Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 по делу N А32-21695/2008-46/378-2009-34/283 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не указал, какие первичные документы предприятия он исследовал, и не оценил их, не установил относимость и допустимость представленных доказательств, не отразил в судебном акте момент возникновения права у налогоплательщика на вычет сумм НДС и не проверил, правильно ли отражены в налоговой декларации суммы налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2009 г. по делу

N А32-21695/2008-46/378-2009-34/283

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску - Загута Е.Н. (доверенность от 24.07.2009 N 05-2147), в отсутствие заявителя - федерального государственного предприятия “Новороссийское управление аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу ФГУП “Новороссийское управление аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ“ на
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2009 по делу N А32-21695/2008-46/378-2009-34/283 (судья Марчук Т.И.), установил следующее.

ФГУП “Новороссийское управление аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ“ (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными пункта 2, подпункта 2.1, подпункта 3.1 пункта 3, пункта 4 решения налоговой инспекции от 04.08.2008 N 40703.

Предприятие представило заявление об уточнении требований, в соответствии с которым отказалось от требований о признании недействительным пункта 4 решения налоговой инспекции от 04.08.2008 N 40703.

Решением суда от 04.02.2009 прекращено производство по делу в части отказа от требований, В остальной части в удовлетворении требований отказано со ссылкой на статью 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Постановлением суда кассационной инстанции от 11.06.2009 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Судебный акт мотивирован неправильным применением норм права и указано на необходимость исследовать доводы предприятия о соблюдении условий для применения вычета по НДС, первичные документы об удержании и уплате НДС, отразить в судебном акте момент возникновения права у налогоплательщика на вычет сумм НДС и проверить, правильно ли отражены в налоговой декларации суммы налога.

Решением суда от 04.02.2009 прекращено производство по делу в части отказа от требований. В удовлетворении остальной части требований отказано со ссылкой на то, что сумма НДС считается уплаченной только тогда, когда она отражена в налоговой декларации, спорная сумма налога будет собственностью налогоплательщика до той поры, пока не окончится налоговый период.

В кассационной жалобе предприятие просит судебный акт
отменить. По мнению заявителя, суд не применил пункт 4 статьи 174, пункт 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательствами удержания НДС с доходов иностранной организации являются акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, договор от 17.07.2007 N 07-2007, платежные поручения о перечислении налога в бюджет. Вычет налоговый агент применяет в том налоговом периоде, в котором уплачен налог в бюджет.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку отказ в вычете НДС произведен налоговой инспекцией по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года.

По результатам проверки составлен акт от 05.05.2008 N 12944 и вынесено решение от 04.08.2008 N 40703 о неправомерном заявлении к вычету по налоговому агенту 3 034 309 рублей (пункт 2), об отказе в возмещении 1 775 222 рублей НДС и доначислении 1 259 087 рублей НДС (подпункт 2.1), об уплате 1 259 087 рублей НДС.

В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Материалы дела свидетельствуют, что 17.07.2007 предприятие и иностранная компания “Chagall Prestacao De Servicos Maritimos, Sociedade Unipessoal Ltd“ заключили договор N 07-2007 на выполнение ремонтных дноуглубительных работ в портах Новороссийск и Туапсе.
По мнению предприятия, сумма НДС по этим работам удержана из средств, перечисленных иностранной компании, и уплачена им в бюджет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты. В пункте 2 статьи 171 Кодекса указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

Согласно статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога (пункт 1).

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база, указанная в пункте 1 названной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).

По пункту 4 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается
в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.10.2003 N 384-О разъяснил, что в силу пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает налог на добавленную стоимость, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, является счет-фактура.

Учитывая изложенное, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС при приобретении услуг у иностранного юридического лица, не состоящего на налоговом учете в налоговом органе, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, имеет право на вычет данной суммы налога в том налоговом периоде, в котором было произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет. Следовательно, вывод суда о том, что НДС, уплаченный покупателем - налоговым агентом, может быть включен в налоговые вычеты в период, следующий за периодом, в котором этот НДС исчислен в налоговой декларации, не соответствует законодательству.

В силу статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. Требованиям данной статьи обжалуемый судебный акт не соответствует.

В нарушение части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
не выполнил указания суда кассационной инстанции. Суд не оценил доводы предприятия о соблюдении им условий для применения вычета по НДС (выставлении счетов-фактур и фактической уплаты налога в бюджет) и сделал необоснованный вывод о неподтверждении права на этот вычет. Суд не указал, какие первичные документы предприятия он исследовал и не оценил их, не установил относимость и допустимость представленных доказательств (в материалы дела представлен лицевой счет по НДФЛ, лицевой счет по НДС отсутствует). Суд не отразил в судебном акте момент возникновения права у налогоплательщика на вычет сумм НДС и не проверил, правильно ли отражены в налоговой декларации суммы налога.

При новом рассмотрении дела суду следует выполнить указания кассационной инстанции, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами сторон, правильно применить нормы материального права, отразив результаты оценки в судебном акте во исполнение требований статей 71 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2009 по делу N А32-21695/2008-46/378-2009-34/283 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Т.Н.ДРАБО