Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.11.2009 по делу N А32-10022/2009 Акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2009 г. по делу N А32-10022/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Афониной Е.И. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от истца - предпринимателя Коллегова Я.В. - Коллегова Я.В. (паспорт), от третьих лиц: администрации Краснодарского края - Печеника А.В. (доверенность от 21.10.2009), Южного филиала федерального государственного унитарного предприятия “Госземкадастрсъемка“ - Балоян И.В. (доверенность от 19.11.2009), в отсутствие ответчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, третьих лиц: Территориального отдела по Курганинскому
и Лабинскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу предпринимателя Коллегова Я.В. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2009 по делу N А32-10022/2009 (судья Нигоев Р.А.), установил следующее.

Предприниматель Коллегов Я.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной установленной кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 23:46:01 01 004:0016) с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности площадью 75 877 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, пос. Кирпичного завода, в размере 112 706 937 рублей 03 копеек, и обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее - агентство) исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены администрация Краснодарского края (далее - администрация), Южный филиал федерального государственного унитарного предприятия “Госземкадастрсъемка“, Территориальный отдел по Курганинскому и Лабинскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Решением от 22.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал на отсутствие нарушений со стороны агентства порядка проведения кадастровой оценки спорного земельного участка. Агентство действовало в рамках предоставленных ему полномочий. Изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло не в результате новой оценки, а в связи с корректировкой показателей кадастровой стоимости земли в соответствие принятыми правовыми актами.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить принятый по делу судебный акт, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, размер удельных показателей кадастровой стоимости земель
должен быть близок к их рыночной стоимости. Суд не оценил правомерность применения агентством распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края“ при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку приложение N 1 не опубликовано. Предприниматель полагает, что действия агентства по изменению кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы. При утверждении кадастровой оценки земельного участка были нарушены нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“, статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.

В судебном заседании предприниматель поддержал доводы жалобы, представители администрации и Южного филиала федерального государственного унитарного предприятия “Госземкадастрсъемка“ просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела и выслушав предпринимателя, представителей администрации и Южного филиала федерального государственного унитарного предприятия “Госземкадастрсъемка“, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Из материалов дела видно, что предприниматель является собственником земельного участка (кадастровый номер 23:46:01 01 004:0016; разрешенное использование - для производственно-хозяйственной деятельности) площадью 75 877 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, пос. Кирпичного завода (свидетельство о праве собственности от 28.03.2008).

Согласно кадастровому плану от 10.04.2006 N 46/06-03-582 кадастровая стоимость названного земельного участка составляла 1 459 774 рубля 62 копейки (удельный показатель кадастровой
стоимости земли - 19,287 руб./кв. м).

В соответствии с кадастровым планом от 26.09.2008 N 46/08-03-5710 кадастровая стоимость земельного участка составила 112 706 937 рублей 03 копейки (удельный показатель кадастровой стоимость земли - 1485,35 руб./кв. м).

Предприниматель не согласился с новой оценкой и обратился в агентство с заявлением о приведении в соответствие кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

В письме от 06.09.2009 N 10/337 агентство разъяснило обществу, что в 2005 году был применен удельный показатель кадастровой стоимости земли, утвержденный постановлением главы администрации г. Лабинска и Лабинского района от 23.12.2002 N 2213 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений г. Лабинска и Лабинского района“, в 2007 году применен удельный показатель кадастровой стоимости земли, утвержденный распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края“.

В обоснование своих требований предприниматель ссылается на неправомерное завышение кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка. Заявитель полагает, что размер удельных показателей кадастровой стоимости земли должен быть близок к ее рыночной стоимости. В соответствии с отчетом Лабинской межрайонной торгово-промышленной палаты от 31.03.2009 N 23.1-09(973) по определению рыночной стоимости спорного земельного участка его рыночная стоимость составляет 20 940 тыс. рублей, что значительно меньше его кадастровой стоимости.

Предприниматель также обращает внимание на то, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края“ не опубликовано, поэтому применению не подлежит.

При рассмотрении дела суд не исследовал и не оценил указанные доводы предпринимателя и представленные им доказательства. Поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам
дела, решение нельзя считать законным и обоснованным и его надлежит отменить.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Таким образом, по смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым
актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации агентство должно было предоставить суду доказательства правомерности использования в кадастровом плане от 26.09.2008 N 46/08-03-5710 кадастровой стоимости земельного участка в размере 112 706 937 рублей 03 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости земли равной 1485,35 руб./кв. м. При этом, ссылаясь на распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края“, агентство не опровергло допустимыми доказательствами утверждение предпринимателя о том, что указанное распоряжение не опубликовано в установленном порядке, не является нормативным правовым актом и не может быть использовано для изменения кадастровой стоимости земли. Данный вопрос, имеющий существенное значение для установления правомерности действий агентства, не был предметом судебного исследования.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть приведенные обстоятельства и, исследовав и оценив представленные доказательства, принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2009 по делу N А32-10022/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

К.К.АЙБАТУЛИН

Судьи

Е.И.АФОНИНА

Л.Н.ПЛОТНИКОВА