Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А41-38319/09 При передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества по правилам, установленным законодательством РФ.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2010 г. по делу N А41-38319/09
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, надлежаще извещен,
от ответчиков: ОАО “НПО ИТ“ - Лукьянченко А.И., представитель по доверенности от N К/5 от 11.01.2010 г., от Администрации г. Королева - Костина А.В., представитель по доверенности от 22.09.2009 г. N 26/Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Королева Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 января 2010 года по делу N А41-38319/09, принятое судьей Матеенковым А.В. по иску Территориального управления Росимущества по Московской области к открытому акционерному обществу “Научно-производственное объединение измерительной техники“ и Администрации г. Королева Московской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, в котором просило обязать открытое акционерное общество “Научно-производственное объединение измерительной техники“ (далее - ОАО “НПО ИТ“) передать, а Администрацию города Королева Московской области понудить принять в муниципальную собственность недвижимое федеральное имущество, не включенное в состав приватизируемого имущества и учитываемое ОАО “НПО ИТ“ на забалансовом учете по перечню:
- жилой дом N 12 общей площадью 369,4 кв. м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, дом N 12;
- жилой дом N 13 общей площадью 377,3 кв. м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, дом N 13;
- линию электропередачи 0,4 кВ от РП-1549 к жилым домам протяженностью 110,5 м по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Коммунальная, дом N 12, 13;
- водопровод к жилым домам протяженностью 99,5 м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, дом N 12, N 13,
- канализацию к жилым домам протяженностью 230 м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, дом N 12, N 13.
Решением от 18 января 2010 года по делу N А41-38319/09 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация города Королева Московской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 2 л.д. 81 - 88).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ОАО “НПО ИТ“ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Московской области просит арбитражный суд на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации“, Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“, Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“, Указа Президента РФ от 25.04.2006 г. N 426 “Об открытом акционерном обществе “Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем“, в соответствии с Уставом муниципального образования “Город Королев Московской области“, а также принимая во внимание волеизъявление Главы города Королева Московской области, обращенное к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и ТУ Росимущества по Московской области, передать в собственность муниципального образования “Горд Королев Московской области“ федеральное имущество: жилой дом N 12 общей площадью 369,4 кв. м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, д. 12; жилой дом N 13 общей площадью 377,3 кв. м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, д. 13; линию электропередачи 0,4 кВ от РП-1549 к жилым домам протяженностью 110,5 м по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Коммунальная, д. 12, д. 13; водопровод к жилым домам протяженностью 99,5 м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, д. 12, д. 13; канализацию к жилым домам протяженностью 230 м по адресу: Московская область, город Королев, ул. Коммунальная, д. 12, д. 13.
Суд первой инстанции признал требования истца подлежащими удовлетворению как обоснованные соответствующими правовыми нормами и материалами дела.
Оспаривая решение суда, Администрация города Королева Московской области утверждает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на нее обязанности принять в муниципальную собственность спорные объекты.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области 29 декабря 2007 года было издано распоряжение N 1322 “Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия “Научно-производственное объединение измерительной техники“, согласно которому федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-производственное объединение измерительной техники“ подлежало приватизации путем преобразования в открытое акционерное общество “Научно-производственное объединение измерительной техники. Указанным распоряжением был утвержден перечень объектов, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП “Научно-производственное объединение измерительной техники“, и не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия (том 1 л.д. 71 - 75).
Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области от 10.08.2009 г. N 391 “О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Росимущества по Московской области от 29.12.2007 г. N 1322“ недвижимое имущество, не подлежащее приватизации, было передано приватизированному предприятию по передаточному акту от 10.08.2009 г. (том 1 л.д. 133 - 139)
При этом в состав недвижимого имущества ФГУП “НПО ИТ“, не подлежащего приватизации, были включены объекты коммунально-бытового назначения, которые на основании Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, запрещены к приватизации ввиду их использования по назначению в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“.
К таким объектам, как объектам коммунально-бытового назначения были отнесены два жилых двухэтажных 16-ти квартирных дома, используемых под общежития (технический паспорт домовладения - инвентарные номера 088: 068-3797 и 088: 068-3798, 1952 года постройки с физическим износом по состоянию на 2006 год 31 и 29 процента, расположенные по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Коммунальная, д. 12, д. 13).
Как усматривается из материалов дела, расселенные по ветхости жилые дома N 12 и N 13 по ул. Коммунальной были отремонтированы “НПО измерительная техника“ и согласно решению горисполкома от 18.11.1983 г. N 700/19 “Об организации общежития для малосемейных в домах N 12 и N 13 по ул. Коммунальная для НПО ИТ“ сроком пять лет использовались под общежитие для семей (том 1 л.д. 107).
