Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 N А74-300/2009-03АП-1989/2009 по делу N А74-300/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельного участка отказано правомерно, поскольку спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, факт наложения границ спорного участка на границы другого земельного участка и факт нахождения земельного участка на землях федеральной собственности не подтверждены.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2009 г. N А74-300/2009-03АП-1989/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии представителей:

открытого акционерного общества “Хакасский бентонит“ - Овсянникова С.А. по доверенности от 01.04.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 7 апреля 2009 года по делу N А74-300/2009, принятое судьей Лиходиенко А.В.,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия обратилось
в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район о признании недействительным Постановления от 16 января 2008 года N 32-п.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное научное учреждение “Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии“ и открытое акционерное общество “Хакасский бентонит“.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 7 апреля 2009 года по делу N А74-300/2009 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе теруправление ссылается на следующие доводы:

- вывод суда первой инстанции об отсутствии наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:990101:419 и 19:10:990101:58 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным документам;

- земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:419 находится за чертой населенного пункта д. Курганная и в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58;

- судом первой инстанции не применены нормы статей 8, 22, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Открытое акционерное общество “Хакасский бентонит“ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, государственного научного учреждения “Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии“, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления N 33423, 33422, 33425).

Законность и обоснованность
принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 02.09.1992 N 95-п “О передаче земель опытно-производственных хозяйств и опытно-производственных участников Институту аграрных проблем Хакасии“ принято решение о передаче Институту аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Россельхозакадемии в бессрочное бесплатное пользование земель опытно-производственных хозяйств “Зеленое“ и “Красноозерное“ Усть-Абаканского района в существующих границах, а так же земли двух опытно-производственных участков 46 и 52 общей площадью 150 га в кооперативном предприятии “Бейское“ Бейского района.

На основании указанного Постановления Распоряжением администрации Усть-Абаканского района от 22.06.1994 N 220-р Институту аграрных проблем Хакасии в постоянное пользование переданы земли общей площадью 36 214 га, используемые ОПХ “Зеленое“ и ОПХ “Красноозерное“.

Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 09.03.2008 N 10/08-810 земельный участок площадью 36 214 га поставлен на кадастровый учет 01.04.2004, присвоен кадастровый номер 19:10:99 01 01:58.

Постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 16.01.2008 N 32п открытому акционерному обществу “Хакасский бентонит“ предоставлен в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, ...и иного назначения с кадастровым номером 19:10:99 01 01:419, площадью 20 481 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,5 км северо-западнее д. Курганная, для эксплуатации автомобильной дороги от открытого акционерного общества “Хакасский бентонит“ до автомобильной дороги общества с ограниченной ответственностью “Черногорская угольная компания“.

Считая, что Постановление от 16.01.2008 N 32-п не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права Российской Федерации как собственника земельного участка, Территориальное управление
Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными, в том числе, ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт
нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия оспаривает Постановление главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 16.01.2008 N 32п “О предоставлении земельного участка в аренду ОАО “Хакасский бентонит“.

Основанием для оспаривания указанного Постановления послужил вывод теруправления о том, что переданный в аренду ОАО “Хакасский бентонит“ земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:419 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58, переданного в постоянное (бессрочное) пользование НИИ аграрных проблем Хакасии.

В качестве доказательств нахождения земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:419 в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58 теруправление представило в материалы дела следующие документы:

- кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 09.03.2008 N 10/08-810, согласно которому на основании государственного акта на право собственности на землю N РХ-10-000103 земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:58, площадью 362 140 000,0 кв.м. поставлен на кадастровый учет 01.04.2004, находится в постоянном бессрочном пользовании у правообладателя ГНУ НИИ АП Хакасии, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;

- государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N РХ-10-000103, согласно которому на основании Решения Усть-Абаканской
районной администрации от 22.06.1994 в бессрочное (постоянное) пользование НИИ аграрных проблем Хакасии переданы земли площадью 36 214 га. в границах, указанных на чертеже. К указанному акту приложен документ “чертеж границ земель“, в котором чертеж границ земель отсутствует и указано: план земель НИИ АПХ в масштабе 1:25000 прилагается. При этом, указанный план земель отсутствует.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что переданный НИИ аграрных проблем Хакасии земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:58 и площадью 362 140 000,0 кв.м. не имеет установленных на местности границ. Отсутствие установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ данного земельного участка подтверждено кадастровым паспортом от 09.03.2008 N 10/08-810.

