Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 N 09АП-22895/2009-АК, 09АП-23042/2009-АК по делу N А40-5019/09-126-16 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС удовлетворено, так как контрагенты заявителя в связи со спецификой оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки по НДС 0 процентов и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2010 г. N 09АП-22895/2009-АК, 09АП-23042/2009-АК
Дело N А40-5019/09-126-16
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
судей Т.Т. Марковой, П.В. Румянцева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и ОАО “ТАИФ-НК“
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2009
по делу N А40-5019/09-126-16, принятое судьей Малышкиной Е.Л.
по заявлению ОАО “ТАИФ-НК“
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третьи лица ОАО “Нижнекамскнефтехим“, ООО “ННБ-Транс“, ООО “БалтТрансСервис“
о признании недействительными решений, обязании возместить на расчетный счет НДС
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Титова Д.М. по дов. от 20.11.2009 N б/н
от заинтересованного лица - Каткова М.В. по дов. от 12.01.2010 N 1
от третьих лиц:
ООО “БалтТрансСервис“ - Ишукова М.А. по дов. от 01.01.2010 N 27
ОАО “Нижнекамскнефтехим“ - не явился, извещен
ООО “ННБ-Транс“ - не явился, извещен
установил:
ОАО “ТАИФ-НК“ (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительными решений от 17.10.2008 N 52-17-14/958/1322 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ и N 52-17-14/957/988 “О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“ в части отказа в возмещении НДС в размере 1 023 738,50 руб. и обязании возместить на расчетный счет общества НДС в сумме 1 023 738,50 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОАО “Нижнекамскнефтехим“, ООО “ННБ-Транс“, ООО “БалтТрансСервис“.
Решением суда от 29.09.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения инспекции от 17.10.2008 N 52-17-14/958/1322 и N 52-17-14/957/988 в части отказа в возмещении НДС в размере 816 149,72 руб.; обязал инспекцию возместить на расчетный счет общества НДС в сумме 816 149,72 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, стороны обратились с апелляционными жалобами и представили отзывы на апелляционные жалобы друг друга.
ОАО “Нижнекамскнефтехим“ и ООО “БалтТрансСервис“ также представили отзывы на апелляционные жалобы. ООО “ННБ-Транс“ отзыв не представило.
ОАО “Нижнекамскнефтехим“ и ООО “ННБ-Транс“ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 07.05.2008 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% за октябрь 2007 г. и пакет документов.
По материалам камеральной налоговой проверки инспекцией 17.10.2008 вынесены решения N 52-17-14/958/1322 и N 52-17-14/957/988, в соответствии с которыми отказано в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; признано обоснованным применение налоговой ставки 0% по НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 2 887 402 955 руб.; возмещен НДС за октябрь 2007 г. в размере 92 244 308 руб.; отказано в возмещении НДС за октябрь 2007 г. в размере 1 023 739 руб.; предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Указанные решения инспекции мотивированы тем, что оказанные ОАО “Нижнекамскнефтехим“, ООО “ННБ-Транс“, ООО “БалтТрансСервис“ услуги подлежат обложению НДС по ставке 0%, поскольку услуги оказаны после помещения товара под таможенный режим экспорта.
Относительно дат, с которых товар признается экспортируемым, у сторон спор отсутствует.
В силу п. 3 ст. 157 Таможенного кодекса РФ товар считается экспортируемым с момента выпуска таможенным органом, т.е. проставления уполномоченным лицом таможенного органа отметки “Выпуск разрешен“ на временной или полной ГТД.
Фактически спор между сторонами сводится к определению момента оказания услуг.
Позиция инспекции сводится к тому, что момент оказания услуг следует определять по данным, содержащимся в актах приемки оказанных услуг и счетах-фактурах. Общество в свою очередь указывает на то, что момент оказания услуг следует определять по данным, содержащимся в первичных документах - натурных листах и железнодорожных накладных.
В соответствии с условиями договоров, заключенных обществом с ОАО “Нижнекамскнефтехим“, ООО “ННБ-Транс“, ООО “БалтТрансСервис“, акты приемки оказанных услуг и счета-фактуры выставляются по итогам месяца, следовательно, датированы либо последним днем месяца, в котором оказаны услуги, либо каким-либо днем месяца, следующим за месяцем, в котором оказаны услуги.
Между тем акты приемки оказанных услуг и счета-фактуры не позволяют установить момент оказания услуг, поскольку выставляются по итогам месяца и содержат сводную информацию по услугам, оказанным в течение месяца, а момент оказания услуг должен определяться по данным первичных документов.
Таким образом, для определения надлежащей ставки НДС должны сравнивать даты проставления отметок “Выпуск разрешен“ на ВГТД и даты первичных документов.
