Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 N 05АП-2870/2009 по делу N А51-3540/2009 По делу о взыскании недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2009 г. N 05АП-2870/2009

Дело N А51-3540/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 10 августа 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2009 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Т.А. Солохиной

судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.

при участии:

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноармейскому району Приморского края: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

от Управления образованием администрации Красноармейского муниципального района Приморского края: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

от администрации Красноармейского муниципального района Приморского края: не явились, о времени и месте
рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления образованием администрации Красноармейского муниципального района Приморского края

на решение от 13 мая 2009 года

судьи А.В. Пятковой

по делу N А51-3540/2009 Арбитражного суда Приморского края,

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноармейскому району Приморского края

к Управлению образованием администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, администрации Красноармейского муниципального района Приморского края

о взыскании недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 547.305,49 руб. и обеспечении финансирования за счет средств бюджетных ассигнований недоимки по страховым взносам и пени на лицевой счет Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноармейскому району Приморского края (далее - Заявитель, Государственное учреждение, Орган ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Управления образованием администрации Красноармейского муниципального района Приморского края (далее - Страхователь, Управление образованием) недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 547.305,49 руб., а также к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края (далее - Администрация) об обеспечении финансирования за счет средств бюджетных ассигнований недоимки по страховым взносам и пеней в указанной сумме на лицевой счет Управления Федерального казначейства по Приморскому краю N 40101810900000010002 в ГРКЦ г. Владивостока ГУ ЦБ РФ по Приморскому краю, БИК 040507001, ИНН 2506002775.

Уточнив в судебном заседании в суде первой инстанции размер заявленных требований, отказавшись в полном объеме от требований к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, Заявитель просил суд взыскать с Управления образованием 529.136,36 руб., в том числе: 425.861,15 руб. -
страховых взносов на страховую часть пенсии, 79.700,83 руб. - страховых взносов на накопительную часть пенсии, 19.154,57 руб. пеней, начисленных за период с 15.05.2008 по 20.11.2008, по страховой части пенсии, 4.419,81 руб. - пеней по накопительной части пенсии.

Решением от 13 мая 2009 года суд удовлетворил заявленные требования, взыскав с Управления образованием в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 529.136,36 руб., в том числе: 505.561,98 руб. страховых взносов за 9 месяцев 2008 года, из них: 425.861,15 руб. - на страховую часть пенсии, 79.700,83 руб. - на накопительную, и пеней, начисленных за период с 15.05.2008 по 20.11.2008, в сумме 23.574,38 руб., в том числе: 19.154,57 руб. - по страховой части и 4.419,81 руб. - по накопительной части. В отношении требований к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края производство по настоящему дело судом было прекращено.

Не согласившись с вынесенным решением, Управление образованием обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Страхователь указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Согласно апелляционной жалобе администрация Красноармейского муниципального района Приморского края является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к управлению образованием администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, к полномочия Администрации, согласно жалобе, относится исполнение бюджета Красноармейского муниципального района Приморского края.

Управление образованием также указало, что задолженность перед Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда РФ по Красноармейскому району Приморского края по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование образовалась вследствие того, что на расходы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Администрацией было выделено 4.879.820 рублей, в то время как заложено в бюджет было 10.340.722 рубля. Таким образом, недофинансирование составило 5.460.902
рубля.

На основании указанных доводов Управление образованием просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Органом ПФ РФ требований.

От Заявителя, администрации Красноармейского муниципального района Приморского края в материалы дела поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, из содержания которых следует, что с доводами жалобы Государственное учреждение, Администрация не согласны, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны своих представителей в судебное заседание не направили. Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

Муниципальное учреждение Управление образованием администрации Красноармейского муниципального района Приморского края зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2002, о чем Межрайонной ИФНС России N 2 по Приморскому краю внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022540638889.

Как следует из расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, Управлению образованием Органом ПФ РФ за 9 месяцев 2008 года начислено страховых взносов в сумме 579.939 руб. - по страховой части пенсии, 96.423 руб. - по накопительной части пенсии.

Установив, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года уплачивались Страхователем с нарушением срока и не в полном объеме, Государственным учреждением за период с 15.05.2008 по 20.11.2008 были начислены пени в сумме 23.574,38 руб., в том числе: 19.154,57 руб. по страховой части пенсии и 4.419,81 руб. - по накопительной части пенсии.

