Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А41-38319/09 При передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества по правилам, установленным законодательством РФ.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2010 г. по делу N А41-38319/09

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2010 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Черниковой Е.В.,

судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,

при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,

при участии в заседании:

от истца: не явился, надлежаще извещен,

от ответчиков: ОАО “НПО ИТ“ - Лукьянченко А.И., представитель по доверенности от N К/5 от 11.01.2010 г., от Администрации г. Королева - Костина А.В., представитель по доверенности от 22.09.2009 г. N 26/Д,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Королева Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от
18 января 2010 года по делу N А41-38319/09, принятое судьей Матеенковым А.В. по иску Территориального управления Росимущества по Московской области к открытому акционерному обществу “Научно-производственное объединение измерительной техники“ и Администрации г. Королева Московской области о понуждении к совершению действий,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, в котором просило обязать открытое акционерное общество “Научно-производственное объединение измерительной техники“ (далее - ОАО “НПО ИТ“) передать, а Администрацию города Королева Московской области понудить принять в муниципальную собственность недвижимое федеральное имущество, не включенное в состав приватизируемого имущества и учитываемое ОАО “НПО ИТ“ на забалансовом учете по перечню:

- жилой дом N 12 общей площадью 369,4 кв. м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, дом N 12;

- жилой дом N 13 общей площадью 377,3 кв. м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, дом N 13;

- линию электропередачи 0,4 кВ от РП-1549 к жилым домам протяженностью 110,5 м по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Коммунальная, дом N 12, 13;

- водопровод к жилым домам протяженностью 99,5 м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, дом N 12, N 13,

- канализацию к жилым домам протяженностью 230 м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, дом N 12, N 13.

Решением от 18 января 2010 года по делу N А41-38319/09 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Администрация города Королева Московской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая,
что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 2 л.д. 81 - 88).

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель ОАО “НПО ИТ“ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Московской области просит арбитражный суд на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации“, Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации“, Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“, Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“, Указа Президента РФ от 25.04.2006 г. N 426 “Об открытом акционерном обществе “Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем“, в соответствии с Уставом муниципального образования “Город Королев Московской области“, а также принимая во внимание волеизъявление Главы города Королева Московской области, обращенное к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и ТУ Росимущества по Московской области, передать в собственность муниципального образования “Горд Королев Московской области“ федеральное имущество: жилой дом N 12 общей площадью 369,4 кв. м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, д. 12; жилой дом N 13 общей площадью 377,3 кв. м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, д. 13; линию электропередачи 0,4 кВ от РП-1549 к жилым домам протяженностью 110,5 м по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Коммунальная, д. 12, д. 13; водопровод к жилым домам протяженностью 99,5 м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, д. 12, д. 13; канализацию к жилым домам протяженностью 230 м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, д. 12, д. 13.

Суд первой инстанции признал требования истца
подлежащими удовлетворению как обоснованные соответствующими правовыми нормами и материалами дела.

Оспаривая решение суда, Администрация города Королева Московской области утверждает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на нее обязанности принять в муниципальную собственность спорные объекты.

Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области 29 декабря 2007 года было издано распоряжение N 1322 “Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия “Научно-производственное объединение измерительной техники“, согласно которому федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-производственное объединение измерительной техники“ подлежало приватизации путем преобразования в открытое акционерное общество “Научно-производственное объединение измерительной техники. Указанным распоряжением был утвержден перечень объектов, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП “Научно-производственное объединение измерительной техники“, и не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия (том 1 л.д. 71 - 75).

Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области от 10.08.2009 г. N 391 “О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Росимущества по Московской области от 29.12.2007 г. N 1322“ недвижимое имущество, не подлежащее приватизации, было передано приватизированному предприятию по передаточному акту от 10.08.2009 г. (том 1 л.д. 133 - 139)

При этом в состав недвижимого имущества ФГУП “НПО ИТ“, не подлежащего приватизации, были включены объекты коммунально-бытового назначения, которые на основании Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, запрещены к приватизации ввиду их использования по назначению в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“.

К таким объектам, как объектам коммунально-бытового назначения были отнесены два жилых двухэтажных 16-ти квартирных дома, используемых под общежития (технический паспорт домовладения - инвентарные номера 088: 068-3797 и 088: 068-3798, 1952 года постройки с физическим износом по состоянию на 2006 год 31 и 29 процента, расположенные по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Коммунальная, д. 12, д. 13).

Как усматривается из материалов дела, расселенные по ветхости жилые дома N 12 и N 13 по ул. Коммунальной были отремонтированы “НПО измерительная техника“ и согласно решению горисполкома от 18.11.1983 г. N 700/19 “Об организации общежития для малосемейных в домах N 12 и N 13 по ул. Коммунальная для НПО ИТ“ сроком пять лет использовались под общежитие для семей (том 1 л.д. 107).

