Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 N 15АП-6172/2010 по делу N А53-2914/2010 По делу о признании незаконными решения таможенного органа о самостоятельной корректировке таможенной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории РФ, и требования об уплате таможенных платежей и пени.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2010 г. N 15АП-6172/2010

Дело N А53-2914/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Захаровой Л.А., Золотухиной С.И.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью “Интерметпром“: Знаменской И.В., паспорт, доверенность от 25 января 2010 года б/н.,

от Ростовской таможни: Малофеевой Л.А., главного таможенного инспектора правового отдела, служебное удостоверение, доверенность от 19 февраля 2010 года N 02-32/0280,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 22 апреля 2010 года по делу N А53-2914/2010,

принятое судьей
Парамоновой А.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Интерметпром“

к заинтересованному лицу - Ростовской таможне

о признании незаконным решения Ростовской таможни о самостоятельной корректировке таможенной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации по ГТД N 10313110/180909/0002095, оформленного в виде КТС-1 N 0094628 от 17 ноября 2009 года и о признании незаконным требования N 1717 от 17 ноября 2009 года об уплате таможенных платежей и пени по ним,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Интерметпром“ (далее - общество, ООО “Интерметпром“) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения Ростовской таможни о самостоятельной корректировке таможенной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10313110/180909/0002095, оформленного в виде КТС-1 N 0094628 от 17 ноября 2009 года, о признании незаконным требования N 1717 от 17 ноября 2009 года об уплате таможенных платежей и пени по ним (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 2 л.д. 174, 177)).

Решением суда от 22 апреля 2010 года требования общества удовлетворены в полном объеме.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом представлен исчерпывающий пакет документов, которым оно располагало в силу закона и обычаев делового оборота. Корректировка таможенной стоимости проведена незаконно, поскольку таможенный орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, исключающих возможность применения первого метода определения таможенной стоимости. Установление факта низового ценового уровня является основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий, но не безусловным основанием для проведения корректировки таможенной стоимости. Таможней
не представлены доказательства, свидетельствующие об уплате иной цены за товар, чем указано в контракте.

Не согласившись с указанными выводами, Ростовская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на ее низкий ценовой уровень, а также на обнаружение признаков документальной неподтвержденности заявленной таможенной стоимости.

В отзыве на апелляционную жалобу общество указало, что таможенным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, исключающих возможность применения первого метода определения таможенной стоимости. При осуществлении декларирования товара, вывозимого с таможенной территории Российской Федерации, обществом представлен исчерпывающий пакет документов, подтверждающий заявленную таможенную стоимость. Информация, содержащаяся в представленном пакете документов, отвечает требованиям количественной определенности и документальной подтвержденности.

В судебном заседании представитель таможенного органа и общества огласили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26 марта 2009 года между ООО “Интерметпром“ (Россия) и фирмой “FORESTAR GLOBAL (UK) LLP“ (Соединенное королевство) заключен контракт N IMP - FORESTAR/2009 на поставку лома и отходов черных металлов по ГОСТ 2787-75 по цене 175 долларов США за одну Мт на условиях FOB Ростов-на-Дону на общую сумму 2 625 000,000 долларов США.

22 июня 2009 года во исполнение условий указанного
контракта задекларирован товар - лом черных металлов резаный и нерезаный, сортированный, вид 3,12 категории А по ГОСТ 2787-75, классифицируемый в товарной субпозиции ТН ВЭД России 7204499000.

ООО “Интерметпром“ представило в таможенный орган временную таможенную декларацию (далее - ВРД) N 10313110/220609/0001144.

22 июня 2009 года выпуск товара таможенным органом разрешен.

18 сентября 2009 года обществом представлена ГТД N 10313110/180909/0002095.

ООО “Интерметпром“ таможенная стоимость товара определена первым метод - по цене сделки с вывозимыми товарами. Стоимость сделки заявлена в размере - 16 482 164,77 рублей (что эквивалентно сумме в размере 529 052,83 долларов США по курсу Центрального Банка Российской Федерации).

В подтверждение заявленной таможенной стоимости ООО “Интерметпром“ в таможенный орган представлены следующие документы: контракт, паспорт сделки, счет-фактура, санитарно-эпидемиологическое заключение, коносамент, манифест, поручение на отгрузку экспортных товаров, платежные поручения об оплате экспортной пошлины и сборов за таможенное оформление.

21 сентября 2009 года в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенным органом в адрес ООО “Интерметпром“ направлен запрос N 1 о предоставлении дополнительных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Также таможней предложено обществу внести дополнительно начисленную сумму таможенных платежей на счет таможенного органа в целях обеспечения уплаты таможенных платежей с приложением расчета.

08 октября 2009 года обществом в ответ на запрос таможенного органа о представлении дополнительных документов, необходимых для подтверждения заявленной стоимости товара, представлены документы: калькуляция цены 1 тонны лома черных металлов; расшифровка затрат; договоры, спецификации, счета-фактуры, товарно-транспортные накладный, приемо-сдаточные акты по закупке металлолома на внутреннем рынке Российской Федерации, договоры, счета-фактуры для подтверждения статей калькуляции “постоянные затраты“ и “переменные затраты“; копия ведомости банковского контроля по вышеуказанному контракту. Иные документы не были представлены
обществом по причине географической отдаленности, а также в связи с поздним получением запроса.

