Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 N 15АП-3057/2010-НР по делу N А32-22757/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ за реконструкцию объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2010 г. N 15АП-3057/2010-НР

Дело N А32-22757/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Захаровой Л.А., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.

при участии:

от заявителя: представитель Носаль Н.А. по доверенности от 08.09.2009 г.,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Кубаньэнерго“

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 21 января 2010 г. по делу N А32-22757/2009

по заявлению открытого акционерного общества “Кубаньэнерго“

к заинтересованному лицу Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края

об отмене постановления о привлечении
к административной ответственности,

принятое в составе судьи Базавлука И.И.,

установил:

открытое акционерное общество “Кубаньэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2009 г. N 14-Ю-95с о привлечении ОАО “Кубаньэнерго“ к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Решением суда от 21.01.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в деянии общества имеется состав вменяемого ему правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество “Кубаньэнерго“ обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на объекте (ПС “Южная“) фактически проводились работы не по реконструкции, а техническое перевооружение подстанции, на которое разрешения не требуется, а также не требуется проведения государственной экспертизы проектной документации и получения сводного положительного экспертного заключения. Общество также указывает на нарушение административным органом срока направления постановления о привлечении ОАО “Кубаньэнерго“ к административной ответственности.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление государственного строительного надзора Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность и наличие в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.

Управление государственно строительного надзора, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в отзыве заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы
апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 29.05.2009 г. N 14-122 Управлением государственного строительного надзора Краснодарского края проведена проверка соблюдения ОАО “Кубаньэнерго“ требований градостроительного законодательства РФ на объекте капитального строительства - “Реконструкция электрической подстанции “Южная (110кВ)“, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Энергетиков.

При проведении проверки было установлено, что реконструкция данного объекта осуществляется обществом в отсутствие разрешения на строительство.

По результатам проверки, зафиксированным актом проверки от 30.06.2009 г., Управлением ГСН Краснодарского края в отношении ОАО “Кубаньэнерго“ составлен протокол об административном правонарушении от 27.07.2009 г. N 15-25-Ю-23-КМ по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Постановлением от 23.07.2009 г. N 14-Ю-95с Управление государственного строительного надзора привлекло ОАО “Кубаньэнерго“ к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, составляет административное правонарушение и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий
соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.

В силу ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при осуществлении строительства, а также реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, проектную документацию и разрешение на строительство.

Таким образом, приведенные нормы законодательства устанавливают обязанность лица, непосредственно осуществляющего строительство (реконструкцию), иметь проектную документацию и разрешение на строительство до его начала.

Осуществление строительных работ в отсутствие соответствующего разрешения образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что на момент проверки ОАО “Кубаньэнерго“ осуществлены следующие работы на электрической подстанции “Южная“ (что подтверждается актом проверки от 30.06.2009 г. - л.д. 51 - 54):

- заменены существующие силовые трансформаторы Т1 и т2 мощностью соответственно 25 и 16 МВА на трансформаторы 110/10-10кВ с расщепленными обмотками 10 кВ мощностью 40 МВА каждый (2 шт.),

- заменены выключатели 110 кВ в цепях ВЛ на газовые баковые выключатели типа 145 РМ 40 с пружинными приводами PSA-2 со встроенными трансформаторами тока;

- реконструировано закрытое распределительное устройство 10 кВ (ЗРУ-10 кВ) с установкой дополнительной IV секции шин 10 кВ;

-
установлены саморегулирующие устройства компенсации емкости тока в сети 10 кВ;

- реконструированы системы аварийного сброса масла;

- заменены существующие трансформаторы собственных нужд на трансформаторы собственных нужд типа ТМГ-160/10 мощностью 160 кВА и напряжением 110,4 кВ;

- заменены существующие разъединители ПО кВ на разъединители типа SGF-123 с двигательным приводом типа МТ50 на главные ножи и ручными приводами НАЗ1-80 на заземляющие ножи;

- заменен щит собственных нужд переменного тока 0,4 кВ;

- установлено сплошное железобетонное ограждение.

При этом разрешение на осуществление соответствующих работ обществом “Кубаньэнерго“ в установленном законом порядке не получено.

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в деянии общества “Кубаньэнерго“ объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Доводы общества о том, что реконструкция подстанции не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, в связи с чем не требует получения разрешения, являются необоснованными, поскольку как указано выше, реконструкция подстанции сопряжена с заменой трансформатора на более мощный (и соответствующие работы на момент проверки обществом уже выполнены), то есть влечет изменение технических характеристик надежности и безопасности указанного объекта.

В апелляционной жалобе ОАО “Кубаньэнерго“ фактически повторяет свою позицию, изложенную в суде первой инстанции. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку судом первой инстанции, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.

Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку доказательств того, что ОАО “Кубаньэнерго“ предприняты все зависящие от него меры к соблюдению градостроительного законодательства РФ.

Процессуальные требования КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении Управлением соблюдены: о времени и месте составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество “Кубаньэнерго“ извещено надлежащим
образом, что не отрицается обществом. Доводы же заявителя жалобы о позднем направлении обществу копии постановления о привлечении его к административной ответственности не могут быть приняты апелляционным судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При этом существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Просрочка направления копии постановления по делу об административном правонарушении в адрес лица, привлекаемого к ответственности, может затрагивать лишь права соответствующего лица, связанные с обжалованием постановления административного органа, но не ущемляют его прав на защиту и представление своих интересов в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Принятие арбитражным судом Краснодарского края заявления общества “Кубаньэнерго“ о признании незаконным постановления Управления государственного строительного надзора Краснодарского края от 23.07.2009 г. N 14-Ю-95с свидетельствует о том, что права, которые общество считает нарушенными поздним получением копии постановления Управления, судом восстановлены. Данное обстоятельство подтверждает, что приводимые обществом в жалобе процессуальные нарушения
не являются существенными, а значит не могут являться основанием для отмены постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не установлено.

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 21 января 2010 г. оставить без изменения.

В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

Т.И.ТКАЧЕНКО