После выполнения предприятием работ по капитальному ремонту указанных домов они были поставлены на бухгалтерский баланс предприятия и учитывались в Инвентарных карточках учета объектов основных средств с сентября 1983 года (том 1 л.д. 63 - 64).

В связи с истечением срока разрешения использования указанных домов Решением Исполнительного комитета Калининградского городского Совета народных депутатов Московской области N 147/5 от 24.02.1989 г. “О временном использовании расселенных жилых домов N 12 и N 13 по ул. Коммунальной под общежития с посемейным заселением“ предприятию было предоставлено право временного пользования жилыми домами N 12 и N 13 в срок до 01.01.1993 г. (том 1 л.д. 107).

Постановлением Главы администрации города Калининграда
Московской области от 22.09.1993 г. N 5662 “О предоставлении НПО ИТ земельного участка под жилые дома по ул. Коммунальной“ предприятию были выделены земельные участки в постоянное пользование под жилые дома по фактическому пользованию по улице Коммунальной: дом N 12 - 1536 кв. м; дом N 13 - 1866 кв. м (том 1 л.д. 106), в связи с чем 28.10.1993 года выдано Свидетельство N 39 на право бессрочного пользования землей общей площадью 3402 кв. м (том 1 л.д. 41).

21 сентября 1995 г. Постановлением Главы администрации города Калининграда Московской области N 1913 “О продлении до 2000 года сроков эксплуатации зданий общежития для малосемейных НПО измерительной техники“ - пользование указанными жилыми домами под общежития было продлено предприятию до 2000 года (том 1 л.д. 42).

Иных муниципальных нормативных актов по вопросу продления ФГУП “НПО ИТ“ пользования жилыми домами под общежития Администрация города Калининграда (ныне города Королева) Московской области не издавала.

В декабре 1999 г. Территориальным управлением Мингосимущества России указанные два жилых дома были отнесены к объектам федеральной собственности на основании пункта 1 раздела III Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, и в соответствии с Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696, внесены в реестр федерального имущества, в числе объектов, закрепленных за предприятием на
праве хозяйственного ведения, за реестровым номером 05000194 от 09.12.1999 и инвентарными номерами 3100400; 3100401 (том 1 л.д. 32 - 36).

Таким образом, объекты коммунально-бытового назначения с декабря 1999 года были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП “НПО ИТ“, а права собственника недвижимого имущества за Министерством государственного имущества Российской Федерации в лице его Территориального органа.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, установлены условия безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года N 828-О-П положения абзацев шестого и седьмого части 11 статьи 154 упомянутого выше Закона, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации

При передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374 “О перечнях
документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“.

Высшее должностное лицо муниципального образования - Глава города Королева Московской области выразило согласие на передачу из федеральной собственности в муниципальную собственность двух указанных жилых домов письмом от 09.08.2006 г. N 1013 (том 1 л.д. 96).

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, рассмотрев обращение Главы города Королева Московской области, сообщило в письме N СС-07/21472 от 05.09.2006 г. о необходимости представления перечня документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“ (том 1 л.д. 94).

Поскольку необходимые документы не были представлены Администрацией города Королева, они были затребованы ТУ Росимущества по Московской области у ФГУП “НПО ИТ“.

ТУ Росимущества по Московской области на основании упомянутого выше волеизъявления (предложения) Главы города Королева Московской области от 09.08.2006 N 1013, с учетом согласия Роскосмоса от 19.10.2006 N ЮН-9-7849, и согласия ФГУП “НПО ИТ“ от 18.08.2006 N 36/0054, а также представленного необходимого перечня документов, 26 сентября 2008 года издало Распоряжение N 739 “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным

государственным унитарным предприятием “Научно-производственное объединение измерительной техники“,
в собственность муниципального образования “Город Королев Московской области“ (том 1 л.д. 81 - 83).

23 декабря 2008 года ТУ Росимущества по Московской области и ФГУП “НПО ИТ“ был подписан трехсторонний акт приема-передачи имущества, относящегося к федеральной собственности и находящегося в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия “Научно-производственное объединение измерительной техники“, в собственность муниципального образования “Город Королев Московской области“, от подписания которого Глава Администрации города Королева Московской области отказался (том 1 л.д. 79 - 80). 23 декабря 2008 года ТУ Росимущества по Московской области утвердило передаточный акт имущества.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 18 января 2010 года по делу N а41-38319/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В.ЧЕРНИКОВА

Судьи

Л.Н.ИВАНОВА

С.К.ХАНАШЕВИЧ