Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 по делу N А41-15305/09 В удовлетворении исковых требований о признании права собственности на имущество отказано правомерно, поскольку разграничение собственности между муниципальными образованиями осуществляется путем принятия соответствующего закона, издания которого относительно оспариваемого имущества не было.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2010 г. по делу N А41-15305/09
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Ивановой Л.Н., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Афониным А.В.,
при участии в заседании:
от муниципального образования “Городское поселение Кашира“: Окатов В.К. по доверенности от 13.01.2010 N 10/76,
от муниципального образования “Каширский муниципальный район“: Булатова И.Н. по доверенности от 11.01.2010 N 2/15,
от МУП “Теплоресурс“: Хайрутдинова Ю.Д. по доверенности от 14.05.2010
N 1080/1-01/1,
от МУП “Водоресурс“: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования “Городское поселение Кашира“ в лице администрации муниципального образования на решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2010 года по делу N А41-15305/09, принятое судьей Величко Р.Н., по иску муниципального образования “Городское поселение Кашира“ в лице администрации муниципального образования к муниципальному образованию “Каширский муниципальный район“ Московской области в лице администрации муниципального образования о признании права собственности (третьи лица: муниципальное унитарное предприятие “Теплоресурс“ и муниципальное унитарное предприятие “Водоресурс“)
установил:
Муниципальное образование “Городское поселение Кашира“ Московской области в лице администрации муниципального образования (далее - администрация городского поселения Кашира) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к муниципальному образованию “Каширский муниципальный район“ Московской области в лице администрации муниципального образования (далее - администрация Каширского района), в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило признать право собственности на имущество:
котельную N 2, расположенную по адресу: г. Кашира, микрорайон N 3;
котельную N 3, расположенную по адресу: г. Кашира, ул. Меженинова;
котельную N 4, расположенную по адресу: г. Кашира, ул. Горького;
котельную N 5, расположенную по адресу: г. Кашира, ул. Астахова;
котельную N 6, расположенную по адресу: г. Кашира, очистные сооружения;
котельную N 7, расположенную по адресу: г. Кашира, д. Лиды;
котельную N 8, расположенную по адресу: г. Кашира, ул. Пушкарская (военкомат);
котельную N 9, расположенную по адресу: г. Кашира, ул. Пушкарская
(ЦСО “Забота“);
котельную N 10, расположенную по адресу: г. Кашира, жилой поселок “Центролит“;
котельную N 16, расположенную по адресу: г. Кашира, ул. Ильича (район школы N 8);
водозаборный узел - ВЗУ N 1, расположенный по адресу: г. Кашира, ул. Советская;
водозаборный узел - ВЗУ N 2, расположенный по адресу: г. Кашира, район профилактория ГРЭС-4;
водозаборный узел - ВЗУ N 3, расположенный по адресу: г. Кашира, ул. Рыбацкая;
водозаборный узел - ВЗУ N 4, расположенный по адресу: г. Кашира, Гремячий овраг;
канализационную насосную станцию - КНС N 2, расположенная по адресу: г. Кашира, ул. Советский проспект (район городской бани);
канализационную насосную станцию - КНС N 3, расположенная по адресу: г. Кашира, район ОАО “Маккон“;
канализационную насосную станцию - КНС N 4, расположенную по адресу: г. Кашира, рабочий поселок “Центролит“;
канализационную насосную станцию - КНС N 5, расположенную по адресу: г. Кашира, ул. Больничный пер.;
канализационную насосную станцию - КНС N 7, расположенную по адресу: г. Кашира;
канализационную насосную станцию - КНС N 8, расположенную по адресу: г. Кашира, район ОАО “Гофрон“ (т. 2 л.д. 70).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие “Теплоресурс“ (далее - МУП “Теплоресурс“) и муниципальное унитарное предприятие “Водоресурс“ (далее - МУП “Водоресурс“).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2010 года по делу N А41-15305/09 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Муниципальное образование “Городское поселение Кашира“ Московской области в лице администрации муниципального образования обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения Кашира доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Представители администрации Каширского муниципального района и МУП “Теплоресурс“ возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование “Городское поселение Кашира Московской области было образовано в 2006 году и с 01.01.2006 приступило к исполнению части полномочий по решению вопросов местного значения, а с 01.01.2009 исполняет полномочия в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в полном объеме.