Ростовская таможня провела анализ представленных декларантом документов, сведений, посчитав, что представленные декларантом документы не подтверждают величину стоимости сделки с товаром, оформленным по ГТД 10313110/180909/0002095 по первому методу, сделав вывод, о необходимости корректировки таможенной стоимости, в связи с чем, направила обществу запрос N 2 от 19 октября 2009 года о представлении дополнительных документов для применения метода с идентичными товарами.

ООО “Интерметпром“ отказалось производить корректировку таможенной стоимости по причине предоставления полного пакета документов, необходимых для определения стоимости вывезенных товаров по первому методу, предоставив соответствующие разъяснения и дополнительные документы.

Ростовская таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД 10313110/180909/0002095, оформленное в виде ДТС-3, ТС-1 N 0094628.

17 ноября 2009 года на основании произведенной корректировки таможенной стоимости таможенный орган направил обществу требование N 1717 об уплате таможенных платежей и пеней.

Не согласившись с действиями по корректировке таможенной стоимости, а также по выставлению требования об уплате дополнительно начисленных платежей, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием о признании их незаконными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для непринятия заявленной таможенной стоимости, определенной первым методом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона РФ “О таможенном тарифе“ N 5003-1 от 21 мая 1993 года порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается
Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 500 “О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации“ утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (деле - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ (далее - Закон), с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 8 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними в значении, установленном пунктом 10 настоящих Правил. Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами или на основе расчетной стоимости. Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости вывозимых товаров одну из указанных основ.

Процедура определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от страны назначения, вида товаров, участников сделки и так далее (пункт 9 Правил).

Пунктом 10 Правил установлено, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при условии, что:

а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением
тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;

б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;

г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что таможенным органом установлены обстоятельства, препятствующие применению первого метода определения таможенной стоимости. Основанием для отказа в применении первого метода стало не достаточное документальное подтверждение заявленной таможенной стоимости. При этом таможенным органом не учтено следующее.

Пунктом 2 статьи 323 ТК РФ установлено, что заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“, под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки,
ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Согласно пункту 1 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Перечень документов, подлежащих представлению в обоснование применения первого (основного) метода определения таможенной стоимости товара при вывозе его с территории РФ, на момент возникновения спорных правоотношений был регламентирован Приказом Федеральной таможенной службы от 25 апреля 2007 года N 536.

Необходимые документы по указанному Перечню обществом представлены. Более того, обществом представлен не только основной, но дополнительный пакет документов, с представлением объяснений невозможности представления всех запрошенных таможенным органом документов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 323 ТК РФ таможенный орган вправе требовать дополнительные документы.

При этом, как указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 19.04.2005 г. N 13643/04, предусмотренная п. 2 ст. 15 Закона “О таможенном тарифе“ обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод апеллянта о проведении корректировки таможенной стоимости по причине не представления полного пакета документов, подтверждающего заявленную таможенную стоимость.

В апелляционной жалобе таможня указывает,
что причиной корректировки послужили следующие обстоятельства:

- декларантом представлена ведомость банковского контроля по контракту от 26 марта 2009 года N IMP-FORESTAR/2009, в соответствии с которой оплата товара в счет контракта не осуществлялась;

Между тем, в соответствии с разделом 8 контракта от 26 марта 2009 года N IMP-FORESTAR/2009 оплата партии товара перечисляется на счет продавца в течение 180-ти календарных дней от даты вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, на момент подачи ГТД N 103113110/180909/0002095 срок оплаты товаров не наступил. По этой причине в ведомости банковского контроля на указанный выше контракт не могли содержаться сведения об оплате товара.

- непредставление документов по расходам на хранение металлолома на складе с момента получения товара на склад до осуществления операций по погрузке;

Однако, согласно дополнительному соглашению N 1 к договору N 36/09 от 15 апреля 2009 года на оказание услуг по перевалке экспортного груза стоимость погрузочно-разгрузочных работ, а также иных услуг, необходимых для перевалки и погрузки груза на суда входит в комплексную ставку, составляющую 180 рублей за одну тонну обработанного груза. Следовательно, расходы по хранению металлолома включены в погрузочно-разгрузочные работы, проведение которых подтверждено договором на оказание услуг по перевалке экспортного груза N 36/09 от 15 апреля 2009 года.

- представленные бухгалтерские данные об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров не заверены в установленном законом порядке;

Указывая на данное обстоятельство, таможенный орган не поясняет, каким образом данное обстоятельство повлияло на правильность определения таможенной стоимости; на правильность определения какой составляющей таможенной стоимости повлияло данное обстоятельство.

- декларантом представлена копия письма покупателя товара от 29 сентября 2009 года б/н о невозможности
предоставить копию таможенной декларации Турецкой республики, по которой вывезенный металлолом задекларирован на импорт;

Условиями контракта от 26 марта 2009 года N IMP-FORESTAR/2009 не предусмотрена обязанность покупателя по представлению экспортной таможенной декларации. Следовательно, общество не располагало и не могло располагать указанной информацией, а, следовательно, принятие мер по получению указанных документов является правом, а не обязанностью общества.

На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд первой инстанции всесторонне, полно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на таможенный орган, который освобожден от ее уплаты в силу ст. 333.37 НК РФ, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 22 апреля 2010 года по делу N А53-2914/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ростовской таможни - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.ИВАНОВА

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

С.И.ЗОЛОТУХИНА