Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 N 15АП-108/2010 по делу N А32-22886/2009 По делу о признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в собственность, а также обязании направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2010 г. N 15АП-108/2010

Дело N А32-22886/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Хорошайло Е.А.,

при участии:

от заявителя: Одинцова А.В., паспорт, доверенность от 07.09.2009, действительна до 31.12.2010;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 37492);

от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 37493);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЭКДА Лимитед“

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 23.11.2009 г. по
делу N А32-22886/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ЭКДА Лимитед“

к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа,

при участии Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю,

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

принятое судьей Нигоевым Р.А.,

установил:

ООО “ЭКДА“ Лимитед, г. Анапа обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа о признании незаконным отказа Управления имущественных отношений города-курорта Анапа в выкупе земельного участка площадью 11 760 кв. м с кадастровым номером 23:3700104015:248, категории “земли населенных пунктов“, по адресу: город-курорт Анапа, ул. Парковая, 35, принадлежащего ООО “ЭКДА“ Лимитед на праве бессрочного (постоянного) пользования по государственному акту КК-2 N 403000000061, а также об обязании Управления имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить заявителю ООО “ЭКДА“ Лимитед проект договора купли-продажи земельного участка площадью 11760 кв. м с кадастровым номером 23:37:0104015:248 (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2009 г. в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок находится в границах лечебно-оздоровительной местности (курорта), относящейся согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.04.1996 г. N 591-р к особо охраняемым природным территориям, имеющим федеральное значение, ограниченным по смыслу статьи 27 Земельного кодекса РФ в обороте, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность заявителю.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО “ЭКДА“ Лимитед обжаловало решение суда в порядке главы 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, сославшись на
то, что общество обращалось не с заявлением о выкупе земельного участка, а с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или право собственности в порядке статьи 3 Закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, поэтому заявитель полагает, что положения Приказа Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, не распространяются на спорные отношения. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что спорный земельный участок не находится в пределах курортных зон г. Анапа, поскольку согласно кадастровому паспорту земельный участок фактически используется для эксплуатации производственной базы и газонаполнительной станции. Общество полагает, что сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах муниципального образования город-курорт Анапа не является доказательством нахождения спорного земельного участка в составе земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не подлежащих приватизации.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что земельный участок не находится в курортной зоне, что следует из кадастрового паспорта земельного участка.

Представители заинтересованного и третьего лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

17 апреля 2009 года ООО “ЭКДА“ Лимитед, руководствуясь ст. 3 Закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ от 25 октября 2001
г. N 137-ФЗ, обратилось в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о выкупе земельного участка площадью 11 760 кв. м с кадастровым номером 23:37:0104015:248, категории “земли населенных пунктов“, с разрешенным использованием под размещение газонаполнительной станции, по адресу: город-курорт Анапа, ул. Парковая, N 35, принадлежащего ООО “ЭКДА“ Лимитед на праве бессрочного (постоянного) пользования по Государственному акту КК-2 N 403000000061.

Государственный акт выдан на основании постановления главы администрации города-курорта Анапа от 30.12.1992 г. N 2509 “О выдаче Государственного акта землепользования предприятию “ЭКДА“ производственного объединения “Сибнефтегазпереработка“.

Постановлением главы администрации города-курорта Анапа от 03.01.1996 г. N 01 “Об изменении границ земельного участка занимаемого предприятием “ЭКДА“ границы земельного участка, занимаемого предприятием “ЭКДА“, изменены за счет свободных городских земель с сохранением существующей площади 1,18 га.

17.04.2009 г. заявитель обратился к главе МО город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Администрация МО город-курорт Анапа письмом от 05.05.2009 г. N 27.02-2975 отказала заявителю в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ был мотивирован тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370, а также тем, что земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории.

Заявитель по делу, полагая, что указанный отказ противоречит закону, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в ред. от 30.12.2008), действовавшей на момент обращения общества к заинтересованному лицу с заявлением о выкупе
земельного участка) предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ отказ в выкупе земельного участка собственникам объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами
не могут находиться в частной собственности. Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу пункта 5 названной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ следует, что курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1992 N 1954 “О федеральном курортном регионе Анапа“ району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 N 45 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае“, придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому территория города-курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов
санитарной охраны курорта г. Анапа признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок расположен в границах города-курорта Анапа, что подтверждается, в частности, кадастровым паспортом земельного участка от 30.07.2008 г. N 00/08ДВД-68477 (л.д. 22 - 23), в связи с чем в силу вышеназванных правовых актов относится к особо охраняемым природным территориям.

В связи с тем, что информация о зонах округа санитарной охраны города-курорта Анапа и режимах использования земель согласно ответу УФАКОН на запрос суда не отражена в государственном кадастре, суд первой инстанции правильно основывался на рекомендациях Президиума ФАС СКО, изложенных в Постановлении от 27.03.2006 г. N 13, и обоснованно исходил из того, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

В силу изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ), приватизация которых может быть разрешена только специальной нормой закона (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ). В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, разрешающих приватизацию земель, включенных в состав лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Довод общества о том, что положения Приказа Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, не распространяются на спорные отношения, противоречит вышеназванным правовым нормам, а именно:
пункту 2 статьи 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, согласно которому юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в пункте 5 статьи 36 названного закона прямо предусмотрено, что Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Ссылка заявителя жалобы на то, что спорный земельный участок не находится в пределах курортных зон г. Анапа, поскольку согласно кадастровому паспорту земельный участок фактически используется для эксплуатации производственной базы и газонаполнительной станции, а сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах муниципального образования город-курорт Анапа не является доказательством нахождения спорного земельного участка в составе земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не подлежащих приватизации, противоречит вышеназванным правовым нормам и фактическим обстоятельствам по делу, поскольку спорный земельный участок расположен в границах города-курорта Анапа и в силу вышеуказанных правовых норм относится к особо охраняемым природным территориям, не подлежащим приватизации.

При этом само по себе указание в кадастровом паспорте на категорию спорного участка не означает, что земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку отсутствие соответствующей информации в государственном кадастре не подтверждает тот факт, что земельный участок не относится к особо охраняемым природным территориям, так как данный статус придан ему действующими правовыми нормами.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения
заявленных обществом требований, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2009 г. по делу N А32-22886/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Т.И.ТКАЧЕНКО

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

Н.Н.ИВАНОВА