Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 N 15АП-11544/2009 по делу N А53-13964/2009 По делу об обязании восстановить регистрацию прицепа.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2010 г. N 15АП-11544/2009

Дело N А53-13964/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильиной М.В.,

судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Решетниковым Р.А.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УВД по г. Волгодонску Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2009 по делу N А53-13964/2009,

принятое в составе судьи Колесник И.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Зерновой терминал“, г. Волгодонск

к МРЭО ГАИ УВД г. Волгодонска Ростовской области

УВД по г. Волгодонску Ростовской области

о признании
аннулирования регистрации автоприцепа неправомерной и обязании восстановить регистрацию

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Зерновой терминал“ (далее ООО “Зерновой терминал“) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к МРЭО ГАИ УВД г. Волгодонска Ростовской области и УВД по г. Волгодонску Ростовской области об обязании МРЭО ГАИ УВД г. Волгодонска восстановить регистрацию прицепа СЗАП-83517, номерной знак РР8397/61, 1991 года выпуска, шасси N 0006249 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых протокольным определением суда от 29.09.2009 в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 68)).

Требования мотивированы тем, что в материалы дела представлено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и иные доказательства, согласно которым, идентификационные номера на шасси прицепа СЗАП-83517 в процессе экспертного осмотра обнаружены не были. Между тем, в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации постановлением от 01 июня 2009 года отказано ввиду отсутствия состава преступления, поскольку уничтожение маркировки вероятнее всего произошло в процессе естественного износа. С учетом п. 35.6 и п. 35.20 Административного регламента МВД РФ регистрационные действия в отношении транспортных средств, маркировка которых была изменена в связи с естественным износом или коррозии, производятся в особом порядке, установленном данным Регламентом.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2009 заявленные требования удовлетворены, МРЭО ГАИ УВД по г. Волгодонску Ростовской области обязано восстановить регистрацию прицепа СЗАП - 83571, номерной знак РР8397/61, 1991 года выпуска, шасси N 0006249, зарегистрированного за обществом с ограниченной ответственностью “Зерновой терминал“. Решение суда мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 35.5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, исполнения государственных функций по регистрации автотранспортных средств и прицепов
к ним, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2008 года N 13051, регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение. Постановлением от 26 мая 2009 года в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления. При этом установлено, что согласно справке эксперта от 14 мая 2009 года, поверхность просматриваемого участка рамы (в месте расположения знаков маркировки) подвержено коррозии, что привело к полному уничтожению маркировочных знаков. Таблица сводных данных с маркировочными обозначениями не обнаружена, вероятно подверглась уничтожению в процессе окисления материалов в процессе длительной эксплуатации. Указанные обстоятельства не приняты во внимание при аннулировании регистрации транспортного средства.

УВД по г. Волгодонску Ростовской области в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда от 06.10.2009, в удовлетворении заявленных требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действия регистрирующего органа в силу пункта 12 Положения “О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 711 от 15 июня 1998 года “О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения“, а также пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел от 24 ноября 2008 года
N 1001 “О порядке регистрации транспортных средств“ являются правомерными. Указанные акты предоставляют право регистрирующему органу в случае обнаружения признаков сокрытия, подделки, изменения, номеров и агрегатов транспортного средства не совершать регистрационные действия в отношении транспортного средства. В случае наличия регистрации, последняя может быть аннулирована. Справкой Волгодонского отдела ЭКЦ при ГУВД по РО от 14.05.2009 N 847 установлен факт уничтожения первичных знаков маркировки шасси и маркировочной таблички, что и явилось основанием для аннулирования регистрации спорного прицепа.

ООО “Зерновой терминал“ в отзыве апелляционную жалобу УВД по г. Волгодонску Ростовской области не признал, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Указал, что регистрирующий орган аннулировал регистрацию транспортного средства без учета данных справки Волгодонского отдела ЭКЦ при ГУВД по РО от 14.05.2009 N 847, согласно которым, маркировочные обозначения на спорном прицепе были уничтожены в процессе естественного износа.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, ООО “Зерновой терминал“ представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, при осмотре прицепа СЗАП-83571, номерной знак РР8397/61, 1991 года выпуска, шасси N 0006249, зарегистрированного за обществом с ограниченной ответственностью “Зерновой терминал“ у инспектора МРЭО ГАИ УВД по г. Волгодонску возникли сомнения в подлинности маркировки шасси
(рамы) транспортного средства, по этим основаниям в регистрации технического осмотра отказано.

По данному факту в УВД г. Волгодонска был зарегистрирован материал КУСП N 6142 от 12.05.2009 (л.д. 7).

Согласно справке от 14.05.2009 N 847 Волгодонского отдела ЭКЦ при ГУВД по Ростовской области поверхность просматриваемого участка рамы повреждена коррозией, которая могла привести к полному уничтожению маркировки. Таблица сводных данных с производственными обозначениями и номерами шасси не обнаружена, вероятно, подверглась уничтожению в процессе окисления материалов таблички в ходе длительной эксплуатации.

Заключением МРЭО ГАИ УВД г. Волгодонска от 14.05.2005 на основании пунктов 3, 51 Приказа МВД РФ N 1001-2008 была аннулирована регистрация прицепа СЗАП - 83571, номерной знак РР8397/61, 1991 года выпуска, шасси N 0006249, поскольку по результатам экспертного исследования агрегатов (справка от 14.05.2009 N 847) был установлен факт уничтожения первичных знаков маркировки транспортного средства и заводской маркировочной таблички (л.д. 7).

