Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.10.2010 по делу N А26-4869/2010 Требование о взыскании ущерба, причиненного лесному хозяйству, удовлетворено, поскольку выявлен факт незаконной порубки деревьев в особо защищенном участке (защитной полосе вдоль рек).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 октября 2010 г. по делу N А26-4869/2010

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 04 октября 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Репина Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хафизовой Р.Х..,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Министерства лесного комплекса Республики Карелия

к открытому акционерному обществу Воломский комплексный леспромхоз “Лескарел“

о взыскании 166016 руб. 00 коп.

при участии представителей:

истца, Министерства лесного комплекса Республики Карелия, - Николаева Д.С., действующего на основании доверенности от 29.01.2010.

ответчика, открытого акционерного общества Воломский комплексный леспромхоз “Лескарел“, - Король А.Г., действующей на основании доверенности от 25.12.2009.

установил:

Министерство лесного комплекса Республики
Карелия (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к открытому акционерному обществу Воломский комплексный леспромхоз “Лескарел“ (далее - ответчик) с иском о взыскании 166 016 руб. 00 коп. - ущерба, причиненного лесному хозяйству рубкой деревьев в особо защищенном участке.

Исковые требования обоснованы ст. ст. 100, 104 Лесного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик возражения изложил в отзыве (л.д. 83), его представитель в судебном заседании иск не признала по следующим основаниям.

Работы по лесорубочному билету от 30.04.2008 N 7 в квартале 66, делянка 10 завершены к 30 апреля 2009 года. 24.06.2009 произведен осмотр делянки и составлен акт освидетельствования мест рубок, в котором не зафиксировано нарушений лесного законодательства.

15 октября 2009 года проведен дистанционный мониторинг и составлен Протокол о лесонарушении N 17.

Освидетельствование мест рубок действующим лесным законодательством не предусмотрено. Права, обязанности и вопросы взаимоотношений сторон при использовании лесов для заготовки древесины устанавливаются соответственно в договорах аренды лесных участков, а также нормами лесного и гражданского законодательства.

В соответствии с пунктом 4.4.18 договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 66-з арендатор обязан обеспечить за свой счет сдачу данных лесных участков арендодателю. Сдача делянки, оконченной рубкой, производится единожды. Повторных освидетельствований договор не предусматривает.

Пунктом 4.4.19 договора установлено, что арендатор обязан по результатам приемки (освидетельствования мест рубок) после получения актов производить оплату неустоек за нарушения лесохозяйственных требований.

Общество надлежащим образом исполнило обязательства, в установленный срок сдало делянку без каких-либо нарушений, что подтверждается актом освидетельствования мест рубок от 24.06. 2009.

Истец возражения на отзыв ответчика изложил в письменном виде, пояснил, что в соответствии с п.
4.1.1 договора аренды лесного участка арендодатель имеет право осуществлять текущий контроль за соблюдением условий договора, а арендатор согласно п. 4.4.3 обязан не препятствовать его осуществлению.

Данный вид контроля не является административным контролем, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“.

Представитель собственника имущества (лесного фонда), которым является Российская Федерация, в лице органа исполнительной власти субъекта или лесничества правомочен осуществлять проверку состояния и содержания имущества без установления каких либо временных ограничений.

Как пояснила лесничий, по результатам основного освидетельствования уничтожение подроста выявлено не было в связи с тем, что на момент приемки лесосеки разлив реки был наименьший (плес был сухой). При получении материалов дистанционного мониторинга лесничество на основании акта проверки Министерства лесного комплекса от 08.10.2009 N 42р совместно с представителем ОАО “Воломский КЛПХ “Лескарел“ составлен акт проверки от 15.10.2009, на основании которого составлен протокол о лесонарушении от 15.10.2009 N 17 о рубке леса в защитных лесах.

Копия протокола с приложением документов направлена в Муезерское РОВД для проведения расследования, по результатам которого получен отказ в возбуждении уголовного дела. В связи с чем лесничим Пенингского участкового лесничества в адрес ответчика было направлено извещение для составления протокола об административном правонарушении за нарушение Водного Кодекса РФ. По результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление N 5 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 руб. на должностное лицо - зам.генерального директора Киселева А.Н., платежным поручением N 728 от 25.03.2010 оплата штрафа произведена в полном объеме.

