Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 N 15АП-5936/2010 по делу N А32-18301/2008 По делу о признании незаконными действий органа финансово-бюджетного надзора по указанию на нецелевое использование администрацией муниципального образования средств краевого бюджета, признании недействительным приказа о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из краевого бюджета в части сокращения предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2010 г. N 15АП-5936/2010

Дело N А32-18301/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захарова Л. А.

судей С.И. Золотухина,Т.И. Ткаченко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.

при участии:

от Администрации г. Геленджика - представитель - Ф.И.О. доверенность от 28.12.2009 г.,

от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края - поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента.

от Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации
муниципального образования города-курорта Геленджик

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 31.03.2010 г. по делу N А32-18301/2008,

принятое в составе судьи Базавлук И. И.

по заявлению Администрации муниципального образования города-курорта Геленджик

к Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края

о признании незаконными действий

установил:

Администрация муниципального образования города-курорта Геленджик (далее - администрация г. Геленджика) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменту финансово-бюджетного надзора о признании незаконными действий Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края г. Краснодар по указанию на нецелевое использование администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик средств краевого бюджета в сумме 1 043,5 тыс. руб.; признании недействительным приказа Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 07.07.2008 г. N 176 “О сокращении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из краевого бюджета“ в части сокращения предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета на сумму 1 043,5 тыс. руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 31.03.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что доказательств целевого использования бюджетных средств администрацией муниципального образования города-курорта Геленджик не представлено. Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие недействительность вынесенного Департаментом по финансам, бюджету и контролю приказа N 176, а также незаконность действий Департамента финансово-бюджетного надзора в оспариваемой части.

Не согласившись с данным судебным актом, администрация муниципального образования города-курорта Геленджик обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 31.03.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края указывает, что администрацией допущено
нецелевое использование бюджетных средств путем выплаты денежных средств лицам, не имеющим правовых оснований для получения указанных средств. Оспариваемый администрацией приказ не нарушает права и законные интересы заявителя.

В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что субсидия краевого бюджета использована администрацией по целевому назначению - на реализацию программы “Молодой семье - доступное жилье“. Администрацией правомерно применена норма общей площади жилья для сельских населенных пунктов - 14 кв. м.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 мая 2003 года N 224-П была утверждена подпрограмма “Молодой семье - доступное жилье“ на 2005 - 2010 года краевой целевой программы “Жилище на 2005 - 2010 годы.

В соответствии с указанной подпрограммой основными источниками ее финансирования являются средства краевого бюджета, направляемые на следующие цели: предоставление молодым семьям социальных выплат (софинансируемых из средств федерального и местных бюджетов) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; предоставление молодым семьям с ребенком (детьми) социальных выплат на погашение части кредита, привлеченного для приобретения (строительства) жилья; предоставление социальных выплат молодым семьям, участвующим в долевом строительстве жилья, осуществляемом в муниципальном образовании Краснодарского края по итогам краевого конкурса “Улица Молодая“.

Уведомлениями департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края муниципальному образованию город-курорт Геленджик были доведены лимиты бюджетных обязательств на реализацию данной краевой подпрограммы в сумме 4 388,860 тыс. руб. и платежными поручениями перечислены в бюджет муниципального образования город-курорт Геленджик.

Указанная субсидия краевого бюджета была использована Комитетом
по делам молодежи администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на реализацию подпрограммы “Молодой семье - доступное жилье“ краевой целевой программы “Жилище“ на 2005 - 2010 годы.

В 2008 году Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края была проведена проверка по вопросам целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию, в том числе подпрограммы “Молодой семье - доступное жилье“ на 2005 - 2010 года краевой целевой программы “Жилище“ на 2005-2010 годы.

В адрес администрации муниципального образования город-курорт Геленджик было направлено письмо от 21.04.2008 г. N 56-1021/08-08 о результатах проведенной проверки, в котором указывалось на нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 1241,1 тыс. руб., в том числе из них: 793,0 тыс.руб. как необоснованно завышенная сумма субсидии в связи применением нормы общей площади жилья, установленной для сельских населенных пунктов; 30,5 тыс. руб. как завышенная сумма субсидии, выплаченная молодой семье Романенко Е.А. из расчета нормы общей площади жилья, установленной для сельских населенных пунктов; 177,6 тыс. руб., выплаченных семье Ляпиной Е.С., как нецелевое использование бюджетных средств в связи с необоснованным признанием Ляпиной Е.С. участником подпрограммы; 220,0 тыс. руб., выплаченных семье Черноштановых, как нецелевое использование бюджетных средств в связи с необоснованным признанием Черноштанова М.В. участником подпрограммы; 20,0 тыс. руб. из суммы 120 тыс. руб., выплаченных семье Гетман А.П., как нецелевое использование бюджетных средств.

На основании приказа Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 7 июля 2008 года N 176 было сокращено в 2008 году предоставление бюджету муниципального образования город-курорт Геленджик межбюджетных трансфертов, а именно субсидии бюджету муниципального образования город-курорт Геленджик на реализацию подпрограммы “Молодой семье - доступное жилье“ краевой целевой
программы “Жилище“ на 2005 - 2010 годы на сумму 1 241,1 тыс. руб.

Полагая, что действия департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края г. Краснодар по указанию на нецелевое использования администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик средств краевого бюджета в сумме 1 043,5 тыс. руб., а также приказ департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 07.07.2008 г. N 176 являются незаконными, администрация г. Геленджика обратилась в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли
оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, либо юридического лица (пункт 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“).

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи с тем, что оспариваемые администрацией действия и ненормативный акт органов власти субъекта соответствуют действующему законодательству.