При изложенных обстоятельствах, вывод теруправления о том, что переданный в аренду ОАО “Хакасский бентонит“ земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:419 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58, не подтверждается материалами дела.

Оспариваемым Постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 16.01.2008 N 32п ОАО “Хакасский бентонит“ предоставлен в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, ...и иного назначения с кадастровым номером 19:10:99 01 01:419, площадью 20 481 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1,5 км северо-западнее д. Курганная, для эксплуатации автомобильной дороги от ОАО “Хакасский бентонит“ до автомобильной дороги ООО “Черногорская угольная компания“.

Согласно письму территориального (межрайонного) отдела N 3 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия от 23.03.2009 N 151 земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:1000405:88 и 19:10:100504:320 являются составными участками земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:419. Под данным кадастровым номером значится
земельный участок, по которому проходит автодорога от д. Курганная до промплощадки ОАО “Хакасский бентонит“. Данный участок под вышеуказанной автодорогой не входит в состав земель ГНУ НИИ Аграрных проблем Хакасии и не входил в состав земель ГНУ на момент закрепления за ним земельного участка согласно государственному акту на право постоянного пользования N РХ-10-000103.

Согласно представленной в материалы дела выкопировке с плана земель земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:990101:419 и 19:10:990101:58 (т. 1 л.д. 131 - 132) указанные земельные участки являются смежными и пересечений (наложений) не имеют.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:990101:419 и 19:10:990101:58 соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным документам.

Ссылка теруправления на позицию администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, изложенную в отзыве на заявление, о том, что администрация признает нарушение прав Российской Федерации при принятии оспариваемого Постановления, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела не подтвержден факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:419 в границах земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58, также как не подтвержден факт нахождения земельного участка на землях федеральной собственности.

Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 19:10:990101:419 расположена автодорога, принадлежащая ОАО “Хакасский бентонит“.

ОАО “Хакасский бентонит“ учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества“ в процессе приватизации государственного предприятия “Черногорский завод глинопорошка“ и зарегистрировано 30.05.1994, рег. N 757.

В соответствии с актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 по ГП “Черногорский завод глинопорошка“ (приложение N 1 к плану приватизации)
в уставный капитал общества вошла автодорога (инвентарный номер 00253, 12.1970 года ввода в эксплуатацию).

Следовательно, объект недвижимости - автодорога, расположенный на спорном земельном участке, является собственностью ОАО “Хакасский бентонит“ и не является федеральной собственностью. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Проверив наличие полномочий администрации муниципального образования Усть-Абаканский район на принятие оспариваемого Постановления от 16.01.2008 N 32п, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Согласно статье 1 указанного Закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения относятся, в том числе, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Вместе с тем, согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции от 01.12.2007 N 310-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:419 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, администрация Усть-Абаканского района как орган местного самоуправления муниципального района является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду, оспариваемое Постановление принято в рамках предоставленных полномочий.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усмотрел нарушений норм действующего законодательства при принятии оспариваемого Постановления от 16.01.2008 N 32п.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не применены нормы статей 8, 22, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.

Статьями 8, 22, 77 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются вопросы отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую; порядок передачи земельного участка в аренду; понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Исходя из предмета настоящего спора и обстоятельств, подлежащих доказыванию, суд апелляционной инстанции не находит
оснований для применения указанных норм права. По настоящему делу установлено, что спорный земельный участок (кадастровый номер 19:10:990101:419) относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Как указывалось выше со ссылкой на нормы закона, полномочия на передачу таких земельных участков в аренду, в данном конкретном случае, осуществляют органы местного самоуправления муниципального района. Границы спорного земельного участка не пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58. В связи с чем, арбитражным судом установлено наличие полномочий у органа местного самоуправления и законность оспариваемого Постановления. При этом, обстоятельства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым Постановлением прав Российской Федерации, не установлены.

При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 7 апреля 2009 года по делу N А74-300/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА