Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 N А33-11714/2008-03АП-868/2009 по делу N А33-11714/2008 В удовлетворении заявления о признании незаконным решения об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций отказано правомерно, поскольку спорные разрешения на установку рекламных конструкций были выданы при отсутствии согласия законного владельца на размещение заявителем рекламных конструкций на указанных земельных участках, расположенных в полосе отвода железной дороги.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2009 г. N А33-11714/2008-03АП-868/2009

Резолютивная часть постановления принята 14 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство “Ориентир-М“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 29 января 2009 года по делу N А33-11714/2008, принятое судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство “Ориентир-М“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании незаконным решения от 28.03.2008 N 3852 об аннулировании разрешений от 17.10.2007 N 19420 и 08.05.2007 N 8793 на установку рекламных конструкций.

Определениями суда от 09.09.2008 и 31.10.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Красноярская железная дорога“, закрытое акционерное общество “Железнодорожное рекламное агентство “ЛАЙСА“, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 января 2009 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе общество указало, что в соответствии с Инструкцией о нормах и порядке отвода земель для железнодорожных дорог и использовании полосы отвода, утвержденной Министерством путей сообщения СССР от 30.01.1963 ширина полосы отвода не может превышать 28 метров, однако ширина предоставленного открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ земельного участка значительно превышает допустимые пределы. Таким образом, действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю по предоставлению земельного участка в аренду открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ нарушают права Департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска, поскольку земельные участки, на которых расположены рекламные конструкции заявителя, неправомерно вошли в состав земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0019.

По мнению заявителя, судом необоснованно не принято во внимание, что земельные участки, на которых
размещены рекламные конструкции, принадлежат на законных основаниях Департаменту муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не направили своих представителей общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство “Ориентир-М“ (почтовое уведомление N 290164), Управление архитектуры администрации г. Красноярска (почтовое уведомление N 290188), Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (почтовое уведомление N 290195), открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Красноярские железные дороги“ (почтовое уведомление N 290218, 290201), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (почтовое уведомление N 290232).

Копия определения суда, направленная закрытому акционерному обществу “Железнодорожное рекламное агентство “ЛАЙСА“ по известному суда адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 94 офис 2-05, возвращена органом почтовой связи с отметкой “Истек срок хранения“ (почтовое уведомление N 290225), что в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается надлежащим извещением о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Между администрацией г. Красноярска (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 05.09.2001 N 4598, сроком действия до 30.09.2001, согласно которому арендодатель предоставил арендатору на основании разрешения КАиГ на право распространения наружной рекламы от 06.09.2000 N 11050 в аренду земельный участок, кадастровый номер
24:50:07208:0019, оценочная зона 83, расположенный в Свердловском районе по адресу: ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, общей площадью 18 кв.м., для размещения рекламного щита в створе восточного фасада производственного здания.

Дополнительными соглашениями к договору от 27.03.2003, 05.08.2004, 12.10.2005 и 29.06.2007 срок действия договора продлялся до 31.08.2003, 09.04.2005, 02.07.2006, 28.06.2008 соответственно.

Сторонами 10.04.2008 подписано соглашение о расторжении договора N 4598 с 03.03.2008.

Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 10.04.2008 N 756, сроком действия с 03.03.2008 до 01.03.2009, согласно которому арендодатель предоставил арендатору на основании разрешения Управления архитектуры администрации г. Красноярска на право распространения наружной рекламы от 08.05.2007 N 8793 в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 0700208:0019, в оценочной зоне 83, расположенный в Свердловском районе г. Красноярска по адресу: ул. Матросова (поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода), общей площадью 18 кв.м., для использования в целях установки наземной рекламной конструкции с подсветкой.

Между администрацией г. Красноярска (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 06.09.2001 N 4652, сроком действия до 30.09.2002, согласно которому арендодатель предоставил арендатору на основании разрешения КАиГ на право распространения наружной рекламы от 04.04.2001 N 3881 в аренду земельный участок, кадастровый номер 24:50:0700210:0025, оценочная зона 83, расположенный в Свердловском районе по адресу: ул. Свердловская, 15 на противоположной стороне дороги, общей площадью 18 кв.м., для размещения рекламного щита в створе восточного фасада производственного здания.

