Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.07.2009 по делу N А53-21385/2008-С4-45 Административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются обществом, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом N 7-ФЗ осуществляется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2009 г. по делу N А53-21385/2008-С4-45

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Паймаковой Л.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области - Григорчука А.Г. (доверенность от 30.12.2009), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества “Колфа“, третьего лица - Южного межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Южному федеральному округу, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу
открытого акционерного общества “Колфа“ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18 декабря 2008 года (судья Баранова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2009 года (судьи Ткаченко Т.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-21385/2008-С4-45, установил следующее.

ОАО “Колфа“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области (далее - комитет, административный орган) от 23.10.2008 N 809 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 50 тыс. рублей штрафа.

Решением суда от 18 декабря 2008 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16 апреля 2009 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты. В обоснование жалобы общество указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения. Негативное воздействие на окружающую среду общество не осуществляло. В результате деятельности общества образовывались только твердые бытовые отходы, которые своевременно вывозились специализированной организацией.

В отзыве на кассационную жалобу комитет просит судебные акты, принятые по делу, оставить без изменения.

В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы отзыва.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя комитета, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 24.09.2008 N 10 и
приказом от 25.09.2008 N 707-ГК комитетом проведена внеплановая проверка общества на предмет соблюдения установленного порядка платы за негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что общество не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV кварталы 2007 года и за I, II кварталы 2008 года в установленные сроки. По результатам проверки составлен акт от 02.10.2008 N 330/08 и протокол об административном правонарушении от 02.10.2008 N 809. Постановлением комитета от 23.10.2008 N 809 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Статья 8.41 Кодекса предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Состав правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки.

При рассмотрении дела суды исходили из того, что общество осуществляет деятельность, в результате которой происходит негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, общество обязано в установленном порядке вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку общество не исполнило эту обязанность, административный орган обоснованно привлек его к административной ответственности.

Между тем суды не учли следующее.

Согласно положениям Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым
предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ (далее - постановление Правительства N 632) и постановлением Правительства от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“ (далее - постановление Правительства N 344).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 9 в постановлении Правительства от 28.08.1992 N 632 отсутствует, имеется в виду пункт 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства от 28.08.1992 N 632.

В приложении N 1 к постановлению Правительства N 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации. Пунктом 9 постановления Правительства N 632 предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 “Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду“ (далее - Приказ N 557) установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду,
подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/2008.

Из материалов дела следует, что основанием привлечения общества к административной ответственности послужило несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую
среду за III, IV кварталы 2007 года и I, II кварталы 2008 года. Согласно представленным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV кварталы 2007 года и I, II кварталы 2008 года общество обязано вносить плату за размещение отходов. Кроме того в связи с отсутствием у общества первичных документов, подтверждающих использование отходов, плата за размещение отходов начислена с использованием 5-кратного повышающего коэффициента.

Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах. Вместе с тем в кассационной жалобе общество указывает, что в результате его деятельности за данный период образовывались только твердые бытовые отходы (мусор), которые своевременно вывозились в соответствии с договором от 02.10.2003 МУ “Чистый город“. Образование отходов производства и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за III, IV кварталы 2007 года и I, II кварталы 2008 года не осуществлялось в связи с тем, что котельная, сварочный, ремонтно-механический, ремонтно-строительный и транспортный участки были ликвидированы. Из акта проверки от 02.10.2008 N 330/08 также не следует наличие этих объектов у общества в предшествующий проверке период и негативное воздействие на окружающую среду в результате их использования. Необоснованно не приняты во внимание доводы общества о том, что у него имеется переплата за вредное воздействие на окружающую среду, так как плата должна быть рассчитана с учетом коэффициента 0,3.

Административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются обществом, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид
негативного воздействия из установленных Законом N 7-ФЗ осуществляется.

Таким образом, административный орган привлек общество к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений Кодекса, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали неправильный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, в связи с чем принятые по делу, судебные акты надлежит отменить и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления комитета от 23.10.2008 N 809.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 18 декабря 2008 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2009 года по делу N А53-21385/2008-С4-45 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области от 23 октября 2008 года N 809 об административном правонарушении.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В.МАЦКО

Судьи

Л.В.ПАЙМАКОВА

Т.В.ПРОКОФЬЕВА