Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.06.2009 по делу N А32-13197/2008-32/210 Суд пришел к правомерному выводу о том, что при обращении в налоговый орган за регистрацией в связи с ликвидацией общество предоставило все необходимые документы, и предусмотренные Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ основания для отказа обществу в удовлетворении поданного им заявления у налогового органа отсутствовали.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2009 г. по делу N А32-13197/2008-32/210

Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2009.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “ОбувьОптТорг“, заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Армавиру, третьего лица - Пенсионного фонда по г. Армавиру, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Армавиру на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 (судьи Смотрова Н.Н., Золотухина С.И.,
Ткаченко Т.И.) по делу N А32-13197/2008-32/210, установил следующее.

ООО “ОбувьОптТорг“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по г. Армавиру (далее - налоговая инспекция) с требованием о признании недействительным решения налоговой инспекции от 28.04.2008 N 06-52/673 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества и обязании ответчика осуществить государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией на основании поданных 29.03.2008 документов, внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о ликвидации общества и исключить его из ЕГРЮЛ.

Определением от 30.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пенсионный фонд по г. Армавиру.

Решением от 05.11.2008 в удовлетворении требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в нарушение подпункта “г“ пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации юридических лиц) на регистрацию прекращения деятельности общество не предоставило документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений согласно Федеральному закону “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“. Справка, подтверждающая представление в Пенсионный Фонд России указанных сведений, подана в регистрирующий орган по истечении пятидневного срока ее действия, установленного совместным письмом УФНС по Краснодарскому краю и отделения ПФР по Краснодарскому краю от 21.08.2007, и, следовательно, являлась недействительной.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 решение отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что установление совместным письмом УФНС по Краснодарскому краю и отделения ПФР по Краснодарскому краю от 21.08.2007 5-дневного с момента выдачи срока действия выдаваемой отделением Пенсионного фонда
справки существенно ограничивает порядок реализации положений подпункта “г“ пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации юридических лиц и противоречит названному закону. Суд сделал вывод, что предоставление обществом соответствующей справки по истечении указанного срока действия справки не может свидетельствовать о невыполнении обществом положений названной нормы Закона о регистрации.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционного суда. По мнению заявителя, выводы суда необоснованны. В связи с тем, что на регистрацию прекращения деятельности общество предоставило юридически недействительный документ - справку ПФР, предусмотренные Законом о регистрации юридических лиц основания для совершения соответствующих регистрационных действий у налоговой инспекции отсутствовали. Апелляционный суд при рассмотрении спора неправомерно сделал вывод о несоответствии совместного письма УФНС по Краснодарскому краю и отделения ПФР по Краснодарскому краю от 21.08.2007 положениям Закона о регистрации юридических лиц. Названное письмо не обжаловано в установленном порядке, не признано незаконным.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 9 апреля 2007 г. учредителем общества принято решение N 2 о ликвидации общества, ликвидатором назначен Латышев В.В., о чем в Вестнике государственной регистрации N 22 за июнь 2007 г. опубликовано сообщение.

28 марта 2008 г. решением N 4 утвержден ликвидационный баланс общества, в налоговую инспекцию направлено заявление формы Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Согласно описи вложений и почтовой квитанции указанное заявление направлено в налоговую инспекцию 29.03.2008.

28 апреля 2008 решением налоговой инспекции N 06-52/673 обществу отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании непредставления необходимых
документов, определенных статьей 21 Закона о регистрации юридических лиц, а именно - документа, установленного подпунктом “г“ пункта 1 статьи 21 названного закона.

В письме от 28.04.2008 N 06-55/1776/34740 налоговый орган разъяснил ликвидатору общества, что представленная в качестве такого документа справка отделения ПФР в г. Армавире от 19.03.2008 N 480, подтверждающая представление в территориальный орган пенсионного фонда сведений в соответствии с Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, признана налоговой инспекцией отсутствующей по причине ее недействительности. Вывод о недействительности справки обоснован тем, что она направлена и поступила в ИФНС после истечения указанного в ней срока ее действия - 5 дней.

Не согласившись с этим решением, общество обжаловало его в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации юридических лиц для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

В силу пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных этим законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в)
предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 этого закона.

При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 названной статьи (пункт 2 статьи 23 Закона о регистрации юридических лиц).

При рассмотрении дела апелляционный суд, изучив пакет документов, направленных ликвидатором общества 29.03.08 в налоговую инспекцию вместе с заявлением о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, установил, что в качестве документа, предусмотренного подпунктом “г“ пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации юридических лиц, общество предоставило справку отделения ПФР в г. Армавире от 19.03.08 N 480. Налоговая инспекция факт получения этой справки признает.

В названной справке указано, что она выдается обществу в качестве документа, подтверждающего предоставление обществом отделению пенсионного фонда в г. Армавире сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“. Какие-либо претензии по поводу содержания этой справки налоговая инспекция обществу не предъявила. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица отделение пенсионного фонда в г. Армавире также не заявило о недостоверности сведений, содержащихся в выданной им обществу справке.

При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что при обращении в налоговый орган за регистрацией в связи с ликвидацией общество предоставило все необходимые документы, и предусмотренные Законом о регистрации юридических лиц основания для отказа обществу в удовлетворении поданного им заявления у налоговой инспекции отсутствовали. Апелляционный суд обоснованно удовлетворил заявленные обществом по делу требования.

Довод налогового органа о недействительности
представленной обществом справки отделения ПФР в г. Армавире от 19.03.2008 в связи с тем, что она подана по истечении пятидневного срока ее действия, несостоятелен. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства утверждения указанным органом формы соответствующего документа, необходимого для предоставления в налоговую инспекцию в соответствии с подпунктом “г“ пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации юридических лиц, а также того, что подобный документ должен в обязательном порядке носить срочный характер и утрачивать действительность по истечении этого срока.

Кроме того, по смыслу подпункта “г“ пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации юридических лиц в налоговый орган должен предоставляться документ, подтверждающий определенный юридический факт - представления в отделение ПФР определенных сведений. В этой связи установление какого-либо срока действия справки, подтверждающей наличие такого факта, не имеет правового значения в рассматриваемом случае, поскольку истечение подобного срока само по себе не способно отменить или изменить этот юридический факт.

Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А32-13197/2008-32/210 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи

Е.И.АФОНИНА

И.И.ФЕФЕЛОВА