По состоянию
на 17.12.2008 Страхователю было выставлено требование N 209 с предложением в срок до 04.01.2009 в добровольном порядке погасить задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2008 года в сумме 548.082,63 руб., в том числе: 437.220,15 руб. - по страховой части пенсии, 87.288 руб. - по накопительной части пенсии, и пени в сумме 23.574,38 руб., в том числе: 19.154,57 руб. по страховой части и 4.419,81 руб. - по накопительной части.

В связи с тем, что в установленный в срок Управление образования не исполнило указанное выше требование Органа ПФ РФ, Государственное учреждение обратилось с заявлением о взыскании с него страховых взносов и пеней в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 года “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Управление образованием является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок уплаты страховых взносов установлен ст. 24 указанного Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам,
исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Декларация по страховым взносам представляется в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 6 ст. 24 Федерального закона N 167-ФЗ).

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом (Законом N 167-ФЗ) сроки. Пени начисляются за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из представленных Органом ПФ РФ в материалы дела расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года, реестров учета платежей за период 01.01.2008 по 06.05.2009, Управление образованием не исполнило обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 529.136,36 руб., в том числе: 425.861,15 руб. - по страховой части пенсии, 79.700,83 руб. - по накопительной части пенсии.

Материалами дела подтверждается также и правомерность начисления Органом ПФ РФ пеней в сумме 23.574,38 руб., в том числе: 19.154,57 руб. по страховой части пенсии, 4.419,81 руб. - по накопительной части пенсии.

Как следует из материалов дела, пени в указанной сумме были начислены Органом ПФ РФ за период с 15.05.2008 по 20.11.2008 по страховой части пенсии - на задолженность за 1, 2, 3 кварталы 2008 года, по накопительной части пенсии - на задолженность 2007 года, которая была взыскана постановлением N 1 от 06.08.2008, принятым Управлением Пенсионного Фонда в порядке ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ, и направленным в службу судебных приставов, а также взыскиваемую в рамках настоящего дела задолженность за 1, 2, 3 кварталы 2008 года.

Расчет пеней коллегий проверен, нарушений не установлено.

Факт наличия у
него задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионной страхование в вышеуказанной сумме, а также обоснованность начисления пеней и правильность их расчета Управлением образования не оспаривается.

Досудебный порядок урегулирования спора Органом ПФ РФ был соблюден путем направления требования N 209 от 17.12.2008; срок давности взыскания задолженности не пропущен.

Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноармейскому району Приморского края о взыскании с Муниципального учреждения Управления образования администрации Красноармейского муниципального района в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 529.136,36 руб., в том числе: 505.561,98 руб. - страховых взносов за 9 месяцев 2008 года, из них: 425.861,15 руб. - на страховую часть пенсии, 79.700,83 руб. - на накопительную часть пенсии, а также пеней, начисленных за период с 15.05.2008 по 20.11.2008, в сумме 23.574,38 руб., в том числе: 19.154,57 руб. - по страховой части пенсии, 4.419,81 руб. - по накопительной части пенсии подлежат удовлетворению.

Довод апелляционной жалобы о том, что главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Управлению образованием является администрация Красноармейского муниципального района Приморского края, к полномочиям которой относится исполнение бюджета Красноармейского муниципального района, коллегия отклоняет.

Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Управление образованием администрации Красноармейского муниципального района является юридическим лицом, следовательно, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ, как организация, производящая выплаты физическим лицам, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, в силу п. 2 ст. 14 Федерального закона N 167-ФЗ Управление образованием обязано своевременно и в
полном объеме самостоятельно производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Довод Управления образованием о недостаточности финансирования расходов на оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование коллегия также отклоняет, поскольку ни Федеральный закон N 167-ФЗ, ни иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не ставят обязанность по уплате последних в зависимость от наличия или отсутствия у страхователей денежных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.

В связи с тем, что определением от 17 июля 2009 года по настоящему делу Управлению образованием администрации Красноармейского муниципального района была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, а настоящее постановление вынесено не его пользу, то с Управления образованием Администрации Красноармейского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1.000 рублей.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 13 мая 2009 года по делу N А51-3540/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Управления образованием Администрации Красноармейского муниципального района, расположенного по адресу: 692120, Приморский край, Красноармейский район, с.Новопокровка, ул. Советская, д. 70, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1.000 (одной тысячи)
руб.

Выдать исполнительный лист.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.

Председательствующий:

Т.А.СОЛОХИНА

Судьи:

З.Д.БАЦ

Е.Л.СИДОРОВИЧ