Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2010 N 15АП-4069/2010 по делу N А01-362/2008-1 По требованию об отмене определения о процессуальном правопреемстве.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2010 г. N 15АП-4069/2010

Дело N А01-362/2008-1

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2010 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.Х. Тимченко

судей М.Н. Малыхиной, М.В. Ильиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.

при участии:

от истца: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (отчет об отправке факса);

от ответчика: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлен надлежаще (уведомление N 47923);

от третьих лиц: явка представителей не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 47924, отчет об отправке факса),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О.
br>
на определение Арбитражного суда Республики Адыгея

от 02 марта 2010 года по делу N А01-362/2008-1 о процессуальном правопреемстве,

принятое в составе судьи Нефедова В.Н.

по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея

к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. br>
при участии третьих лиц: Майкопской КЭЧ района, администрации МО г. Майкоп

об освобождении земельного участка

установил:

ТУ Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Адыгея (далее - ТУ ФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (далее - ответчик) об освобождении земельного участка площадью, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, квартал 407в.

Исковые требования мотивированы тем, что 20 марта 1958 г. земельный участок площадью 432 га был закреплен за войсковой частью 09332. В дальнейшем границы земельного участка уточнены, выдан государственный акт серии РА-2 N 000447 на земельный участок площадью 352,94 га 12.08.2004 г.; указанный земельный участок зарегистрирован за Российской Федерацией. В настоящее время участок площадью 352,94 га разделен на несколько земельных участков.

Спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Майкоп, квартал 407в, находится в постоянном пользовании у Майкопской КЭЧ района согласно свидетельства серии 01-АА N 181396. Однако, 09.04.2002 г. администрация г. Майкоп и ИП Мануков С.В. заключили договор аренды земельного участка N 002078. Поскольку у ИП Манукова С.В. отсутствуют правовые основания для пользования земельным участком, ТУ ФАУФИ по РА обратилось с настоящим иском.

По ходатайству Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Адыгея определением суда от 2 марта 2010 произведена замена истца на Министерство обороны Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что Минобороны РФ является правопреемником Территориального управления Федерального
агентства по управлению имуществом по Республике Адыгея в части управления спорным земельным участком.

Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Мануков С.В. обжаловал определение суда от 2 марта 2010 года. Заявителем жалобы приведены следующие доводы.

Суд необоснованно посчитал земли площадью 352,94 га федеральной собственностью; указанный участок разделен на самостоятельные участки. После проведения межевых работ сформирован перечень земельных участков, подлежащих передаче как Министерству обороны РФ, так и в муниципальную собственность МО “Город Майкоп“. Таким образом, правопреемником в спорных отношениях должно быть МО “Город Майкоп“. Заявитель не представил доказательств, что вновь образованные земельные участки были ограничены вещным правом войсковой части. Суд не учел, что вновь образованные земельные участки формируются под объектами недвижимости, не принадлежащими войсковой части (многоквартирные дома и иные объекты недвижимости), следовательно, оснований для удовлетворения ходатайства у суда не было.

В отзыве на жалобу Майкопская КЭЧ, Министерство обороны РФ не возражают против процессуального правопреемства, определение просят оставить без изменения.

ТУ Росимущества по Республике Адыгея в отзыве указало, что не имеет полномочий по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, полномочия по распоряжению за такими участками принадлежат Министерству обороны России. Теруправление просило оставить обжалуемое определение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом уведомленные о рассмотрении жалобы, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, земельный участок
площадью 352,94 га в кварталах 407в, 407д, 407 е, расположенный в г. Майкопе. относится к федеральной собственности, что подтверждается актами о праве пользования землей от 20.01.1983 г. серии А-1 N 177704 и от 18.11.1993 серия РА-2 N 000447. Указанный земельный участок передан войсковой части N 09332 Министерства обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование. Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.07.2008, постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2009 и постановлением кассационной инстанции от 05.02.2010 по настоящему делу.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок и закрепление его на праве постоянного (бессрочного) пользования за войсковой частью N 09332 Министерства обороны Российской Федерации подтверждено судебными актами.

ТУ Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Адыгея обратилось с иском к ИП Ф.И.О. который, как полагает истец, незаконно пользуется земельным участком, расположенным по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, квартал 407в по договору аренды, заключенному с администрацией г. Майкоп.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.

В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса.

Согласно статье 125 Кодекса от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях
и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею.

Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“, управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации“ функции между федеральными органами исполнительной власти распределяет Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной собственности, которое в соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“ находится у воинских формирований и органов Вооруженных Сил Российской Федерации на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“ земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 200 “Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом“, действующим в момент предъявления иска, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, в этот момент являлось Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В
соответствии с п. 5.5, 5.6, 6.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 “О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом“, действовавшим в период спорных правоотношений, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности; обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.

Никаких изъятий из полномочий Росимущества применительно к земельным участкам, переданным учреждениям Минобороны РФ, Правительством РФ установлено в момент подачи иска не было.

При этом, согласно Конституции РФ именно на Правительство РФ возложена функция по управлению федеральным имуществом, в соответствии с федеральным конституционным законом правительство РФ вправе делегировать свои полномочия федеральным органам исполнительной власти.

В то же время, в соответствии с подпунктом 71 пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России N 1082 от 16.08.2004, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.

Одновременное действие Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 и Указа Президента России N 1082 от 16.08.2004 означает, что на момент возникновения спорного правоотношения
полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, могли осуществлять как Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, так и Министерство обороны РФ.

Данный вывод следует из анализа нормативных актов, действующих в соответствующий период. Так, при необходимости передачи иному ведомству относящихся к федеральной собственности и предоставленных Министерству обороны Российской Федерации земельных участков, Правительство РФ адресовало соответствующее указание совместно Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и Министерству обороны Российской Федерации (например, п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 249 “О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации“).

Наличие у Росимущества полномочий действовать от имени Российской Федерации, в том числе в отношении защиты интереса Российской Федерации как собственника земельного участка, закрепленного за учреждением Минобороны РФ, позволило рассмотреть спор в рамках данного дела по иску Росимущества по существу.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 “О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом“ функции по управлению имуществом Вооруженных Сил РФ и организаций, подведомственных Министерству обороны РФ, переданы Министерству обороны РФ. Данным Постановлением установлено, что Минобороны РФ в целях управления указанным имуществом в том числе: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью имущества и принимает меры по привлечению виновных лиц к ответственности. Данное Постановление действует с 27 января 2009 г.

Таким образом, с 27 января 2009 г. функции по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации, переданы Министерству обороны РФ.

Следовательно, вышеуказанная
передача функций дает основание для осуществления процессуального правопреемства в порядке ст. 48 АПК РФ.

Заявитель жалобы указывает, что земельный участок площадью 352,94 га разделен на множество самостоятельных земельных участков, находится под объектами, не принадлежащими войсковой части, следовательно, правопреемником в спорных отношениях должно быть МО “Город Майкоп“.

Указанный довод отклонен, поскольку данное муниципальное образование не наделено правом представлять Российскую Федерацию в спорных правоотношениях. Кроме того, исследование вопроса о том, кому принадлежат объекты, расположенные на спорном земельном участке, надлежит осуществить в ходе рассмотрения дела по существу.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление о процессуальном правопреемстве.

Выводы суда первой инстанции построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02 марта 2010 г. о процессуальном правопреемстве по делу N А01-362/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

О.Х.ТИМЧЕНКО

Судьи

М.Н.МАЛЫХИНА

М.В.ИЛЬИНА