Дополнительными соглашениями к договору от 15.10.2003, 20.07.2005, 26.10.2006, 27.11.2007 и 18.12.2007 срок действия договора продлялся до 31.08.2004,
04.11.2005, 19.01.2007, 17.01.2008 и 15.01.2009 соответственно.

В Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 02.11.2006 поступило заявление общества о выдаче согласования на дальнейшее размещение рекламной конструкции, необходимого для представления в Управление по архитектуре администрации на основании заключенного ранее договора от 05.09.2001 N 4598 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую.

Письмом от 30.11.2006 N 36381 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовал присоединение рекламного носителя к земельному участку.

В Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 09.07.2007 поступило заявление общества о выдаче согласования на дальнейшее размещение рекламной конструкции, необходимого для представления в Управление по архитектуре администрации на основании заключенного ранее договора от 06.09.2001 N 4652 по адресу: Свердловский район, ул. Свердловская, 15 в створе восточного фасада производственного здания, на противоположной стороне дороги.

Письмом от 30.07.2007 N 23862 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовал присоединение рекламного носителя к земельному участку.

Управлением архитектуры г. Красноярска обществу выданы разрешения на установку рекламных конструкций с подсветкой размером 6,0 х 3,0 м (площадь рекламных поверхностей - 36.0 кв.м.):

- от 17.10.2007 N 19420 по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Свердловская, 15, в створе восточного фасада здания, на противоположной стороне дороги, сроком действия в течение пяти лет,

- от 08.05.2007 N 8793 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода, сроком действия в течение пяти лет.

В Управление архитектуры администрации г. Красноярска 10.12.2007 поступило письмо филиала “Красноярская железная дорога“ ОАО “Российские железные дороги“ N НРИ 4/1143 от 04.12.2007 с просьбой аннулировать выданные управлением разрешения
на установку рекламных конструкций в полосе отвода Красноярской железной дороги, поскольку земельные участки, на которых установлены рекламные конструкции, переданы в фактическое пользование ОАО “Российские железные дороги“ в лице Красноярской железной дороги на основании договоров аренды N 50-35, 50-37 и 50-52 от 06.06.2007.

Письмом от 29.12.2007 N 25712 Управление архитектуры администрации г. Красноярска запросило у общества согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам.

Письмом от 22.02.2008 N 5890 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отозвал письма о согласовании размещения рекламных конструкций от 30.07.2007 N 23862 и 30.11.2006 N 36381, указав, что земельные участки, занимаемые рекламными щитами по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, расположены в полосе отвода железной дороги.

Управлением архитектуры администрации г. Красноярска вынесено решение, изложенное в письме от 28.03.2008 N 3852, об аннулирований разрешений на установку рекламных конструкций размером 6,0 х 3,0 м:

- от 17.10.2007 N 19420 по адресу: Свердловский район, ул. Свердловская, 15, в створе восточного фасада здания, на противоположной стороне дороги;

- от 08.05.2007 N 8793 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода.

В письме от 28.03.2008 N 3852 указано, что названные выше земельные участки расположены в полосе отвода Красноярской железной дороги, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска письмом от 22.02.2008 N 5890 отозвал письма о согласовании размещения рекламных конструкций от 30.07.2007 N 23862, 30.11.2006 N 36381, на основании которых были выданы разрешения на установку рекламных конструкций.

Письмом от 20.12.2007 N 25712 Управление архитектуры администрации
города запросило у общества согласие собственника или иного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам. Согласие собственника или иного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по вышеуказанным адресам обществом не представлено.

Полагая, что указанное выше решение Управления архитектуры администрации г. Красноярска об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Отношения в сфере распространения рекламы на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

Порядок подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска установлен Положением о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Красноярска, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 14.11.2006 N 900.

Пунктом 1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 9, 17 статьи 19 Закона о рекламе, пункта 1.4 названного Порядка
установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

Согласно пункту 1.5 Порядка выдачу разрешений на установку рекламных конструкций осуществляет управление архитектуры администрации города.

В силу пункта 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению прилагаются данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Согласно пункту 2.2 Порядка юридическое или физическое лицо, желающее получить разрешение, обращается в управление с заявлением, к которому прилагается, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“
законного владельца недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (представляется в оригинале).

