Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 N 15АП-1644/2010 по делу N А32-22567/2009 По делу о признании незаконным отказа таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2010 г. N 15АП-1644/2010

Дело N А32-22567/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Гуденица Т.Г., Золотухиной С.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 41051);

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 41052);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 25.11.2009 г. по делу N А32-22567/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Афипский нефтеперерабатывающий завод“

к Новороссийской таможне

о признании незаконными действий,

принятое судьей Бондаренко
И.Н.,

установил:

ООО “Афипский нефтеперерабатывающий завод“, п. Афипский обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Новороссийской таможни в виде отказа в возврате ООО “Афипский нефтеперерабатывающий завод“ излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 5 500 500 руб., об обязании Новороссийской таможни возвратить ООО “Афипский нефтеперерабатывающий завод“ излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 5 500 500 руб. (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2009 г. признаны незаконными действия Новороссийской таможни, выразившиеся в отказе в возврате ООО “Афипский нефтеперерабатывающий завод“ излишне уплаченных таможенных платежей в размере 5 400 500 руб., как не соответствующие ТК РФ.

В части возврата таможенных платежей, уплаченных по ГТД N 10317050/070706/0001035, отказано. Суд обязал Новороссийскую таможню возвратить ООО “Афипский нефтеперерабатывающий завод“ излишне уплаченные таможенные платежи в размере 5 400 500 рублей.

Судебный акт мотивирован тем, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара, как единую таможенную процедуру. Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Верховного Суда Российской Федерации 24 мая 2006 года N ГКПИ06-495 и Определении кассационной коллегии от 03 августа 2006 года N КАС06-267. В части отказа в возврате таможенных платежей, уплаченных по ГТД N 10317050/070706/0001035, суд указал на пропуск трехлетнего срока обращения в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, сославшись на то, что в соответствии с положениями статей 11, 137, 138, 350, 357 Таможенного кодекса Российской
Федерации и пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ подача временной и постоянной таможенных деклараций сопровождается уплатой таможенных сборов.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2006 - 2007 годах в соответствии с условиями заключенных экспортных контрактов общество осуществляло экспортные операции, в связи с чем, заявителем были оформлены следующие временные таможенные декларации: 10317050/260606/0000978 10317050/070706/0001035 10317050/060706/0001024 10317050/140706/0001068 10317050/240706/0001111 10317050/080806/0001178 10317050/120806/0001201 10317050/240806/0001251, 10317050/060906/0001309 10317050/140906/0001362 0317050/220906/0001415 10317050/280906/0001446 10317050/061006/0001485 10317050/181006/0001548 10317050/271006/0001583 10317050/031106/0001626 10317050/201106/0001695 10317050/141106/0001669 10317050/011206/0001744 10317050/081206/0001799 10317050/151206/0001823 10317050/231206/0001864 10317050/311206/0001920 10317050/180107/0000051 10317050/260107/0000091 10317050/090207/0000175 10317050/190207/0000223 10317050/020307/0000301 10317050/100307/0000335 10317050/270307/0000426 10317050/050407/0000471 10317050/130407/0000513 10317050/260407/0000587 10317050/040507/0000630 10317050/150507/0000691 10317050/250507/0000758 10317050/080607/0000824 10317050/070707/0000990 10317050/200707/0001059 10317050/250707/0001072 10317050/270707/0001105 10317060/271206/0015412 10317060/281206/0015644 10317060/250107/0001015 10317060/280407/0006943 10317060/100507/0007695 10317060/270507/0008720 10317060/270507/0008719 10317060/090707/0011395 10317060/090707/0011397 10317060/260707/0012495 10317060/260707/0012498 10317060/270707/0012568 10317060/020807/0012933 10317060/290807/0014624 10317060/290807/0014616 10317060/310807/0014765 10317060/090907/0015309 10317060/091107/0019416 10317060/211107/0020312.

Платежными поручениями N 2181 от 06.06.2006, 2326 от 16.06.2006, 264 от 21.06.2006, 2370 от 20.06.2006, 2384 от 20.06.2006, 2543 от 30.06.2006, 2579 от 04.07.2006, 2687 от 10.07.2006, 2815 от 20.07.2006, 3064 от 04.08.2006, 3130 от 09.08.2006, 3417 от 22.08.2006, 3697 от 12.09.2006, 3820 от 19.09.2006, 3946 от 26.09.2006, 4045 от 04.10.2006, 244 от 16.10.2006, 264 от 25.10.2006, 4517 от 01.11.2006, 4663
от 10.11.2006, 281 от 16.11.2006, 4786 от 16.11.2006, 4933 от 27.11.2006, 5092 от 06.12.2006, 5094 от 06.12.2006, 5094 от 06.12.2006, 5092 от 06.12.2006, 297 от 13.12.2006, 296 от 13.12.2006, 5448 от 20.12.2006, 5558 от 25.12.2006, 357 от 26.12.2006, 124 от 16.01.2007, 317 от 24.01.2007, 519 от 07.02.2007, 731 от 15.02.2007 730 от 15.02.2007, 946 от 28.02.2007, 1023 от 06.03.2007, 1382 от 23.03.2007, 1565 от 03.04.2007, 1723 от 11.04.2007, 1968 от 24.04.2007, 1969 от 24.04.2007, 2146 от 02.05.2007, 2269 от 11.05.2007, 2217 от 10.05.2007, 2476 от 22.05.2007, 2508 от 23.05.2007, 2633 от 29.05.2007, 3379 от 04.07.2007, 3403 от 05.07.2007, 3404 от 05.07.2007, 3690 от 18.07.2007, 3764 от 23.07.2007, 3785 от 24.07.2007, 3820 от 25.07.2007, 3954 от 30.07.2007, 4496 от 27.08.2007, 4656 от 31.08.2007, 7485 от 02.11.2007 осуществлена оплата таможенных сборов.

