последствия для конкурентной среды на рынке дезинсекции, дератизации жилищного фонда, находящегося в управлении ООО ГУК “Жилфонд“.

Довод заявителя о неустановлении факта доминирования заявителя на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов несостоятелен в правовом отношении, поскольку ОО ГУК “Жилфонд“ выступает в качестве покупателя на указанном рынке.

Довод заявителя жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции в части признания ООО ГУК “Жилфонд“ монопсонистом на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении управляющих компаний, не принимается судом апелляционной инстанции.

Термин “монопсония“ является экономическим понятием, характеризующим монополию покупателя, то есть ситуацию на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин “монопсония“ относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.

Обстоятельства злоупотребления заявителем доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами посредством заключений договоров только с одним хозяйствующим субъектом, функционирующим на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов, свидетельствуют о создании ситуации монополии покупателя, влекущей негативные последствия для конкурентной среды на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов.

Таким образом, антимонопольным органом доказаны все признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“: доминирующее положение ООО ГУК “Жилфонд“ на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, злоупотребление указанным доминирующим положением посредством заключения договоров на дезинсекцию и дезинфекцию жилищного фонда г. Красноярска только с одним хозяйствующим субъектом ООО “Агро-Лига“ на рынке специализированных услуг и наступление последствий в виде устранения конкуренции и ущемления прав и законных интересов других хозяйствующих лиц на рынке дератизации, дезинсекции и дезинфекции многоквартирных жилых домов.

При изложенных обстоятельствах, антимонопольный орган правомерно признал ООО ГУК “Жилфонд“ нарушившим требования часть 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“. Следовательно, решение Красноярского УФАС России от по делу N 149-10-08 от 23.12.2008 является законным и обоснованным.

В силу части 2 статьи 23 Федерального закона “О защите конкуренции“ антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Содержащиеся в оспариваемом предписании от 23.12.2008 N 149-10-08 требования являются правомерными в силу подтверждения антимонопольным органом наличия нарушений антимонопольного законодательства.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 1 апреля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 апреля 2009 года по делу N А33-1311/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

О.И.БЫЧКОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА