Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 N 09АП-12034/2010-ГК по делу N А40-25027/10-1-138 В удовлетворении иска о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки отказано, поскольку постановление Правительства РФ об утверждении правил определения размера арендной платы принято уже после того, как истец направил ответчику уведомление об увеличении размера арендной платы на основании отчета об оценке, и не предусматривает установление арендной платы на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, как указал в уведомлении истец.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2010 г. N 09АП-12034/2010-ГК

Дело N А40-25027/10-1-138

Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 18.06.2010 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Панкратовой Н.И.,

Судей Кораблевой М.С., Барановской Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества “Газпром“

на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2010 г.

по делу N А40-25027/10-1-138, принятое судьей Лиловой О.Г.

по иску Территориального управления Росимущества по Самарской области

к Открытому акционерному обществу “Газпром“

о взыскании долга и пени

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился (извещен)

от ответчика: Сивов Д.В. по доверенности от 15.05.2008 г. N 01/0400-324д;

установил:

Территориальное управление Росимущества по
Самарской области (далее ТУ Росимущества по Самарской области) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу “Газпром“ (далее ОАО “Газпром“) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 1 153 руб. 57 коп. по договору аренды от 30.12.2005 г. N 67-2005/10, неустойки в сумме 68 руб. 79 коп.

Иск заявлен на основании статей 125, 309, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что ответчиком нарушены обязательства по внесению арендной платы в сроки, установленные договором аренды.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2010 г. исковые требования Департамента имущества города Москвы удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО “Газпром“ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, земельный участок, являющийся объектом аренды по договору N 67-2005/10 от 30.12.2005 г., относится к землям, ограниченным в обороте, в связи с чем при аренде указанного земельного участка размер годовой арендной платы не может превышать полутора процентов его кадастровой стоимости. В этой связи представленный истцом отчет об оценке, на основании которого он заявляет об увеличении размера арендной платы по договору, не может являться основанием для определения размера арендной платы, однако суд первой инстанции указанным обстоятельствам дал ненадлежащую правовую оценку.

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Теруправление Росимущества по Самарской области, будучи надлежащим образом извещено о месте и времени настоящего судебного разбирательства, представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило, отзыв на апелляционную жалобу ответчика не представило.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы
фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам:

Как следует из материалов, 30.12.2005 г. между Теруправлением ФАУГИ по Самарской области (Арендодатель) и ОАО “Газпром“ (Арендатор) заключен договор аренды N 67-2005/10 земельного участка, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок площадью 1450,00 кв. м, отнесенный к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющий кадастровый номер 63:26:00 00 000:0170, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, земельный участок магистрального газопровода “Отрадненский газоперерабатывающий завод - Самарский азотнотуковый завод“ ОАО “Газпром“ (29,8 - 49,6 км, 50,3 - 59,6 км, 60,3 71,8 км, 73,2 - 96,0 км) обслуживаемого Тольяттинским, Средневолжским ЛПУМГ для эксплуатации объектов газопровода-отвода “Отрадненский газоперерабатывающий завод - Самарский азотнотуковый завод“ ОАО “Газпром“, обслуживаемого Тольяттинским, Средневолжским ЛПУМГ.

Срок действия договора установлен сторонами в п. 1.1 договора и составляет пять лет с 01.10.2005 г. по 30.09.2010 г.

В пунктах 2.1, 2.2 договора стороны установили, что размер арендной платы на участок составляет 818 руб. 57 коп. в год согласно прилагаемому к договору аренды расчету арендной платы.

Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально равными частями до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего месяца.

По акту приема-передачи от 30.12.2005 г. земельный участок, являющийся объектом аренды, был передан Арендодателем Арендатору.

Как видно из материалов дела, дополнительным соглашением N 1 от 27.12.2006 г. к договору аренды стороны внесли изменения в п.
2.1 договора, установив размер арендной платы за участок с 01.01.2006 г. в размере 21 руб. 75 коп. в год согласно прилагаемому расчету, и предусмотрели, что размер арендной платы может быть пересмотрен Арендодателем в одностороннем порядке в случае установления Правительством Российской Федерации общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в том числе - на основании отчета об оценке, но не чаще одного раза в год в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК РФ. Уведомление о пересчете арендной платы без внесения изменений в договор направляется Арендодателем Арендатору и является обязательным для Арендатора. Новый расчет арендной платы применяется в расчетах сторон с момента получения Арендатором уведомления, но в любом случае не позднее 5 дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в договоре.

