Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2009 по делу N А32-27645/2008 Заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления неправомерно отказал обществу в утверждении границ земельных участков, расположенных под принадлежащими ему объектами недвижимости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 2009 г. по делу N А32-27645/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества “Адлер-АОП“ - Демиденко Т.В. (доверенность от 02.10.2006), в отсутствие заинтересованных лиц: администрации г. Сочи, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации
г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2009 по делу N А32-27645/2008 (судья Колодкина В.Г.), установил следующее.

ЗАО “Адлер-АОП“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Сочи (далее - администрация) и Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю с требованиями признании незаконным отказа администрации в утверждении границ земельных участков, расположенных под принадлежащими обществу объектами недвижимости, а также об обязании утвердить согласованные проекты границ земельных участков (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.

Решением от 23.03.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что администрация неправомерно отказала обществу в утверждении границ земельных участков, расположенных под принадлежащими ему объектами недвижимости.

Законность и обоснованность судебного акта в суде апелляционной инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе администрация просит отменить судебный акт, а заявленные требования оставить без удовлетворения. Заявитель считает, что поскольку земельные участки находятся во второй зоне округа санитарной охраны города-курорта Сочи, они относятся к федеральной собственности. В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с заявлением об утверждении границ земельных участков в администрацию должен был обратиться соответствующий федеральный орган исполнительной власти. На момент обращения общества в компетенцию администрации не входила обязанность по утверждению проекта границ земельных участков, находившихся в федеральной собственности, на основании заявления юридического лица.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как
видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.07.2008 общество обратилось в администрацию с заявлением о выделении земельных участков с предоставлением землеустроительного дела и проекта границ земельных участков, расположенных под принадлежащими обществу объектами недвижимости.

Проекты границ земельных участков администрацией не утверждены (т. 1, л. д. 23 - 26). Отказ мотивирован вступлением в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ).

Посчитав данное бездействие незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, который совершил действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 34 Кодекса предусмотрено, что орган местного самоуправления, или по его поручению соответствующая землеустроительная организация, на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного
статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Регламентируя порядок предоставления в собственность либо в аренду земельных участков, расположенных под принадлежащими на праве собственности гражданам или юридическим лицам объектами недвижимости, статья 36 Кодекса (пункт 7) предусматривает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ действует редакция статей 34 и 36 Кодекса, согласно которой вместо обеспечения изготовления и утверждения проектов границ земельных участков органы местного самоуправления утверждают и выдают заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, до 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом пунктом 2 названной статьи Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ установлено, что проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 ноября 2008 года, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ, установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков.

Судом первой инстанции установлено, что заявитель обратился в администрацию в течение действия переходного периода, и его обращение не было рассмотрено в установленные сроки администрацией, как уполномоченным органом по утверждению проекта границ земельного участка, на основании статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к правильному выводу о незаконности бездействия администрации, выразившегося в неутверждении проектов границ земельных участков и нарушении указанным бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере иной экономической деятельности. Суд правомерно обязал администрацию устранить допущенное нарушение путем утверждения соответствующих документов.

Довод кассационной жалобы об отсутствии у администрации обязанности по рассмотрению заявлений общества направлен на переоценку обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования в суде первой
инстанции, что не допускается в силу требований статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 283, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2009 по делу А32-27645/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.МЕЩЕРИН

Судьи

В.Е.ЕПИФАНОВ

Л.Н.ПЛОТНИКОВА