Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 N 05АП-4890/2009 по делу N А51-11914/2009 У физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган пенсионного фонда РФ, поскольку данная обязанность возложена только на страхователя, коим предприниматель, учитывая отсутствие у него наемных работников, не является.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2009 г. N 05АП-4890/2009

Дело N А51-11914/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноармейскому району Приморского края,

апелляционное производство N 05АП-4890/2009,

на решение от 24 августа 2009 года

судьи С.

по делу N А51-11914/2009 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноармейскому району Приморского края

к индивидуальному предпринимателю К.

о взыскании штрафа в размере 386,40 рублей,

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноармейскому району Приморского края (далее
- Заявитель, Страховщик, Орган ПФ РФ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя К. (далее - Предприниматель, Страхователь, ИП К.) штрафа в сумме 386,40 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением от 24 августа 2009 года суд отказал Учреждению в удовлетворении заявленных требований, указав, что, поскольку у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, Предприниматель не является субъектом вменяемого ему правонарушения.

Не согласившись с вынесенным решением, Страховщик обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Учреждение указало, что срок представления в Орган ПФ РФ сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного поручения застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, установлен “Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования“, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 N 318.

На данном основании Учреждение просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

От Предпринимателя письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил. Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны своих представителей в судебное заседание не направили.

Принимая во внимание неявку сторон, коллегия, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

ИП К. зарегистрирован в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда
Российской Федерации по Красноармейскому району Приморского края в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивающего суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Страхователем предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании, Органом ПФ РФ был составлен акт от 26.03.2009 N 17.

Данным актом было зафиксировано нарушение Предпринимателем пункта 5 статьи 11 и статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), п. 38 “Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования“, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 N 318, а именно: физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, не были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок до 02.03.2009 сведения о страховых взносах за расчетный период, страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилия, имя, отчество, а также копии платежных документов.

По результатам рассмотрения акта от 26.03.2009 N 17 Учреждением было вынесено решение от 24.04.2009 N 14 “О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании“, которым ИП К. был привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 386 руб. 40 коп.

На основании решения от 24.04.2009 N 14 Орган ПФ РФ направил в адрес Предпринимателя требование от 24.04.2009 N 315 об уплате штрафа в сумме 386,40 рублей со сроком исполнения
до 21.05.2009.

В связи с неисполнением ИП К. данного требования Страховщик обратился с заявлением о взыскании штрафа в указанной сумме в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Объективной стороной указанного правонарушения является непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10, подпунктами 1 - 8 пункта 2
статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилию, имя, отчество, фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении; дату и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона N 27-ФЗ; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 указанного Федерального закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Федеральный закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пункт 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. При этом, Федеральный закон N 27-ФЗ не устанавливает, что обязанность по представлению данных сведений должна быть исполнена
к какому-либо сроку.

Согласно пункту 2 статьи 11 указанного Федерального закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В связи с тем, что в настоящем деле не подтвержден материалами дела и не доказан Заявителем факт наличия у Предпринимателя работников, заключивших с ним трудовые договоры, или договоры гражданско-правового характера, Предприниматель не может быть отнесен к страхователям в смысле, придаваемом этому термину Федеральным законом N 27-ФЗ.

Руководствуясь изложенным, коллегия считает, что за нарушение физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, обязанности, установленной пунктом 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, не может быть применена ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 данного Федерального закона, а также соглашается с выводом суда о том, что заявленные в настоящем деле требования Органа ПФ РФ о взыскании с индивидуального предпринимателя К. штрафных санкций в размере 386 рублей 40 копеек не подлежат удовлетворению.

Коллегия отклоняет ссылку Заявителя на “Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования“, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 N 318, которой установлен срок представления в Орган ПФ РФ сведений об
уплаченных страховых взносах за расчетный период застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, поскольку Федеральный закон N 27-ФЗ имеет большую юридическую силу, чем вышеуказанное Постановление Правительства РФ, в соответствии с частью 2 ст. 13 АПК РФ подлежат применению нормы Федерального закона N 27-ФЗ.

Остальные доводы апелляционной жалобы отклоняются в силу изложенного выше.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Приморского края от 24 августа 2009 года по делу N А51-11914/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.