Из материалов дела усматривается, что истец уведомлением от 13.02.2009 г. N 973 известил ответчика об изменении размера арендной платы по договору на основании отчета об оценке ГК-7/4, выполненного ООО “Интер-Стандарт“, согласно которому размер арендной платы составляет 1 390 руб. в год. Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец утверждал, что ответчик обязательства по внесению арендных платежей в соответствии с вышеназванным уведомлением об увеличении арендной платы надлежащим образом не исполнял, в связи с чем у ОАО “Газпром“ образовалась задолженность по арендной плате за период с 10.04.2006 г. по 25.11.2009 г. в сумме 1 153 руб. 57 коп., на принудительном взыскании
которой, а также неустойки за просрочку оплату арендных платежей в сумме 68 руб. 79 коп. настаивает. Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности исковых требований и принял решение об удовлетворении заявленного иска в полном объеме.

По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, сложившейся судебной практике и являются неправомерными. Так, согласно ст. 3 п. 2 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. в редакции, действующей на дату заключения сторонами договора аренды (т.к. в редакции Федерального закона от 18.06.2005 г. N 60-Ф) размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации N 212-ФЗ от 24.07.2007 г. в ст. 3 указанного выше Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. были внесены изменения, согласно которым арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой
стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Указанная редакция ст. 3 вышеназванного Федерального закона действует до настоящего времени.

Статья 27 п. 5 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к землям, ограниченным в обороте, относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.

Судебная коллегия отмечает, что ОАО “Газпром“ в силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ является газотранспортной организацией, что подтверждается, в том числе п. 3.2 Устава Общества, а также постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 г. N 121/1, которым ОАО “Газпром“ включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу 2 “Транспортировка природного газа по трубам“.

Как следует из п. 1.1 заключенного сторонами договора аренды земельного участка, земельный участок, являющийся объектом аренды, отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и предоставлен ответчику для эксплуатации магистрального газопровода, то есть для нужд ОАО “Газпром“ как газотранспортной организации.

Таким образом, земельный участок, предоставленный ответчику в аренду, в силу правил, установленных ст. 27 п. 5 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям, ограниченным в обороте, что истцом не оспаривалось.

Указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что размер годовой арендной платы земельного участка, предоставленного ОАО “Газпром“ в аренду, должен быть установлен в пределах полутора процентов его кадастровой стоимости.

Все вышеизложенное было учтено сторонами при определении размера годовой арендной
платы указанного выше земельного участка при заключении дополнительного соглашения N 1 от 27.12.2006 г. к договору аренды, согласно которому годовая арендная плата составляет полтора процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.

В соответствии со ст. 424 п. 1 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Поскольку в силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться в учетом применяемой в соответствии ст. 3 Федерального закона Российской Федерации N 212-ФЗ от 24.07.2007 г. ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды и стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за такие земельные участки. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, установление истцом в уведомлении N 973 от 13.02.2009 г. размера арендной платы по заключенному сторонами договору на основании отчета об оценке ГК-7/4, выполненного ООО “Интер-Стандарт“, является неправомерным.

Изложенное выше соответствует правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 12404/09.

Судебная коллегия также отмечает, что 16 июля 2009 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление “Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения
арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации“, которым утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

В п. 2 упомянутых выше Правил установлены способы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации.

Между тем, указанное выше Постановление Правительства принято уже после того, как истец направил ответчику уведомление об увеличении размера арендной платы на основании отчета об оценке и не предусматривает установление арендной платы на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, как указал в уведомлении истец.

Учитывая изложенное выше, а также оплату ответчиком арендной платы в размере, установленном договором аренды N 71-2005/10 и дополнительном соглашении к нему от 27.12.2006 г., требования истца о взыскании с ответчика арендной платы и неустойки являются необоснованными и подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 105, 176, 266 - 268, 269 п. 2 ст. 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 6 апреля 2010 года по делу N А40-25027/10-1-138 отменить.

В удовлетворении исковых требований, заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, отказать.

Возвратить ОАО “Газпром“ из средств федерального бюджета уплаченную при обращении с апелляционной жалобой государственную пошлину в сумме 2 000 руб. 00 коп.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий

Н.И.ПАНКРАТОВА

Судьи

Е.Н.БАРАНОВСКАЯ

М.С.КОРАБЛЕВА