Истец полагает, что в собственности Каширского муниципального района находится спорное имущество, которое в соответствии со ст. 50 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ должно быть передано в собственность городского поселения Кашира, так как необходимо истцу для решения вопросов местного значения.
Ссылаясь на статьи 14 - 15, 50 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ч. 3 ст. 1 Закона Московской области от 28.02.2005 N 71/2005-03 “О статусе и границах Каширского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“, ст. 4 Устава муниципального образования “Городское поселение Кашира“, статьи 12, 125, 209, 215, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование “Городское поселение Кашира“ обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 122-ФЗ имеет дату 22.08.2004, а не 02.08.2004.
В соответствии с абз. 1, 4 и 5 п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 02 августа 2004 года N 122-ФЗ в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение п. 11.1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ Московской областной Думой принят Закон Московской области “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период“ от 02 ноября 2005 года N 231/2005-ОЗ.
Пунктом 1 и пунктом 2 статьи 3.1 Закон Московской области N 231/2005-ОЗ предусмотрено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав, осуществляется на основании законов Московской области о разграничении муниципального имущества.
Законами Московской области о разграничении муниципального имущества утверждаются перечни имущества, передаваемого в собственность поселений.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 3.2 Закона Московской области N 231/2005-ОЗ для формирования перечней муниципального имущества, передаваемого в собственность поселений, в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона создаются согласительные комиссии по вопросам разграничения муниципального имущества (далее - согласительные комиссии), которые формируются из представителей органов местного самоуправления муниципального района и равного им количества представителей органов местного самоуправления соответствующего поселения.
Таким образом, для разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, и его передачи вновь образуемому поселению необходимо наличие следующих предпосылок:
1) формирование Согласительной комиссии по вопросам разграничения муниципального имущества;
2) составление согласительными комиссиями перечня имущества, передаваемого поселению;
3) утверждение перечня имущества, передаваемого поселению, Законом Московской области.
03 декабря 2008 года принят Закон Московской области N 185/2008-ОЗ “О разграничении муниципального имущества между Каширским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав“, которым утвержден Перечень муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и муниципального имущества Каширского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Кашира Каширского муниципального района Московской области, а именно:
1. Имущество, предназначенное для организации освещения улиц (светильники уличного освещения, линии электропередачи).
2. Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (плотина нижнего Хитровского пруда, плотина верхнего Хитровского пруда, плотина пруда завода “Центролит“, защитные сооружения).
3. Имущество библиотек поселения.
4. Имущество, предназначенное для создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (МУ “Культурно-досуговый центр “Родина“, клуб им. Ленинского комсомола, танцевальная площадка, МУ культуры “Каширский городской Дом культуры“).
5. Имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта (МУ “Спортклуб Кашира“).
6. Имущество, предназначенное для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (контейнерные площадки, контейнеры).
7. Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения (МУП “Комбинат благоустройства“, тротуары, внутриквартальные дороги).
8. Имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
9. Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности).
10. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (дороги, мосты, ливневая канализация).
Спорное имущество в указанный Перечень не включено.
Решением Совета депутатов Каширского муниципального района от 29.05.2009 N 44 “О передаче инженерных сетей городскому поселению Кашира“ (т. 1 л.д. 57) в целях осуществления полномочий по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения поселения в собственность городскому поселению Кашира были переданы тепловые, водопроводные и канализационные сети согласно Приложениям N 1, N 2, N 3 (т. 1 л.д. 58 - 86).
Спорные объекты в указанные Приложения также включены не были.
Поскольку разграничение собственности между муниципальными образованиями осуществляется путем принятия соответствующего Закона Московской области, арбитражный апелляционный суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Иных оснований для разграничения собственности между муниципальными образованиями действующим законодательством не предусмотрено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2010 года по делу N А41-15305/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
Л.Н.ИВАНОВА
Е.В.ЧЕРНИКОВА