Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.2009 по делу N А32-9498/2009 Оспаривание действий регистрирующего органа при нарушении им действующего законодательства в процессе регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним возможно только в том случае, если отсутствует спор о праве на соответствующее имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2009 г. по делу N А32-9498/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 8 декабря 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Айбатулина К.К. и Плотниковой Л.Н., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Кубань“ - Пономаревой Е.Г. (доверенность от 27.01.2009), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Сергеевой В.С. (доверенность от 01.03.2009), в отсутствие заинтересованных лиц: государственного унитарного предприятия Краснодарского края “Кущевский земельный центр“, администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края, Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, извещенных
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Кубань“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2009 (судья Анциферов В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 (судьи Ткаченко Т.И., Золотухина С.И., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-9498/2009, установил следующее.

ООО “Кубань“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), администрации муниципального образования Кущевский район (далее - администрация), ГУП КК “Кущевский земельный центр“ (далее - предприятие) и Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) по проведению землеустроительных работ, отнесению земельного участка к землям фонда перераспределения, передаче для государственной регистрации и регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:17:0702009:9.

Решением суда первой инстанции от 20.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств, подтверждающих наличие у общества прав на спорный земельный участок, наложения земельного участка Краснодарского края с кадастровым номером 23:17:0702009:9 площадью 149,1 га и земельного участка площадью 5,95 га, принадлежащего Мамаеву А.Ю. на основании свидетельства о праве собственности на землю от 11.04.1996 серии РФ-XXXII-1103-228-829 N 0855196; отсутствием факта несоответствия оспариваемых действий закону или иным нормативно-правовым актам, равно как и нарушения прав и законных интересов заявителя.

В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель полагает, что им представлены доказательства, подтверждающие его право собственности на спорный земельный участок и наложение его на земельный участок с кадастровым номером
23:17:0702009:9 площадью 149,1 га, зарегистрированный на праве собственности за Краснодарским краем; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В отзывах на кассационную жалобу администрация и регистрационная служба просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты.

В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы. Представитель департамента просил в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на то, что права и законные интересы общества оспариваемыми действиями не нарушены; спорный участок находится во владении истца на основании договора аренды, на праве собственности истцу принадлежит иной участок (с кадастровым номером 23:17:0702009:12 площадью 5,95 га), который не имеет общих границ и не является частью земельного участка Краснодарского края с кадастровым номером 23:17:0702009:9 площадью 149,1 га.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установили суды, распоряжением главы администрации Кущевского района от 17.06.1994 N 286-р утверждена площадь земель крестьянского хозяйства “Кубань“ гражданина Мамаева А.Ю., в том числе в собственность 6,95 га, из которых 5,95 га пашни и 1,0 га несельскохозяйственных угодий.

11 апреля 1996 года Мамаеву А.Ю. выдано свидетельство серии РФ-XXXII-1103-228-829 N 0855196 на право собственности на землю общей площадью 6,5 га (5,95 - пашня, 1 га - несельскохозяйственные угодья).

7 июля 2008 года глава муниципального образования Кущевский район принял постановление N 1034, которым в целях осуществления постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на земельный участок, необходимости уточнения характеристик земельного участка, предоставленного распоряжением главы администрации Кущевского района от 17.06.1994 г. N 286-р, принимая во внимание сведения о ранее учтенных земельных участках, материалы межевания, постановлено следующее.

1. Уточнить
характеристики земельного участка ООО “Кубань“ и установить:

1) общая площадь земельного участка - 10 000 кв. м;

2) категория земель - земли сельхозназначения;

3) вид права - собственность;

4) вид угодий - постройки (усадьба ООО “Кубань“);

5) вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование;

6) адрес: Краснодарский край, Кущевский район, Среднечубуркское сельское поселение, хутор Нововысоченский, ул. Центральная, 2.

Кроме того, указанным постановлением директор ООО “Кубань“ Мамаев А.Ю. уполномочен на обращение в органы Роснедвижимости для получения кадастровых сведений о земельном участке, обществу предписано зарегистрировать право собственности.

Согласно свидетельству серии 23-АЕ N 076484 общество зарегистрировало за собой право собственности только на земельный участок площадью 1 га, кадастровый номер 23:17:07 02 009:0025.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 16.12.2008 N 00/08ДВД-459166 следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702009:9 площадью 149,1 га является Краснодарский край.

Общество, полагая, что часть указанного в государственном акте от 11.04.1996 серии РФ-ХХХII-1103-228-829 N 0855196 земельного участка площадью 5,95 га (пашня) необоснованно включена в фонд перераспределения земель при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702009:9 площадью 149,1 га, принадлежащего Краснодарскому краю, что препятствует ему в оформлении прав на спорный земельный участок, обратилось в суд с заявлением.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконными действий государственных органов вправе обратиться лицо, которое полагает, что действия органа не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Исходя из смысла названной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и
законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дела суды пришли к выводу о том, что доказательства нарушения законных прав заявителя и его интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности суду не представлены, так как отсутствует план спорного земельного участка с описанием его границ, чертеж с указанием его конфигурации и поворотных точек, которые бы свидетельствовали о том, что принадлежащий обществу земельный участок площадью 5,95 га является частью земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702009:9.

Однако сделанные судами выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

Суд первой инстанции не выяснил, где расположен испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 5,95 га, названный в государственном акте от 11.04.1996 серии РФ-XXXII-1103-228-829 N 0855196.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обществу принадлежит земельный участок площадью 5,95 га с кадастровым номером 23:17:0702009:12, который согласно фрагменту дежурной кадастровой карты Кущевского района по состоянию на 08.05.2009 не является частью земельного участка Краснодарского края с кадастровым номером 23:17:0702009:9 площадью 149,1 га и не имеет с ним общих границ.

При этом суд апелляционной инстанции также указал, что в соответствии с фрагментом дежурной кадастровой карты Кущевского района по состоянию на 08.05.2009 внутри границ земельного участка Краснодарского края с кадастровым номером 23:17:0702009:9 площадью 149,1 га находится земельный участок общества площадью 1 га, кадастровый номер 23:17:07 02 009:0025.

Между тем согласно схеме расположения земельных участков (приложение к свидетельству о праве собственности на землю N 085519) земельные участки площадью 5,95 га (пашня) и 1 га (не сельскохозяйственные угодия) расположены рядом, имеют общую границу (т. 1, л. д. 15).

Данное доказательство суды не оценили, вопрос о том, какие
земельные участки фактически находятся во владении общества, не исследовали. Суд апелляционной инстанции не указал, на основании каких доказательств он пришел к выводу о принадлежности обществу земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702009:12.

Ссылка суда на то, что заявитель не представил план спорного земельного участка с описанием его границ, чертеж с указанием его конфигурации и поворотных точек, не обоснована. Названные характеристики земельный участок приобретает в процессе его формирования и постановки на кадастровый учет в соответствии с предписаниями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“. При подаче в суд рассматриваемых по настоящему делу требований общество указало, что обращение к уполномоченным органам за формированием спорного земельного участка как объекта прав оказалось невозможным ввиду образования департаментом земельного участка с кадастровым номером 23:17:0702009:9 площадью 149,1 га, в состав которого незаконно включен спорный участок, и регистрации права собственности на него за Краснодарским краем, т.е. наличие зарегистрированного права на земельный участок за Краснодарским краем служит препятствием для постановки на кадастровый учет и оформления обществом прав на земельный участок площадью 5,9 га.

Не соответствует материалам дела и действующему законодательству вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не представил доказательств передачи в уставный капитал общества земельного участка площадью 5,95 га, указанного в государственном акте от 11.04.1996 серии РФ-XXXII-1103-228-829 N 0855196, и регистрации права собственности на него.

В деле имеется акт приема-передачи земельного участка от 31.01.1999, из которого следует, что глава крестьянского хозяйства “Кубань“ Мамаев А.Ю. (учредитель) передает, а общество принимает в уставный фонд земельный участок (пай) площадью 6,95 га (5,95 га - пашни, 1 га - несельскохозяйственные угодья), который
принадлежит учредителю на основании свидетельства о праве собственности на землю серии РФ-XXXII-1103-228-829 N 0855196. Согласно пунктам 1.1, 3.1 устава учредителем общества выступил Мамаев А.Ю., для обеспечения деятельности общества им образован уставный фонд в виде земельного пая размером 12 844 рубля (т. 1, л. д. 35 - 36, 116).

В силу статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридическим действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Поскольку суд не исследовал и не установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо установить перечисленные в постановлении обстоятельства, оценить все представленные в дело доказательства и доводы сторон в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно статье 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное
право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу указанной правовой нормы в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не действия регистрирующего органа. Оспаривание государственной регистрации права отдельно от самого права допускается в тех случаях, когда регистрирующим органом нарушена процедура регистрации либо в результате регистрационных действий, отказа в государственной регистрации нарушено право заинтересованного лица, в отношении которого произведена оспариваемая регистрационная запись.

Таким образом, оспаривание действий регистрирующего органа при нарушении им действующего законодательства в процессе регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним возможно только в том случае, если отсутствует спор о праве на соответствующее имущество.

В данном же случае, как это следует из материалов дела, наличие государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:17:0702009:9 площадью 149,1 га и притязания общества на часть этого земельного участка свидетельствуют о наличии спора о праве, который может быть разрешен только в порядке искового производства. Регистрационная служба, предприятие, а также администрация не являются сторонами материально-правового спора. Приводя довод о незаконном отнесении земельного участка к землям фонда перераспределения, общество просит признать недействительными соответствующие действия департамента, однако не указывает оспариваемый им ненормативный акт, которым осуществлен такой перевод земельного участка и осуществлена государственная регистрация права собственности за Краснодарским краем.

С учетом изложенного суду следует предложить заявителю уточнить требования, в том числе к каждому заинтересованному лицу и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор по существу.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2009 и постановление Пятнадцатого
арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по делу N А32-9498/2009 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И.АФОНИНА

Судьи

К.К.АЙБАТУЛИН

Л.Н.ПЛОТНИКОВА