По результатам рассмотрения материалов проверки по факту сомнений в подлинности знаков маркировки прицепа СЗАП - 83571, номерной знак РР8397/61, 1991 года выпуска, шасси N 0006249 старшим инспектором ДПС ОГИБДД ОВД по Волгодонскому району старшим лейтенантом милиции Майоровым Д.В. было вынесено постановление от 26.05.2009 об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного статьей 326 УК РФ по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления (л.д. 8).

Полагая, что аннулирование регистрации спорного прицепа нарушает его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует использованию указанного транспортного средства в гражданском обороте, ООО “Зерновой терминал“ обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 “О милиции“ предусмотрено, что милиция обязана осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно пункту 3 “Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (далее - Правила регистрации), утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 “О порядке регистрации транспортных средств“, зарегистрированного в Министерстве юстиции 30 декабря 2008 года N 13051, действовавших на момент совершения оспариваемых действий, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение (пункт 51 Правил регистрации).

Таким образом, право аннулирования регистрационным подразделением совершенных регистрационных действий, предоставлено только на основании решения, принятого по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами.

Порядок действий в случае обнаружения обстоятельств, препятствующих регистрации транспортных средств, установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент), утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 “О порядке регистрации транспортных средств“, зарегистрированным в Министерстве юстиции 30 декабря 2008 года N 13051.

В соответствии с пунктом 35.6 Административного регламента при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Из заключения МРЭО ГАИ УВД г. Волгодонска от 14.05.2005 усматривается, что по факту уничтожения первичных знаков маркировки транспортного средства и заводской маркировочной таблички в УВД г. Волгодонска был
зарегистрирован материал КУСП от 12.05.2009 (л.д. 7).

Между тем, регистрация прицепа СЗАП - 83571, номерной знак РР8397/61, 1991 года выпуска, шасси N 0006249 была аннулирована МРЭО ГАИ УВД г. Волгодонска до вынесения решения по результатам проверки материала КУСП по сообщению о выявлении признаков преступления, предусмотренного статьей 326 УК РФ (подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства).

При этом, регистрирующий орган не учел выводы, содержащиеся в справке от 14.05.2009 N 847 Волгодонского отдела ЭКЦ при ГУВД по Ростовской области, которой МРЭО ГАИ УВД г. Волгодонска располагал на момент аннулирования регистрации спорного прицепа. Из указанной справки следует, что отсутствие маркировки и маркировочной таблички вероятно явилось следствием коррозии в ходе длительной эксплуатации прицепа.

В силу пункта 35.6 Административного регламента, регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.

В данном случае, при совершении регистрационных действий в порядке, предусмотренном подпунктом 35.6 настоящего Административного регламента, в отношении транспортных средств, имеющих признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, и иных случаях, соответствующих законодательству Российской Федерации, в графах “ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ“ паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений), свидетельства о регистрации транспортного средства транспортных средств, карточки учета транспортного средства делаются записи “Номер VIN (кузова, двигателя, шасси, рамы) изменен“ (с указанием конкретного основания изменения маркировки транспортного средства). На внутреннюю сторону свидетельства о регистрации, а также в графы “ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ“ паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений), карточки учета
транспортного средства транспортных средств вклеиваются фотографии места измененной маркировки размером 50x15 мм (пункт 35.20 Административного регламента). Записи, вносимые в свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства, а также фотографии заверяются подписью начальника регистрационного подразделения, его заместителя и иного уполномоченного должностного лица и печатью регистрационного подразделения.

Следовательно, установив факт уничтожения заводской маркировки спорного полуприцепа, с учетом данных экспертного осмотра о вероятности уничтожения маркировки вследствие естественного износа, регистрирующий орган был не вправе аннулировать регистрацию поставленного на учет прицепа СЗАП - 83571, номерной знак РР8397/61, 1991 года выпуска, шасси N 0006249 до разрешения вопроса о возбуждении (или отказа в возбуждении) уголовного дела по сообщению о выявлении признаков преступления, предусмотренного статьей 326 УК РФ.

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения материалов проверки по факту сомнений в подлинности знаков маркировки прицепа СЗАП - 83571, номерной знак РР8397/61, 1991 года выпуска, шасси N 0006249 старшим инспектором ДПС ОГИБДД ОВД по Волгодонскому району старшим лейтенантом милиции Майоровым Д.В. было вынесено постановление от 26.05.2009 об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного статьей 326 УК РФ по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления (л.д. 8).

Таким образом, проверочные мероприятия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства проведены и поскольку не привели к выводам о наличии преднамеренного изменения маркировки, противоправном характере чьих-либо действий, препятствий для осуществления регистрационных действий в отношении спорного прицепа не имелось. Следовательно, у МРЭО ГАИ УВД г. Волгодонска отсутствовали основания для аннулирования регистрации транспортного средства.

В силу пункта 51 Правил регистрации, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

В соответствии с частью 1 статьи 65, а также в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения оспариваемого действия (бездействия) возлагается на государственный орган принявший оспариваемый акт, совершившего оспариваемое действие (бездействие).

Управлением не представлены доказательства, которые однозначно свидетельствовали о том, что маркировка транспортного средства подверглась уничтожению вследствие чьих-то преднамеренных действий, а не была уничтожена в результате естественного износа.

В силу части 3 и п. 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в резолютивной части решения суд вправе указать на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.

Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2009 по делу N А53-13964/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

М.В.ИЛЬИНА

Судьи

В.В.ГАЛОВ

М.Н.МАЛЫХИНА