Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 N 15АП-2987/2010 по делу N А32-43898/2009 По делу о признании незаконными действий по применению распоряжения уполномоченного органа и установления кадастровой стоимости земельного участка.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2010 г. N 15АП-2987/2010

Дело N А32-43898/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей Т.Г. Гуденица, Л.А. Захаровой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыковой В.А.

при участии:

от администрации: представитель не явился (уведомление от 29.03.10 г. N 44452);

от общества: представитель не явился (уведомление от 30.03.10 г. N 44450);

от УФАКОН: представитель не явился (уведомление от 30.03.10 г. N 44451);

от администрации г. Краснодар: представитель не явился (уведомление от 29.03.10 г. N 44453);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Анапа

на решение
Арбитражного суда Краснодарского края

от 29 декабря 2009 г. по делу N А32-43898/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Зюйд“

к заинтересованному лицу Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю

при участии третьих лиц Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Администрации г. Краснодар

о признании незаконными действий по применению Распоряжения от 29.12.07 г. N 1002-р,

принятое в составе судьи Гладкова В.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Зюйд“ (далее - обществу) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий по применению распоряжения от 29.12.07 г. N 1202-р и установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0103005:7 на 01.01.08 г. и на 01.01.09 г. кадастровую стоимость равную 16 577 685 рублей, оставив кадастровую стоимость равной 7 239 750 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Администрация г. Краснодар.

Решением суда от 29.12.09 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что действия управления, выразившиеся во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0103005:7 не соответствуют ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Анапы подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что 3-х месячный срок на обжалование действий управления пропущен обществом без уважительных причин и восстановлению не подлежит. Кроме того, признание незаконными действий органа исполнительной власти, руководствовавшегося в своей деятельности нормативным правовым
актом, ни кем не отмененным и не признанным недействительным является законным.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Администрация г. Краснодара и управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Администрация г. Анапа, общество, управление и администрация г. Краснодара надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, администрация г. Краснодара известила суд о возможности рассмотрения жалобы без участия ее представителя.

Общество ходатайствовало об отложении судебного разбирательства по жалобе на более поздний срок в связи нахождением представителя в судебном заседании в г. Москве.

Рассмотрев ходатайство общества, суд апелляционной инстанции признал его подлежащим отклонению в связи с отсутствием объективной необходимости присутствия представителя общества в судебном заседании: суд апелляционной инстанции обязательной его явку в судебное заседание не признавал; в деле имеются все доказательства, необходимые для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.

Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, свидетельством о государственной регистрации от 06.06.09 серия 23-АЕ N 497437 подтверждено право собственности общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0103005:7 (л.д. 15). Как
следует из указанного Свидетельства, запись о государственной регистрации права внесена 02.11.04 г.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 01.10.08 N 00/08 ДВД-209511 видно, что его кадастровая стоимость составляет 16 574 544 руб.

Изменение кадастровой стоимости указанного выше объекта земельных отношений обусловлено изменением кадастровой стоимости земельного участка в связи с утверждением результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.07 N 1202-Р.

Указанным Распоряжением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года (пункт 1), а также рекомендовано Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края в государственный земельный кадастр.

Не согласившись с применением указанного распоряжения общество обратилось в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, оспариваемые действия управления нарушают права и законные интересы общества.

В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как верно установлено судом первой инстанции, обществу стало известно об изменении кадастровой стоимости земельного участка из письма управления от 22.06.09 N 3115 (л.д. 9). Учитывая дату принятия судом первой инстанции заявления об оспаривании действий органа государственной власти (29.09.09), а также срок, в течение которого корреспонденция
управления должна была поступить в адрес общества, суд первой инстанции правомерно признал, что заявление подано обществом в пределах установленного законом срока.

Статья 65 ЗК РФ устанавливает правило, согласно которому для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 N 316 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.08 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона Краснодарского края от 06.06.95 N 7-КЗ “О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края“ (с изменениями) официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете “Кубанские новости“ или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.

Из представленных в материалы дела копий печатного издания “Кубанские новости“ от 09.02.08 г., от 13.03.09 г. видно,
что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.07 N 1202-р, опубликовано не в полном объеме.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что управление не вправе использовать данные неопубликованного в установленном законом порядке и не подлежащего применению нормативного правового акта.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ основанием для признания незаконными действий органа государственной власти является их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Пунктами 1, 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка обуславливает изменение налоговой базы и как следствие обязанности уплаты земельного налога, который исчисляется от кадастровой стоимости, установленной в размере 16 574 544 руб., тогда как по состоянию на 01.01.08 г. кадастровая стоимость определена в размере 7 239 750 руб.

Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, изменение кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка непосредственно влияет на права и обязанности общества.

В деле отсутствуют доказательства факта опубликования распоряжения от 29.12.07 г. N 1202-р “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края“ на момент расчета кадастровой стоимости земельного участка общества.

Распоряжение от 29.12.07 г. N 1202-р “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края“ опубликовано в N 37 газеты “Кубанские новости“ только 13.03.09 г.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка управление руководствовалось нормативным правовым
актом, который на тот момент не вступил в законную силу, обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС СКО от 06.11.09 г. по делу N А32-2368/2009, от 23.10.09 г. по делу N А32-26956/2008, от 27.05.09 г. по делу N А32-17485/2008.

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы администрации г. Анапа и отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.СМОТРОВА

Судьи

Т.Г.ГУДЕНИЦА

Л.А.ЗАХАРОВА