Основанием для обращения администрации в суд послужил вывод Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края г. Краснодар о нецелевом использовании администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик средств краевого бюджета в сумме 1 043,5 тыс. руб.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В ходе проведенной департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
по вопросам целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию, в том числе подпрограммы “Молодой семье - доступное жилье“ на 2005 - 2010 года краевой целевой программы “Жилище“ на 2005 - 2010 годы установлено, что бюджетные денежные средства использованы на цели, несоответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетам, а также правовым основаниям для их получения.

Департамент указывает на нецелевое использование администрацией средств краевого бюджета в сумме 1 241,1 тыс. руб., в том числе из них: 793,0 тыс. руб. как необоснованно завышенная сумма субсидии в связи применением нормы общей площади жилья, установленной для сельских населенных пунктов; 30,5 тыс. руб. как завышенная сумма субсидии, выплаченная молодой семье Романенко Е.А. из расчета нормы общей площади жилья, установленной для сельских населенных пунктов; 177,6 тыс. руб., выплаченных семье Ляпиной Е.С., как нецелевое использование бюджетных средств в связи с необоснованным признанием Ляпиной Е.С. участником подпрограммы; 220,0 тыс. руб., выплаченных семье Черноштановых, как нецелевое использование бюджетных средств в связи с необоснованным признанием Черноштанова М.В. участником подпрограммы; 20,0 тыс. руб. из суммы 120 тыс. руб., выплаченных семье Гетман А.П., как нецелевое использование бюджетных средств.

Администрация г. Геленджик полагает, что денежные средства в сумме 1 043,5 руб. были израсходованы в соответствии с целевым назначением. Между тем, данный довод не находит своего документального подтверждения.

Материалами дела подтверждается, что администрацией необоснованно завышена сумма субсидий в связи применением нормы общей площади жилья, установленной для сельских населенных пунктов на сумму 793, 0 тыс. руб. и 30, 5 тыс. (выплаченная молодой семье Романенко Е.А.).

Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 Порядка предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка
субсидии из средств краевого бюджета на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство жилья или на погашение части кредита (займа), привлеченного для строительства жилья, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 2 августа 2005 года N 710 (в редакции действующей до 30.06.2008 г.) в случае участия в долевом строительстве жилья и в строительстве индивидуального домовладения размер субсидии определяется путем умножения нормы общей площади жилья в расчете на родившегося (усыновленного/удочеренного) после вступления в силу федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы ребенка (12 кв. метров общей площади жилья - для городов, поселков городского типа и курортных местностей; 14 кв. метров общей площади жилья - для сельских населенных пунктов) на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, установленную для Краснодарского края уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, названным актом органом власти субъекта определено, что норма общей площади для курортных местностей в расчете на родившегося ребенка составляет 12 кв. м.

Из материалов дела усматривается, что при расчете размера субсидий молодым семьям, которые приобрели жилье в населенных пунктах Архипо-Осиповка и Кабардинка, которые постановлением Совмина РСФСР от 17.12.1987 г. N 494 отнесены к курортным местностям, администрацией необоснованно применена норма общей площади жилья в расчете на родившегося ребенка - 14 кв. м.

В качестве нецелевого использования бюджетных средств департамент указывает также на необоснованно выплаченные семье Черноштановых денежные средства в сумме 220,0 тыс. руб., в связи с необоснованным признанием Черноштанова М.В. участником подпрограммы.

В соответствии с пунктом 4 Порядка установления и утраты молодой семьей статуса участника подпрограммы “Молодой семье - доступное жилье“ краевой
целевой программы “Жилище“ на 2005 - 2010 годы“, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года N 1135 (действовавшего до 28.05.2008 г.) правом на участие в Подпрограмме могут воспользоваться молодые семьи, имеющие основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Условия для признания нуждающимся в жилом помещении определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Материалами дела подтверждается, что на момент подачи заявления о включении семьи в составе супруга Черноштанова А.М., супруги Черноштановой О.Н. и ребенка Черноштанова А.М. в качестве нуждающихся в жилом помещении, гр.
Черноштанов являлся собственником квартиры, площадью 52,5 кв. м. Поскольку в квартире зарегистрировано 5 человек, обеспеченность площадью составляет 10,5 кв. м на 1 человека. При этом, согласно решению Думы г. Геленджика от 08.11.2005 г. N 154 учетная норма площади помещения для признания граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении равна 9 кв. м.

При таких обстоятельствах выводы департамента о необоснованности выплаты 220 тыс. руб. семье Черноштановых являются обоснованными.

Таким образом, выплата администрацией денежных средств краевого бюджета гражданам при отсутствии правовых оснований для получения субсидий правомерно признана судом первой инстанции нецелевым использованием бюджетных средств.

В силу пункта 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями данной статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Из материалов дела усматривается, что ввиду установления департаментом факта нецелевого использования администрацией г. Геленджика межбюджетных трансфертов, приказом Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 7 июля 2008 года N 176 было сокращено в 2008 году предоставление бюджету муниципального образования город-курорт Геленджик межбюджетных трансфертов, а именно субсидии бюджету муниципального образования город-курорт Геленджик на реализацию подпрограммы “Молодой семье - доступное жилье“ краевой целевой программы “Жилище“ на 2005 - 2010 годы на сумму 1 241, 1 тыс. руб.

Таким образом, указанный акт департамента принят в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, следовательно, в силу ст. 200 АПК РФ не может быть признан недействительным.

При таких обстоятельствах, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2010 г. по делу N А32-18301/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Л.А.ЗАХАРОВА

Судьи

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Т.И.ТКАЧЕНКО