Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.12.2009 по делу N А32-20612/2009-29/235-105АЖ В удовлетворении заявленных требований отказано, так как заявитель вывозит и сбрасывает собранные у населения твердые бытовые отходы на несанкционированный полигон отходов. Какие-либо гражданско-правовые соглашения, разрешающие вывозить отходы на полигон, заявитель не заключал. Полигон отходов является несанкционированным, документы, устанавливающие объем и условия размещения отходов, также отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2009 г. по делу N А32-20612/2009-29/235-105АЖ

Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 9 декабря 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Зорина Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Жилищник“ - Бобровского Ю.А. (доверенность от 01.12.2009), от заинтересованного лица - управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю - Науменко М.В. (доверенность от 31.03.2009), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилищник“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2009 (судья Мицкевич
С.Р.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 (судьи Смотрова Н.Н., Золотухина С.И., Ткаченко Т.И.) по делу N А32-20612/2009-29/235-105АЖ, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Жилищник“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 05-020/12-ЭН, которым общество привлечено к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 101 тыс. рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2009 г., оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установил, что заявитель вывозит и сбрасывает собранные у населения твердые бытовые отходы (далее - отходы) на несанкционированный полигон отходов, расположенный на земельном участке в двух километрах от станицы Калининской Калининского района Краснодарского края. Какие-либо гражданско-правовые соглашения, управомачивающие вывозить отходы на полигон отходов, заявитель не заключал. Полигон отходов является несанкционированным, документы, устанавливающие объем и условия размещения отходов, также отсутствуют.

В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить заявленное требование. По мнению общества, в его обязанности не входит проведение мониторинга окружающей среды и восстановления нарушенных земель, собственником земельного участка, на котором размещены отходы, оно не является.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Калининского района Краснодарского края проведена проверка соблюдения заявителем требований природоохранного законодательства, которой установлено осуществление обществом деятельности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов у населения, отходы вывозятся на полигон, расположенный в двух километрах на северо-запад от станицы Калининской Калининского района Краснодарского края, размещение которого в установленном порядке не осуществлялось. Порядок, условия и объемы их размещения также не устанавливались. По результатам проверки управление приняло постановление от 15.07.2009 N 05-020-12ЭН о привлечении общества к ответственности по статье 8.2 Кодекса в виде взыскания 101 тыс. рублей штрафа за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Рассматривая вопрос о наличии в действиях общества вмененного ему правонарушения, суд правильно руководствовался статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах), в силу которой под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, под их транспортированием - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Пунктами 1 - 3 статьи 4 Закона об отходах установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также
товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ и статьей 51 Федерального закона от 10.01.02 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ установлено, что отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранении и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество складировало твердые бытовые отходы на почву вблизи станицы Калининской Краснодарского края на земельном участке, не оформленном в законом порядке как полигон для хранения и переработке отходов.

В соответствии с пунктами 3.2, 3.7 СанПина 2.1.7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления“ временное складирование отходов производства и потребления допускается в том числе на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся
насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Деятельность общества по сбору и транспортировке отходов осуществляется без специальной лицензии и при отсутствии положительного заключения государственной экологической эксперты, договоры со специализированной организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов производства и потребления на утилизацию, отсутствуют. Учет образовавшихся, использованных, переданных на утилизацию отходов производства и потребления не ведется, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение не разработаны, образуется состав административного правонарушения.

Ссылка общества о наличии действующего полигона отходов в городе Тимашевске свидетельствует о том, что у него имелась возможность недопущения совершения вмененного ему правонарушения, объективной стороной которого является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, субъектом - в том числе и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Следовательно, вывод суда о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, вины в его совершении и его доказанности, основан на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам.

Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.

Руководствуясь статьями
274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного Краснодарского края от 04.08.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 по делу N А32-20612/2009-29/235-105АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Л.В.ЗОРИН