Момент оказания услуги (начало и окончание) по транспортировке товара железнодорожным транспортом четко определяется датами на календарных штемпелях, проставленным перевозчиком на железнодорожных накладных.
Налоговое законодательство связывает режим обложения транспортных услуг НДС по налоговой ставке 0% с фактом трансграничного перемещения с территории РФ и (или) на территорию РФ товаров, пассажиров и багажа, а не с наличием у лиц, выполняющих данные операции, внешнеэкономических контрактов и (или) договорных отношений с российскими экспортерами (импортерами).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П, нормы п. 1 ст. 164 Кодекса должны восприниматься в системной совокупности с нормами ст. 165 Кодекса, т.е. Кодекс ставит в зависимость применение налоговой ставки 0% не только от факта последующего вывоза товаров с таможенной территории РФ, но и с предоставлением в органы ФНС комплекта документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0%.
Аналогичный вывод содержится в Определении ВАС РФ от 12.03.2010 N ВАС-17977/09, согласно которому Кодекс обуславливает применение налоговых ставок 0% или 18% не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанных с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0% надлежаще оформленными документами.
ВАС РФ указал на то, что нефть и нефтепродукты, вывозимые из РФ морским транспортом и доставляемые до железнодорожной станции железнодорожным транспортом, не рассматриваются таможенными органами в качестве товаров, находящихся под таможенным контролем, до их предъявления к таможенному контролю в зоне таможенного контроля.
Таможенные органы на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах до прибытия товара в место таможенного контроля отметок не проставляют. После предъявления товаров для таможенного контроля отметки проставляются лишь на судовых документах, поскольку товары вывозятся из РФ морскими судами.
Таким образом, таможенный контроль осуществляется после оказания услуги перевозки железнодорожным транспортом.
Документы, относящихся к перевозке железнодорожным транспортом, в котором имелись бы отметки (печати, штампы) таможенного органа, инспекцией не выявлены и в материалы дела не представлены.
Поскольку в подтверждение права на применение налоговой ставки 0% необходимо представить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории, оформляемые с учетом указанных особенностей, общество не располагало и не могло располагать указанными в пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 4 ст. 165 Кодекса документами, в связи с чем не вправе претендовать на применение указанной налоговой ставки, в силу чего обоснованно указана в счетах-фактурах налоговая ставка 18%.
Учитывая изложенное, применение налоговой ставки 0% связывается с возможностью подтверждения перевозчиками обоснованности данной ставки документами, перечисленными в п. 4 ст. 165 Кодекса, и в ситуации, когда перевозочные документы, содержащие отметки таможенного органа, отсутствуют, перевозчики не вправе выставлять заказчику счета-фактуры с указанием ставки 0%.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17977/09, таможенные органы при указанном (периодическом временном) декларировании нефтепродуктов, вывозимых из РФ судами торгового мореплавания, не требуют предоставления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории РФ и не проставляют на них отметок, разрешающих и подтверждающих вывоз товаров из РФ.
Таким образом, контрагенты общества в связи со спецификой оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0% и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18%.
Ставка НДС 0% может быть применена налогоплательщиками только в случае, если транспортно-сопроводительные документы содержат отметки таможенных органов.
В рассматриваемом случае по настоящему делу отсутствуют документы перевозчиков, в которых имеются отметки таможенных органов.
Учитывая изложенное, перевозчики не могут документально подтвердить ставку НДС 0% в отношении оказанных ими услуг, и указание в счетах-фактурах ставки 18% является обоснованным, в связи с чем общество имеет право на возмещение НДС из бюджета в заявленном размере.
Взыскивая с инспекции в пользу общества судебные расходы (расходы по уплате государственной пошлины), суд исходит из того, что освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Кодекса не влечет за собою освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2009 по делу N А40-5019/09-126-16 изменить.
Отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований ОАО “ТАИФ-НК“ о признании недействительными решений МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 17.10.2008 N 52-17-14/958/1322 и N 52-17-14/957/988 в части отказа ОАО “ТАИФ-НК“ в возмещении НДС в размере 207 588,78 руб. и в части отказа в удовлетворении требований об обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возместить ОАО “ТАИФ-НК“ в размере 207 588,78 руб.
Признать недействительными решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 17.10.2008 N 52-17-14/958/1322 и N 52-17-14/957/988 в части отказа ОАО “ТАИФ-НК“ в возмещении НДС в размере 207 588,78 руб.
Обязать МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возместить ОАО “ТАИФ-НК“ из федерального бюджета НДС в размере 207 588,78 руб. путем перечисления на расчетный счет общества.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО “ТАИФ-НК“ государственную пошлину в размере 1 958 руб. по заявлению и 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