Представитель леспромхоза дополнительно пояснила, что проверка делянок проводится на основании Указаний по
освидетельствованию мест рубок, подсочки (подсмолки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхлза СССР от 01.11.1983 г. N 130. Данный акт в части проверки делянок не утратил силу и не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п. 6 Указаний, освидетельствование проводится непосредственно после окончания работ, но не позднее следующих сроков: мест рубок - в течение 30 дней со дня окончания срока, установленного для вывозки древесины.

Согласно п. 7 освидетельствование должно проводиться после окончания работ, до перебазирования техники и рабочих на другие объекты в целях своевременного устранения выявленных нарушений.

Пунктом 4.4.18 договора аренды лесного участка N 66-з от 22.01.2008 предусмотрено, что арендатор обязан обеспечить за свой счет сдачу данных лесных участков арендодателю. При окончании лесорубочного билета в зимний период проводить сдачу лесосек, делянок в трехмесячный срок с наступления бесснежного периода.

Таким образом, к 15.10.2010 срок, отведенный на проведение освидетельствования, истек.

Текущий контроль действующим законодательством не предусмотрен. Оспариваемые акты осмотра могли быть составлены либо в ходе плановой, либо внеплановой проверки.

Истец при проведении проверки обязан руководствоваться Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, пунктом 12 б которого предусмотрено проведение государственного лесного контроля и надзора в форме внеплановых проверок в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушения лесного законодательства.

Истцом нарушен порядок проведения проверки юридического лица, не представлены доказательства того, что именно ОАО Воломский КЛПХ “Лескарел“ произвело рубку деревьев в водоохраной зоне.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил следующие
обстоятельства.

На основании протокола о результатах лесного конкурса по передаче и аренду участков лесного фонда по Республики Карелия от 13.08.2004 N 64 между ФГУ “Муезерскнй лесхоз“ и ОАО Воломский КЛПХ “Лескарел“ заключен договор аренды участков лесного фонда от 14.10.2004 (дата государственной регистрации 23.12.2004). Указанный договор 22.12.2008 переоформлен в соответствии с Лесным кодексом РФ на договор N 66-з (дата государственной регистрации 24.12.2008).

В соответствии с Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия от 08.12.2006 N 473-р и Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.12.2006 N 406р-П федеральные государственные учреждения лесхозы, как имущественные комплексы, переданы в государственную собственность Республики Карелия. ФГУ “Муезерский лесхоз“ переименован в Государственное учреждение Республики Карелия “Муезерский лесхоз“. Во исполнение ст. 11 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, Распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417p-П, приказа Государственного комитета Республики Карелия по лесу от 01.08.2007 N 391 ГУ РК “Муезерский лесхоз“ реорганизовано в форме слияния в Государственное учреждение Республики Карелия “Костомукшское центральное лесничество“, которое, в свою очередь, в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Карелия от 21.04.2009 N 134р-П реорганизовано в форме выделения из его состава государственного учреждения Республики Карелия “Муезерское центральное лесничество“.

15.10.2009 в ходе проверки достоверности результатов дистанционного мониторинга в кв. 66 выд. 25 дел. 10 Пенингского участкового лесничества выявлена незаконная порубка деревьев в объеме 12. 014 кбм в особо защитном участке (защитной полосе вдоль рек), сосны в объеме 3. 634 кбм, ели в объеме 6. 282, березы в объеме 2. 0099 кбм.

Отвод и разработка делянки велась арендатором лесного участка - ОАО Воломский
KЛПХ “Лескарел“. Заготовка велась на основании лесорубочного билета N 7 от 30.04.2008.

15 октября 2009 года в присутствии представителя арендатора произведен осмотр площади незаконной рубки, сделаны необходимые замеры, составлен протокол о лесонарушении N 17 и рассчитан ущерб в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 и Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящеюся в федеральной собственности“ и применяемых в 2009 году с коэффициентом 1.3 (ст. 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов), который составил 166 016. 00 руб.

