Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 N А33-15422/2008-03АП-798/2008 по делу N А33-15422/2008 Отсутствие в месте продажи алкогольной продукции в наглядной и доступной форме в удобном для ознакомления месте Правил продажи, информации о лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, надлежащим образом заполненных ценников, а также сертификата соответствия и справки к грузовой таможенной декларации на реализуемую алкогольную продукцию является основанием для привлечения организации к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2009 г. N А33-15422/2008-03АП-798/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 6 апреля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Дунаевой Л.А.,

судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Бабаева М.А., директора на основании протокола N 1 от 08.01.2008,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Эмин“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 12 декабря 2008 года по делу N А33-15422/2008,

принятое судьей Крицкой И.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Эмин“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Красноярскому краю (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2008 N 0062 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 декабря 2008 года общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указывает:

- протокол об административном правонарушении составлен и рассмотрен неуполномоченными на то лицами;

- административным органом была проведена проверочная закупка, однако право на ее осуществление у административного органа отсутствует.

Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен, отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание своих представителей не направил, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью “Эмин“ зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022401741306.

26.10.2008 на основании решения от 24.10.2008 N 48 административным органом проведена проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в магазине “Эмин“, расположенного по адресу: г. Шарыпово, мкр. Пионерный, 163 А, принадлежащего обществу с ограниченной ответственность “Эмин“.

В ходе проверки установлено нарушение
пунктов 9, 10, 12, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998 (далее - Правила продажи), составлен акт проверки N 000096, протокол осмотра помещений территорий и находящихся там вещей и документов, протокол изъятия вещей и документов, взяты объяснения от Филь О.М. (покупателя), Дымовой Л.Е. (продавца).

При осмотре магазина “Эмин“, проведенного в ходе проверки, проверяющие установили, что в торговом зале в наглядной и доступной форме в удобном для ознакомления месте не доведены до сведения покупателей Правила продажи, информация о номере и сроке действия лицензии на розничной продажи алкогольной продукции, органе, ее выдавшем. Кроме того, в ходе проверке установлено, что на алкогольной продукции, выставленной на реализации в торговом зале магазина “Эмин“ прикреплены ценники, не надлежащим образом заполненные (отсутствует наименование товара, цена за единицу товара, подписи материально ответственного лица, печать организации, дата оформления ценников). Также во время проверки продавцом Дымовой Л.Е. не были представлены и обнаружены в ходе осмотра торгового зала сертификат соответствия и справка к грузовой таможенной декларации на реализуемую алкогольную продукцию.

28.10.2008 на основании акта проверки и приложенных к нему документов составлен протокол об административном правонарушении N 000029.

Постановлением от 31.10.2008 N 0062 по делу об административном правонарушении заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 3 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей, что послужило поводом для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется
на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд апелляционной инстанции полагает, что административный орган доказал наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод налогоплательщика о составлении и рассмотрении протокола об административном правонарушении от 28.10.2008 N 000029 не уполномоченным лицом не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права на составление протокола об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, предоставлены должностным лицам органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Рассмотрение дел о нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
отнесено частью 1 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 116 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе (далее - Положение) с определением основных функций и полномочий. Подпунктом 5.1.3 пункта 5.1 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу статьи 23 Закона N 171-ФЗ, подпункта 5.1.3 пункта 5.1 Положения на налоговые органы возложены полномочия по осуществлению государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд признал, что протокол составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Красноярскому краю в пределах предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, названными выше Федеральным законом и Постановлением Правительства Российской Федерации полномочий.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“
(далее - Закон N 171-ФЗ) запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.

Пунктом 139 Правил продажи предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. Согласно пункту 12 Правил продажи при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из вышеуказанных документов.

Таким образом, документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке и предъявляться покупателям по их требованию для ознакомления.

Материалами дела подтверждается и не опровергается обществом тот факт, что на момент проведения проверки в торговой точке на вино специальное красное “Кагор“ обществом не представлен сертификат соответствия и справки к товарно-транспортной накладной.

Кроме того, обществом допущено нарушение пунктов 9, 19 Правил продажи, согласно которым на продавца возлагаются обязанности:

- довести в наглядной и доступной форме до сведения покупателей Правила продажи;

- обеспечить надлежащее оформление единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на осуществлении административным органом контрольной закупки судом апелляционной инстанции не принимается.

Из анализа части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия или (бездействия), выразившиеся в несоблюдении установленного порядка продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как следует из материалов дела 26.10.2008 в магазине “Эмин“, расположенном по адресу: г. Шарыпово, мкр. Пионерный, 163А, была выставлена для продажи алкогольная продукция, с обозначением ее наименования и цены, в частности вино специальное красное “Кагор“ по цене 205 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Следовательно, выставление в местах продажи алкогольной продукции с нарушением выше указанных правил продажи, при отсутствии явного обозначения, что товар не предназначен для продажи, образует объективную сторону состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Значит, осуществление контрольной закупки алкогольной продукции работником налогового органа не имеет правового значения для квалификации данного административного правонарушения.

Обществом не представлено доказательств того, что им были приняты все зависящее от него меры по соблюдению установленного порядка продажи алкогольной продукции законодательства (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Значит, в действиях общества усматривается вина в форме неосторожности.

При изложенных обстоятельствах бездействия общества, выразившиеся в отсутствии в месте продажи алкогольной продукции в наглядной и доступной форме в удобном для ознакомления месте Правил продажи, информации о номере и
сроке действия лицензии на розничной продажи алкогольной продукции, органе, ее выдавшем, надлежащим образом заполненных ценников, а так же сертификата соответствия и справка к грузовой таможенной декларации на реализуемую алкогольную продукцию, образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

При назначении наказания административным органом были учтены положения главы 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Решение принято в пределах давности привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Малозначительность совершенного правонарушения согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена.

Таким образом, административный орган правомерно в соответствии со статьей 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлек общество с ограниченной ответственностью “Эмин“ к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.

Значит, решение суда первой инстанции законно, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Руководствуясь статьями 265, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 декабря 2008 года по делу N А33-15422/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

О.И.БЫЧКОВА

Н.М.ДЕМИДОВА