В соответствии с пунктом 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.

Аналогичное положение содержит пункт 2.10 Порядка N 900.

В силу пункта 18 статьи 19 Закона о рекламе органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:

1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;

2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;

3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;

4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;

5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.

Пунктом 2.16 Порядка предусмотрено четыре основания принятии решения об аннулировании разрешения, которые совпадают с подпунктами
1 - 4 пункта 18 статьи 19 Закона о рекламе.

Решение об аннулировании разрешения может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его получения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Пунктом 6 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, пунктом 11 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц предусмотрена возможность на условиях договора размещать в границах полосы отвода на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу.

Размещаемая в пределах полосы отвода наружная реклама не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта, а также должна отвечать другим специальным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Железные дороги осуществляют в пределах своей компетенции проверку состояния рекламы, размещаемой в полосе отвода.

Из материалов дела следует, что земельные участки, на которых управлением разрешено обществу установить рекламные конструкции, являются собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 28.06.2004) и переданы Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю в аренду открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ по договору аренды от 06.06.2007 N 50-53 для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода. Срок действия договора установлен с 06.06.2007 по 05.06.2056.

Указанные земельные участки по состоянию на 06.09.2006 (т.е. до заключения дополнительного соглашения к договору от 29.06.2007 о продлении до 28.06.2008 срока действия договора аренды земельного участка N 4598, заключенного между администрацией г. Красноярска и обществом; до заключения дополнительного соглашения к договору от 26.10.2006 о продлении до 19.01.2007 срока действия договора аренды земельного участка N 4652, заключенного между администрацией г. Красноярска и обществом; до выдачи 30.11.2006 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласования N 36381 о присоединении рекламного носителя к земельному участку; до выдачи управлением разрешения от 08.05.2007 N 8793) были предоставлены федеральному государственному учреждению “Красноярская железная дорога“, правопреемником которого явилось открытое акционерное общество “Российские железные дороги“, и переданы в аренду открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ до выдачи Управлением архитектуры разрешения N 19420 от 17.10.2007, до заключения 10.04.2008 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрацией г. Красноярска и обществом договора аренды земельного участка N 756, до выдачи 30.07.2007 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласования N 23862 о присоединении рекламного носителя к земельному участку.

В связи с установлением факта принадлежности указанных земельных участков на праве аренды открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ (после получения письма филиала “Красноярская железная дорога“ открытого акционерного общества “Российская железная дорога“ от 04.12.2007 N НРИ 4/1143), управление письмом от 29.12.2007 предложило обществу представить согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам. Соответствующее согласие заявителем в управление не представлено.

Суд первой инстанции исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, фактические обстоятельства дела, правильно указал, что разрешения N 19420 от 17.10.2007 и N 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, были выданы управлением при отсутствии согласия законного владельца - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на размещение обществом рекламных конструкций на указанных земельных участках, расположенных в полосе отвода железной дороги; договор с законным владельцем на размещение рекламных конструкций на указанных земельных участках не заключался, что свидетельствует о соответствии положениям действующего законодательства оспариваемого решения управления.

Из положений статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного акта необходимо наличие одновременно двух условий:

- несоответствие оспариваемого акта (действия, бездействия) законодательству;

- нарушение оспариваемым актом (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом бремя доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

По мнению суда апелляционной инстанции, заявитель не представил доказательств, позволяющих сделать вывод о нарушении решением управления от 28.03.208 N 3852 об аннулировании разрешений от 17.10.2007 N 19420 и 08.05.2007 N 8793 на установку рекламных конструкций, его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Доводы общества о том, что ширина предоставленного открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ земельного участка значительно превышает допустимые пределы ширины полосы отвода, в связи с чем, действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю по предоставлению земельного участка в аренду открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ нарушают права Департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не входят в предмет доказывания по настоящему делу.

Довод общества о том, что земельные участки, на которых располагаются рекламные щиты, принадлежат Департаменту муниципального имущества, не изменяет выводов суда, так как департамент отозвал свои согласования по спорным земельным участкам письмом N 5890, указанные земельные участки переданы открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ по договору аренды от 06.06.2007 N 50-53.

На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 января 2009 года по делу N А33-11714/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА