Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.11.2009 по делу N А61-119/2009 За счет казны субъекта РФ в пользу предприятия взыскано убытков, поскольку финансирование по реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, указанных в Законах Республики Северная Осетия - Алания, предусмотрено за счет республиканского бюджета и является его расходным обязательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 г. по делу N А61-119/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Переход И.А., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия “Водопроводно-канализационное хозяйство“ Правобережного района - Варзиева В.Х. (доверенность от 27.05.2009), в отсутствие ответчиков: Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Северная Осетия
- Алания на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2009 по делу N А61-119/2009 (судьи Мельников И.М., Афанасьева Л.В., Луговая Ю.Б.), установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие “Водопроводно-канализационное хозяйство“ Правобережного района (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания (далее - Министерство труда) о взыскании 1 454 320 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением с июля по декабрь 2008 года услуг некоторым категориям граждан по льготной цене на основании федеральных законов: от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“; Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“; Законов Республики Северная Осетия - Алания: от 05.03.2005 N 19-РЗ “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ и от 05.03.2005 N 20-РЗ “О мерах социальной поддержки ветеранов“.

Определением от 17.04.2009 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минфин республики).

До принятия решения предприятие в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшило сумму иска и просило взыскать с ответчика 522 005 рублей убытков, поскольку 30.05.2009 Министерство труда в счет погашения долга перечислило 932 315 рублей расходов (от реализации Федерального закона N 181-ФЗ - 653 063 рубля; Федерального закона N 5-ФЗ - 252 658 рублей, Закона Российской Федерации N 1244-1 - 26 594 рубля).

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.06.2009 заявленные требования
удовлетворены частично, с Министерства труда в пользу предприятия взыскано 152 259 рублей убытков. В остальной части в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность в сумме 152 259 рублей подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, расходы в размере 369 746 рублей истец не доказал.

Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, поскольку суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве ответчиков Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Республику Северная Осетия - Алания в лице Минфина республики. Апелляционный суд привлек указанных лиц к участию в деле в качестве ответчиков.

Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 суд произвел замену ненадлежащего ответчика - Минфина России на надлежащего - Минфин республики, поскольку оставшаяся часть убытков образовалась в связи с предоставлением льгот по республиканским законам (т. 2, л. д. 47 - 49).

При рассмотрении дела в апелляционной инстанции предприятие уменьшило исковые требования до 469 675 рублей 80 копеек.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2009 решение от 05.06.2009 отменено, с Республики Северная Осетия - Алания в лице Минфина республики за счет казны республики в пользу предприятия взыскано 496 675 рублей 80 копеек убытков; в удовлетворении требований к Министерству труда отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Министерство труда признает задолженность в размере 152 259 рублей, поэтому предметом доказывания являются требования о взыскании остальной задолженности в размере 469 675 рублей 80 копеек. Финансирование по реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, указанных
в Законах Республики Северная Осетия - Алания предусмотрено за счет республиканского бюджета и является его расходным обязательством.

В кассационной жалобе Минфин республики просит отменить постановление от 18.09.2009, оставить в силе решение от 05.06.2009. Заявитель указывает, что апелляционный суд не учел, что требования предприятия основаны на предоставлении льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральными законами, которые подлежат возмещению из федерального бюджета. Кроме того, реестры лиц, которые должны получать льготу, и сделанные на основании реестров расчеты не являются доказательствами фактического предоставления льгот.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления.

В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предприятия, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит отклонить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установил апелляционный суд, предприятие и Министерство труда заключили договоры от 05.12.2008 N 51/1, 51/2, 51/3, 51/4, 51/5 о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за услуги водоснабжения и водоотведения. Согласно условиям договоров Министерство труда обязалось произвести начисление оплаты за водоснабжение и водоотведение с учетом объема мер социальной поддержки согласно федеральным законам: “О ветеранах“, “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и республиканским законам: “О мерах социальной поддержки ветеранов“, “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“. Министерство труда обязалось возместить фактически понесенные предприятием расходы, связанные с предоставлением таких мер.

Во исполнение договорных обязательств, предприятие оказало услуги указанным категориям граждан на сумму
1 454 320 рублей.

Предприятие представило Министерству труда счета-фактуры, реестры лиц, которым предоставлены льготы, расчет понесенных расходов.

Поскольку Министерство труда свои обязательства по договорам не выполнило, компенсацию понесенных расходов предприятию не обеспечило, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.

До рассмотрения дела по существу 30.05.2009 Министерство труда в счет погашения задолженности по реализации федеральных законов: “О ветеранах“, “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ перечислило предприятию 932 315 рублей.

Министерство труда письмом от 18.08.2009 N 8-1289 сообщило, что признает задолженность перед предприятием в сумме 152 259 рублей, в том числе: 49 274 рублей по республиканскому закону “О мерах социальной поддержки ветеранов“ и 102 985 рублей по республиканскому закону “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“, указав, что задолженность будет погашена после издания соответствующего постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания по мере выделения бюджетных средств (т. 2, л. д. 39).

Удовлетворяя требования предприятия в части взыскания с Министерства труда задолженности в размере 152 259 рублей, суд первой инстанции исходил из подтверждения указанной задолженности представленными в материалы дела документами, и признания ее Министерством труда.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что финансирование по реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, указанным в Законах Республики Северная Осетия - Алания, предусмотрено за счет республиканского бюджета и является его расходным обязательством.

При разрешении спора апелляционный суд правомерно исходил из того, что расходы истца подлежат возмещению за счет республиканской казны.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23
“О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации“ при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

Республиканскими законами “О мерах социальной поддержки ветеранов“ и “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе водоснабжения и канализации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов, жертв политических репрессий, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов
муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, финансирование мер социальной поддержки, указанных лиц является расходным обязательством республиканского бюджета.

Довод Минфина республики о том, что апелляционный суд необоснованно удовлетворил за счет казны Республики Северная Осетия - Алания требования, основанные на предоставлении льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральными законами, отклоняется. Из материалов дела видно и апелляционный суд установил, что до принятия решения Министерство труда погасило задолженность, образовавшуюся от реализации федеральных законов: “О ветеранах“, “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в сумме 932 315 рублей. Оставшаяся часть задолженности в размере 469 675 рублей 80 копеек образовалась в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным республиканскими законами. Доказательств, опровергающих указанный вывод, Минфин республики в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

Довод заявителя жалобы о том, что истец не подтвердил первичными бухгалтерскими документами размер предоставленных льгот населению в заявленном размере, отклоняется. В обоснование своих требований предприятие предоставило апелляционному суду списки граждан, имеющих право на льготы, документы, подтверждающие наличие права на льготу, счета-фактуры. Апелляционный суд оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и проверил расчет суммы иска, признав его обоснованным. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Минфин республики документально не опроверг расчет убытков, представленный предприятием.

Апелляционный суд полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил имеющие значение
для дела фактические обстоятельства. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2009 по делу N А61-119/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.ПЕРЕХОД

Судьи

В.Ф.КУХАРЬ

Ю.В.РЫЖКОВ