Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.11.2009 по делу N А53-7034/2009 Оспариваемые действия отделения казначейства, выразившиеся в отказе от исполнения исполнительного листа, признаны незаконными. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для возврата взыскателю исполнительного листа, поскольку исполнительный лист соответствует требованиям закона и содержащаяся в исполнительном документе информация не может привести к ошибочному взысканию денежных средств с субъекта, не участвовавшего в рассмотрении дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2009 г. по делу N А53-7034/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 3 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Отделения по Тарасовскому району Управления Федерального казначейства по Ростовской области - Мазуренко Л.А. (доверенность от 28.04.2009), в отсутствие заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарасовском районе Ростовской области, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о слушании дела в его отсутствие,
рассмотрев кассационную жалобу Отделения по Тарасовскому району Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2009 (судья Кондратенко Т.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 (судьи Ткаченко Т.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-7034/2009, установил следующее.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарасовском районе Ростовской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Тарасовскому району Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - отделение казначейства), выразившихся в отказе письмом от совершения действий по исполнению исполнительного листа N 138174, выданного Арбитражным судом Ростовской области 26.12.2008, и устранении допущенного нарушения права.

Решением суда от 25.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2009, оспариваемые действия отделения казначейства признаны незаконными, и на него возложена обязанность принять к исполнению исполнительный лист. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для возврата взыскателю исполнительного листа, поскольку исполнительный лист соответствует требованиям закона и содержащаяся в исполнительном документе информация не может привести к ошибочному взысканию денежных средств с субъекта, не участвовавшего в рассмотрении дела. Отделение казначейства не представило доказательства, свидетельствующие о наличии открытых лицевых счетов должника с похожим наименованием или цифровым обозначением. Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает такое основание возврата исполнительного листа без исполнения, как несоответствие наименования должника в исполнительном листе и решении суда правильному наименованию организации, которой в отделении открыт лицевой счет получателя средств бюджета.

Отделение казначейства обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять по делу новый
судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что действия отделения казначейства не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку основанием к возврату исполнительных документов явилось отсутствие в отделении казначейства открытого лицевого счета получателя средств областного бюджета с подобным наименованием, а главным условием принятия органом Федерального казначейства предъявленного исполнительного документа, является наличие открытого в органе Федерального казначейства лицевого счета бюджетного учреждения - должника по исполнительному документу.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель отделения казначейства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решением от 05.11.2008 по делу N А53-15717/2008-С4-4 Арбитражный суд Ростовской области взыскал с государственного учреждения Ростовской области “Городищенский лесхоз“ 442 181 рубль 86 копеек задолженности по страховым взносам обязательного пенсионного страхования за 2007 год. На основании указанного решения выдан исполнительный лист от 26.12.2008 N 138174, который 25.03.2009 направлен управлением в отделение казначейства с пакетом документов для исполнения. Письмом отделение казначейства возвратило исполнительный лист, указав, что Государственному учреждению Ростовской области “Городищенский лесхоз“ не открыт лицевой счет в отделении казначейства.

Полагая, что возврат указанного исполнительного листа не соответствует требованиям законодательства, а также нарушает права и законные интересы взыскателя, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя требования, суды обоснованно исходили из следующего.

Пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный
приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (надлежащим образом заверенной судом копией судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию), в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 242.3 данного Кодекса).

Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются:

- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 данной статьи;

- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“;

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

- представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;

- представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.

Установленный пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень является исчерпывающим. Иные основания для возврата взыскателю документов Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Материалами дела подтверждено, что управление предъявило
в отделение казначейства к исполнению соответствующий статье 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ надлежаще оформленный исполнительный документ с приложением всех необходимых документов. Суды установили, что представленные управлением документы позволяют идентифицировать должника по исполнительному документу, поскольку указание наименования должника “Государственное учреждение Ростовской области “Городищенский лесхоз“ вместо “государственное учреждение Ростовской области “Городищенский лесхоз“ не создает новое наименование должника, не препятствует исполнению данного документа и не может привести к ошибочному взысканию денежных средств с субъекта, не участвовавшего в рассмотрении дела.

Кроме того, судебные инстанции учли, что податель кассационной жалобы не представил доказательства, свидетельствующие о наличии открытых в отделении лицевых счетов юридическому лицу с похожим наименованием и адресом местонахождения. При таких обстоятельствах у отделения казначейства отсутствовали правовые основания для возврата исполнительного листа взыскателю.

Обжалованные действия отделения казначейства нарушают права и законные интересы управления как взыскателя по исполнительному документу, а также не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов, получили правильную правовую оценку и переоценке в силу пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу N А53-7034/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

Ю.В.МАЦКО