В последующем, в соответствии с нормами таможенного законодательства РФ обществом осуществлено оформление полных таможенных деклараций N 10317050/150706/0001074 10317050/270706/0001127 10317050/050806/0001167 10317050/200806/0001232, 10317050/200806/0001233 10317050/310806/0001293 10317050/240906/0001419 10317050/240906/0001420 10317050/280906/0001444 10317050/061006/0001480, 10317050/161006/0001515 10317050/301006/0001599 10317050/041106/0001630 10317050/231106/0001715 10317050/301106/0001740 10317050/011206/0001750, 10317050/151206/0001824 10317050/231206/0001865 10317050/261206/0001880, 10317050/240107/0000080 10317050/240107/0000081 10317050/040207/0000143, 10317050/200207/0000228 10317050/210207/0000233 10317050/050307/0000310, 10317050/130307/0000340 10317050/230307/0000405 10317050/070407/0000487, 10317050/140407/0000527 10317050/260407/0000594 10317050/100507/0000653, 10317050/150507/0000690 10317050/300507/0000776 10317050/060607/0000810, 10317050/040707/0000969 10317050/250707/0001076 10317050/120807/0013518, 10317060/120807/0013517 10317060/120807/0013516 10317060/040207/0001546, 10317050/270107/0001100 10317060/250207/0002811 10317060/270507/0008721, 10317060/240607/0010454 10317060/240607/0010455 10317060/240607/0010456, 10317060/070807/0013237 10317060/070807/0013241 10317060/070807/0013242, 10317060/070807/0013247 10317060/300807/0014705 10317060/200807/0013963 10317060/300807/0014683 10317060/010907/0014852 10317060/041007/0016964, 10317060/031007/0016805 10317060/211107/0020317 10317060/211107/0020319, 10317060/051007/0016968 10317060/141207/0022198 10317060/141207/0022200, 10317060/141207/0022196, а также была осуществлена оплата таможенных сборов путем удержания таможенным органом денежных средств из авансовых платежей общества.

Заявитель обратился в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) денежных средств. (вх. N 14161 от 14.07.2009 г.)

Новороссийской таможней письмом от 21.07.2009 г. N 13-13/30962 заявителю было отказано
в возврате таможенных платежей в заявленной сумме, что и послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Статьей 60 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В силу пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.

Из приведенного следует, что таможенное оформление представляет собой сложную, многоступенчатую процедуру, которая включает в себя ряд последовательно совершаемых действий. При этом необходимо учитывать, что это единая процедура, завершением которой является принятие таможенным органом решения о выпуске товара.

В соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной
территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Следовательно, таможенное оформление товаров при его периодическом временном декларировании считается окоченным при подаче полной таможенной декларации. Таким образом, подача временной и полной таможенных деклараций представляют собой две стадии единой таможенной процедуры.

Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

В соответствии со статьей 357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным сборам относятся, в том числе, таможенные сборы за таможенное оформление.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.

Из приведенных норм права следует, что таможенный сбор - это возмездный обязательный платеж за совершение в отношении его плательщиков таможенными органами Российской Федерации юридически значимых действий. При таможенном декларировании юридически значимым действием является завершение процедуры декларирования, которая считается завершенной при подаче полной таможенной декларации, а, следовательно, начисление и установление суммы таможенных платежей должно производиться одиножды при подаче временной или полной таможенных деклараций.

Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года N 863, в редакции Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2006 года N 803, действовавшего на
момент таможенного оформления, определены ставки таможенных сборов.

Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Необходимо также учитывать, что по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28 декабря 2004 года N 863 Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 24 мая 2006 года N ГКПИ06-495 и Определении кассационной коллегии от 03 августа 2006 года N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28 декабря 2004 года N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 июля 2008 года N 4574/08 сделан вывод о том, что установленная пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года N 863 обязанность повторной уплаты таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

На основании изложенного выводы суда первой инстанции являются правомерными и обоснованными.

Судом также правомерно установлено, что срок для обращения в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных
платежей, уплаченных по ГТД N 10317050/070706/0001035, истек, что по существу не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2009 г. по делу N А32-22567/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Т.И.ТКАЧЕНКО

Судьи

Т.Г.ГУДЕНИЦА

С.И.ЗОЛОТУХИНА