Претензионным письмом от 29.01.2010 N 74 истец предложил обществу добровольно возместить ущерб, причиненный лесному фонду. (л.д. 48).

Ответчик претензию оставил без ответа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лицо, право которого нарушено, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления ответственности вследствие причинения вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителей вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда и их вину. Указанная выше гражданско-правовая
конструкция позволяет определить круг доказывания предмета спора. Доказыванию подлежат: факт причинения ущерба, противоправность действий лесопользователя, наличие причинно-следственной связи между возникшим ущербом и действиями ответчика, а также размер ущерба.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Таким образом, закон, исходя из презумпции вины причинителя вреда и освобождения потерпевшего от доказывания его вины, преследует определенную цель - обеспечить тем самым восстановление имущественных прав потерпевшего лица.

При разрешении данного спора необходимо принимать во внимание принцип генерального деликта, согласно которому всякое причинение вреда презюмируется противоправным.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров; для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой; радиус
водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Согласно Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404, водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира (пункт 1); при этом собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос (пункт 8).

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, осуществляя лесопользование на участке лесного фонда, на котором находится водоохранная зона ОАО Воломский комплексный леспромхоз “Лескарел“ обязано соблюдать требования вышеуказанного законодательства.

Дистанционные мониторинги проводятся в целях выявления контроля за качеством работ по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений. При этом действующим законодательством не предусмотрено указание лесничеством причин такого освидетельствования, пресекательные сроки для проведения освидетельствования также отсутствуют.

Таким образом, лесничество было вправе при отсутствии возможности в полном объеме исследовать участок лесосеки при освидетельствовании мест рубок, воспользоваться результатами дистанционного мониторинга для контроля за качеством работ по освидетельствованию мест рубок.

Пунктами 5.1.1, 5.1.3, 5.1.7 и 5.1.8 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 N 1 (далее - Инструкция) предусмотрено, что о каждом лесонарушении составляется протокол.
В тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятия, учреждения, организации, для подписания протокола должны быть приглашены их представители. Однако неявка в срок этих лиц не препятствует составлению протокола. В случае если лесонарушитель установлен, но его не оказалось на месте совершения лесонарушения и его местожительство известно, лесонарушителю вручается под расписку либо направляется заказным письмом с сохранением почтовой квитанции извещение о времени и месте составления протокола. При неявке лесонарушителя письменное доказательство вручения ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему. При отказе явиться для участия в составлении протокола, а также при отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, причем такой протокол считается надлежаще оформленным.

По смыслу приведенных пунктов Инструкции основным доказательством совершенного нарушения лесного законодательства является протокол, который должен быть подписан непосредственно представителем лесонарушителя либо при неявке представителя лесонарушителя в суд представляются доказательства его извещения о времени и месте составления протокола.

Факт лесонарушения, характер и объем причиненного лесу вреда, а также вина ответчика в совершении лесонарушения подтверждены протоколом о лесонарушении от 15.10.2009 N 17, составленным в присутствии представителя ответчика (л.д. 32-35).

Расчет ущерба выполнен в соответствии с требованиями Постановления от 08.05.2007 N 273 и постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“.

Вред, причиненный вследствие нарушения лесного законодательства, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. При этом к имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к
административной или уголовной ответственности.

На основании изложенного суд первой инстанции приходит к выводу о том, что указанный в исковом заявлении ущерб в размере 166 016. 00 руб. подлежит возмещению, а иск - удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Исковые требования Министерства лесного комплекса Республики Карелия удовлетворить полностью.

2. Взыскать с открытого акционерного общества Воломский комплексный леспромхоз “Лескарел“:

- в пользу Министерства лесного комплекса Республики Карелия 166 016 руб. 00 коп. - ущерб, причиненный лесному хозяйству;

- в федеральный бюджет госпошлину в сумме 5 980 руб. 48 коп.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

РЕПИНА Л.А.