Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.08.2010 по делу N А26-5874/2010 Требование о признании недействительным решения налогового органа удовлетворено, поскольку расширительное толкование пункта 7 статьи 333.3 НК РФ в части того, что доля дохода от реализации добытой рыбной продукции подлежит определению за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения, по правилам, действовавшим в текущем году, является недопустимым.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 августа 2010 г. по делу N А26-5874/2010

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 04 августа 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Гарист С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Вирма“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску

о признании недействительным решения N 3.2-12/17858

при участии представителей:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью “Вирма“, - Романова И.Р., представитель по доверенности от 02.08.2010 года, Иванова Е.А., юрисконсульт по доверенности от 01.07.2010 года;

от ответчика, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, - Лях
Ю.П., главный специалист - эксперт по доверенности от 11.01.2010 года, Тишина Т.А., заместитель начальника отдела по доверенности от 11.01.2010 года, Каледина В.А., государственный налоговый инспектор по доверенности от 02.08.2010 года,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Вирма“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 07.05.2010 N 3.2-12/17858 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебном заседании представители общества поддержали предъявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. По мнению общества, вывод налоговой инспекции об отсутствии у него как плательщика сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее - плательщик сбора ОВБР) правовых оснований претендовать на уменьшение размера суммы сбора не основан на нормах налогового законодательства, указали что ни в Налоговом кодексе Российской Федерации, ни каком-либо ином нормативном акте нет указаний на то, что для признания организации рыбохозяйственной, нужно применять показатели периода, отличного от периода начисления сбора. Не согласны с выводом налоговой инспекции о необходимости учитывать соотношение дохода за 2008 год в связи с сезонностью вылова (добычи) водных биологических ресурсов, поскольку письма Минфина Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. Считают, что если при расчете соотношения полученных доходов берутся показатели 2008 года, то расчет должен быть произведен с учетом положения пункта 7 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшего в 2008 году, в котором доля дохода от реализации собственной рыбопродукции в 2008 году составляет 70,48% в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг).
Если же определять соотношение доходов для определения возможности применения льготной ставки по сбору за пользование водными биологическими ресурсами (далее - ВБР) исходя из доходов, полученных в текущем 2009 году, то необходимо руководствоваться той редакцией Налогового кодекса Российской Федерации, которая действовала в 2009 году. Вся рыбная продукция, реализованная в 2009 году, была произведена заявителем из самостоятельно выловленных водных биологических ресурсов, доля дохода от реализации которой составила 79,59%.

Представители налоговой инспекции не согласны с заявлением Общества. Указали, что в данном случае ООО “Вирма“ как плательщик сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов документально не подтвердил право на применение пониженной ставки данного сбора в порядке, установленном статьей 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Свою правовую позицию обосновали, в том числе, письмом Минфина Российской Федерации от 24.02.2009 N 03-06-06-03/2, из текста которого следует, что при определении доли дохода от реализации добытых (выловленных) уловов водных биоресурсов и (или) произведенной из них продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов учитываются только объемы водных биоресурсов, добытые (выловленные) организацией самостоятельно. Приобретенные объемы водных биоресурсов и, соответственно, продукция, произведенная из них, в расчете доли дохода не учитывается. По мнению налоговой инспекции, в 2009 году заявитель не имеет права на использование пониженной ставки сбора, поскольку в 2008 году приобретал продукцию по договору поставки, а не добывал ее самостоятельно. 2008 год указан налоговой инспекцией, в связи с тем, что Налоговый кодекс не содержит порядка определения периода, за который следует учитывать выручку от реализации товаров (работ, услуг) для возможности отнесения
организации к рыбохозяйственной и в связи с тем, что до окончания срока действия лицензии (разрешения) на добычу трески, пикши и камчатского краба (до 31.12.2009) невозможно определить Учет соотношения дохода за 2009 год. Правомерность такого вывода основана на разъяснениях Минфина России, изложенных в письме от 17.11.2008 N 03-06-05-03/17.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

ООО “Вирма“ с 05.02.2010 года является правопреемником ООО “Аквариус“.

16.11.2009 ООО “Аквариус“ представило в инспекцию уточненные “Сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов“ (далее - уточненные сведения) за 2009 год, в которых заявило право на применение льготы, установленной пунктом 7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде применения пониженной ставки сбора в размере 15% ставок сбора: по треске применена налоговая ставка 750 руб. за тонну, по пикше - 525 руб. 00 коп. за тонну.

В подтверждение своего права на льготу общество представило данные по итогам своей деятельности за 2009 года, согласно которым доля выручки от реализации добытых объектов водных биологических ресурсов и произведенной рыбной продукции к общему объему доходов от реализации товаров (работ, услуг) за данный период составила более 70 процентов.

