Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2010 по делу N А26-7286/2010 Заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения удовлетворено, поскольку административным органом не доказан состав правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 сентября 2010 г. по делу N А26-7286/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Кришталь Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения Муезерская средняя общеобразовательная школа к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах об отмене постановления N 124 от 09.08.2010 по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании:

от заявителя -
не явился, извещен,

от ответчика - не явился, извещен,

установил:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Муезерская средняя общеобразовательная школа (далее - заявитель, МОУ Муезерская средняя общеобразовательная школа, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах (далее - ответчик, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах, административный орган) об отмене постановления N 124 от 09.08.2010 по делу об административном правонарушении.

Указанным постановлением МОУ Муезерская средняя общеобразовательная школа привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В обоснование требования заявитель ссылается на то, что административным органом не установлена объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, в действиях Учреждения и его вина в совершении правонарушения.

Ответчик отзыв на заявление в суд не представил. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом.

Учитывая отсутствие письменных возражений сторон относительно готовности дела к рассмотрению, достаточность представленных доказательств, суд признал подготовку к судебному разбирательству оконченной, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.

В Едином государственном реестре юридических лиц МОУ Муезерская средняя общеобразовательная школа зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021001770316 (л.д. 16).

На основании распоряжения N 60 от 01.06.2010 должностным
лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах была проведена внеплановая проверка Муниципального общеобразовательного учреждения Муезерская средняя общеобразовательная школа, на базе которого организован летний образовательно-оздоровительный лагерь дневного пребывания “Карусель“, расположенный по адресу: Муезерский район, п. Муезерский ул. Октябрьская, д. 27, на предмет соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе проверки отобраны пробы N 1 и N 2 воды из системы централизованного водоснабжения (холодная) на бактериологическое исследование и на санитарно-химическое исследование, о чем составлен протокол о взятии проб и образцов. Определением от 03.06.2010 назначена лабораторная экспертиза воды из системы централизованного водоснабжения (холодная) на соответствие требованиям санитарных правил и норм; проведение экспертизы поручено испытательной лаборатории филиала ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Карелия“.

Согласного экспертному заключению N 157 от 11.06.2010, составленному экспертами ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Карелия“, проба воды водопроводной из системы холодного централизованного водоснабжения не соответствует (железо, цветность) требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения“ (далее - СанПин 2.1.4.1074-01).

По результатам проверки составлен акт проверки N 60 от 11.06.2010 и протокол об административном правонарушении от 06.07.2010, в которых указано, что качество воды холодного централизованного водоснабжения не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01.

Постановлением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 09.08.2010 N 124 МОУ Муезерская средняя общеобразовательная школа привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. В постановлении указывается,
что Учреждением допущено осуществление образовательно-оздоровительной деятельности с нарушением требований СанПин 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.4.4.2599-10 “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул“ (далее - СанПиН 2.4.4.2599-10).

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Учреждение оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с положениями статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения конкретного лица к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности для привлечения к ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества“ (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01)
установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2 к СанПиН 2.1.4.1074-01.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под понятием водоснабжение понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды; “централизованная система коммунального водоснабжения“ - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Таким образом, субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, могут выступать лица, осуществляющие забор воды, подготовку, транспортировку и передачу воды по распределительной сети и по внутридомовым сетям населению.

В ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом было установлено и подтверждается материалами дела, что подача холодной
воды в здание Учреждения осуществляется через систему централизованного водоснабжения. Как усматривается из протокола о взятии проб и образцов, пробы воды, направленные на экспертизу, были отобраны непосредственно из системы холодного централизованного водоснабжения.

МОУ Муезерская средняя общеобразовательная школа в соответствии с Уставом не является лицом, осуществляющим забор, подготовку и передачу питьевой воды через централизованную систему водоснабжения, следовательно, не может нести ответственность за качество подаваемой питьевой воды через систему централизованного водоснабжения в здание школы. При этом лицо, осуществляющее забор, подготовку, транспортировку и передачу холодной воды населению в пос. Муезерский, а также лицо, отвечающее за обслуживание сетей централизованного водоснабжения, внутренней водопроводной сети здания Учреждения, в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не устанавливалось. Отбор проб воды в течение всего процесса централизованного водоснабжения, включающего в себя забор, подготовку, транспортировку и передачу воды абонентам, в целях установления ее качества на каждом этапе, административным органом не производился.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина, как обязательный элемент субъективной стороны административного правонарушения, подлежит выяснению и доказыванию в рамках дела об административном правонарушении (пункт 3 статьи 26.1 КоАП РФ).

Исходя положений статьи 1.5 КоАП РФ, обязанность по установлению вины возлагается на административный орган.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской
Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из текста оспариваемого постановления, административный орган не выяснял вопрос о наличии вины МОУ Муезерская средняя общеобразовательная школа в совершении вмененного правонарушения, ограничившись только формальной констатацией несоответствия качества воды холодного централизованного водоснабжения требованиям санитарных правил.

Санитарно-эпидемиологические правила “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул“ СП 2.4.4.969-00, нарушение которых вменено Учреждению оспариваемым постановлением, утратили силу 08.06.2010 с введением в действие СанПиН 2.4.4.2599-10 “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул“, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 N 25, то есть на момент составления протокола об административном правонарушении СП 2.4.4.969-00 не действовали.

Согласно пункту 8.1 СанПиН 2.4.4.2599-10 здания оздоровительных учреждений должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения; обеспечены централизованным водоснабжением и канализацией.

Оздоровительные учреждения обеспечиваются водой, отвечающей требованиям безопасности на питьевую воду (пункт 8.4 СанПиН 2.4.4.2599-10).

Питьевой режим в оздоровительном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (пункт 8.5 СанПиН 2.4.4.2599-10).

Как следует из акта проверки и протокола об административном правонарушении, вопрос о форме организации питьевого режима в летнем образовательно-оздоровительном лагере дневного пребывания “Карусель“ административным органом не выяснялся.

Оспариваемым постановлением Учреждению вменено в вину осуществление образовательно-оздоровительной деятельности с нарушением требований СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.4.4.2599-10. Однако данные действия не образуют
объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

Из анализа представленных в дело доказательств следует, что Учреждение не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом состава правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, в действиях МОУ Муезерская средняя общеобразовательная школа.

При таких обстоятельствах, постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 09.08.2010 N 124 по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявление удовлетворить. Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 09.08.2010 N 124 по делу об административном правонарушении о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения Муезерская средняя общеобразовательная школа (место нахождения: Республика Карелия, Муезерский район, пос. Муезерский, ул. Октябрьская, д. 27, основной государственный регистрационный номер 1021001770316) к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

КРИШТАЛЬ Н.А.