После выполнения предприятием работ по капитальному ремонту указанных домов они были поставлены на бухгалтерский баланс предприятия и учитывались в Инвентарных карточках учета объектов основных средств с сентября 1983 года (том 1 л.д. 63 - 64).
В связи с истечением срока разрешения использования указанных домов Решением Исполнительного комитета Калининградского городского Совета народных депутатов Московской области N 147/5 от 24.02.1989 г. “О временном использовании расселенных жилых домов N 12 и N 13 по ул. Коммунальной под общежития с посемейным заселением“ предприятию было предоставлено право временного пользования жилыми домами N 12 и N 13 в срок до 01.01.1993 г. (том 1 л.д. 107).
Постановлением Главы администрации города Калининграда Московской области от 22.09.1993 г. N 5662 “О предоставлении НПО ИТ земельного участка под жилые дома по ул. Коммунальной“ предприятию были выделены земельные участки в постоянное пользование под жилые дома по фактическому пользованию по улице Коммунальной: дом N 12 - 1536 кв. м; дом N 13 - 1866 кв. м (том 1 л.д. 106), в связи с чем 28.10.1993 года выдано Свидетельство N 39 на право бессрочного пользования землей общей площадью 3402 кв. м (том 1 л.д. 41).
21 сентября 1995 г. Постановлением Главы администрации города Калининграда Московской области N 1913 “О продлении до 2000 года сроков эксплуатации зданий общежития для малосемейных НПО измерительной техники“ - пользование указанными жилыми домами под общежития было продлено предприятию до 2000 года (том 1 л.д. 42).
Иных муниципальных нормативных актов по вопросу продления ФГУП “НПО ИТ“ пользования жилыми домами под общежития Администрация города Калининграда (ныне города Королева) Московской области не издавала.
В декабре 1999 г. Территориальным управлением Мингосимущества России указанные два жилых дома были отнесены к объектам федеральной собственности на основании пункта 1 раздела III Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, и в соответствии с Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696, внесены в реестр федерального имущества, в числе объектов, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения, за реестровым номером 05000194 от 09.12.1999 и инвентарными номерами 3100400; 3100401 (том 1 л.д. 32 - 36).
Таким образом, объекты коммунально-бытового назначения с декабря 1999 года были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП “НПО ИТ“, а права собственника недвижимого имущества за Министерством государственного имущества Российской Федерации в лице его Территориального органа.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, установлены условия безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года N 828-О-П положения абзацев шестого и седьмого части 11 статьи 154 упомянутого выше Закона, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации
При передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“.
Высшее должностное лицо муниципального образования - Глава города Королева Московской области выразило согласие на передачу из федеральной собственности в муниципальную собственность двух указанных жилых домов письмом от 09.08.2006 г. N 1013 (том 1 л.д. 96).
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, рассмотрев обращение Главы города Королева Московской области, сообщило в письме N СС-07/21472 от 05.09.2006 г. о необходимости представления перечня документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“ (том 1 л.д. 94).
Поскольку необходимые документы не были представлены Администрацией города Королева, они были затребованы ТУ Росимущества по Московской области у ФГУП “НПО ИТ“.
ТУ Росимущества по Московской области на основании упомянутого выше волеизъявления (предложения) Главы города Королева Московской области от 09.08.2006 N 1013, с учетом согласия Роскосмоса от 19.10.2006 N ЮН-9-7849, и согласия ФГУП “НПО ИТ“ от 18.08.2006 N 36/0054, а также представленного необходимого перечня документов, 26 сентября 2008 года издало Распоряжение N 739 “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным
государственным унитарным предприятием “Научно-производственное объединение измерительной техники“, в собственность муниципального образования “Город Королев Московской области“ (том 1 л.д. 81 - 83).
23 декабря 2008 года ТУ Росимущества по Московской области и ФГУП “НПО ИТ“ был подписан трехсторонний акт приема-передачи имущества, относящегося к федеральной собственности и находящегося в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия “Научно-производственное объединение измерительной техники“, в собственность муниципального образования “Город Королев Московской области“, от подписания которого Глава Администрации города Королева Московской области отказался (том 1 л.д. 79 - 80). 23 декабря 2008 года ТУ Росимущества по Московской области утвердило передаточный акт имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 января 2010 года по делу N а41-38319/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЧЕРНИКОВА
Судьи
Л.Н.ИВАНОВА
С.К.ХАНАШЕВИЧ