На основании налоговой проверки уточненных сведений, отраженных в акте от 02.03.2010 N 3.2-09/11421, налоговый орган вынес решение от 07.05.2010 N 3.2-12/17858, которым признано неправомерным применение 15% установленных ставок сбора ОВБР и предложено обществу уплатить сбор ОВБР в сумме 4776958 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату сбора в размере 68667 руб.
38 коп. и штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 47769 руб. 00 коп.

Налоговая инспекция указала на несоблюдение ООО “Аквариус“ условий для применения 15% от ставок данного сбора, предусмотренных пунктом 7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Посчитала, что в связи с сезонностью добычи морских млекопитающих, при проверке правомерности применения льготной налоговой ставки и, соответственно, правомерности отнесения ООО “Аквариус“ к рыбохозяйственной необходимо учитывать Учет соотношения дохода для применения льготы по водным биологическим ресурсам за 2008 (данные за год, предшествующие году, в котором получено разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов) камчатского краба (до 31.12.2009) нельзя было определить Учет соотношения дохода для применения льготы по водным биологическим ресурсам за 2009 г. (уточненные сведения о полученной лицензии на пользование объектами водных биологических ресурсов были представлены 16.11.2009 г., а дата окончания действия лицензии (разрешения) на вылов (добычу) камчатского краба - 31.12.2009). Поскольку, как считает налоговый орган, по итогам 2008 года доля выручки общества от реализации добытых объектов водных биологических ресурсов и произведенной рыбной продукции к общему объему доходов от реализации составила 39,50 процентов, то есть менее 70 процентов, поэтому применение пониженной ставки не может иметь место.

Общество, считая решение инспекции недействительным, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. Решением вышестоящего налогового органа от 17.06.2010 N 07-08/06082 жалоба оставлена без удовлетворения.

После отказа Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Между сторонами возник спор о принадлежности заявителя к категории рыбохозяйственных организаций в целях главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации и правомерности применения льготной ставки.

Согласно пункту 2
статьи 333.4 Налогового кодекса Российской Федерации сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

Согласно пункту 2 статьи 333.5 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается плательщиками в виде разового и регулярных взносов.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам.

Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов указаны в пункте 4 статьи 333.3 НК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 314-ФЗ пункт 7 статьи 333.3 НК РФ изложен в следующей редакции: ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

В целях настоящей главы рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в
том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования) и реализующие эти уловы и продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, из содержания данной нормы следует, что при определении доли дохода от реализации добытых (выловленных) уловов водных биоресурсов и (или) произведенной из них продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов учитываются только объемы водных биоресурсов, добытые (выловленные) организацией самостоятельно.

Налоговая инспекция устанавливает для общества новую обязанность в виде необходимости определять соотношение полученных доходов за 2008 год по законодательству, которое вступило в действие только в 2009 году, что ухудшает его положение по сравнению с редакцией нормы права, которая действовала в 2008 году.

Таким образом, как правильно, указал представитель общества, если при расчете соотношения полученных доходов берутся показатели 2008 года, то расчет должен быть произведен с учетом положений пункта 7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавших в 2008 году. Если же определять соотношение доходов для определения возможности применения льготной ставки по сбору за пользование водными биологическими ресурсами исходя из доходов, полученных в текущем 2009 году, то необходимо руководствоваться той редакцией НК Российской Федерации, которая действовала в 2009 году.

Результаты предпринимательской деятельности общества по состоянию на 16.11.2009 года (день представления уточненных сведений) позволяют отнести его к категории рыбохозяйственных организаций, которые исчисляют сбор за пользование
объектами водных биологических ресурсов по льготной ставке.

По мнению суда, налоговой инспекцией допущено расширительное толкование пункта 7 статьи 333.3 НК Российской Федерации в части того, что доля дохода от реализации добытой рыбной продукции подлежит определению за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения, по правилам, действовавшим в текущем году, что является недопустимым.

Исходя из изложенного, заявленные требования общества подлежат удовлетворению полностью.

Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью “Вирма“ удовлетворить полностью.

Признать недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, принятое инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску решение от 07.05.2010 N 3.2-12/17858.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Вирма“.

2. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску в пользу общества с ограниченной ответственностью “Вирма“ расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб. 00 коп.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Вирма“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп., перечисленную платежным поручением от 06.07.2010 N 412.

4. Обеспечительные меры сохранить до вступления решения в законную силу.

5. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ГАРИСТ С.Н.