Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А41-2705/10 В удовлетворении требований о взыскании суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени отказано правомерно, поскольку орган Пенсионного фонда РФ неправомерно приравнял ошибку ответчика в наименовании кода КБК к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанности по уплате страховых взносов.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2010 г. по делу N А41-2705/10
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
Судей Виткаловой Е.Н., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Долгих А.А., доверенность от 28.12.2009 N 203/33-768,
от заинтересованного лица - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2010 по делу N А41-2705/10, принятое судьей Севостьяновой Н.В. по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Центр Монтажизоляция“ суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в размере 530 286 рублей.
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Центр Монтажизоляция“ (далее - общество) о взыскании суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в размере 530 286,00 рублей, в том числе недоимка на страховую часть трудовой пенсии в размере 424 408,00 рублей, пени на недоимку по страховой части трудовой пенсии в размере 27 825,00 рублей, недоимка на накопительную часть трудовой пенсии в размере 73 251,00 рублей, пени по накопительной части трудовой пенсии в размере 4 802,00 рублей.
До рассмотрения спора по существу, Управление Пенсионного фонда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования в связи частичной уплатой недоимки по страховой части трудовой пенсии в размере 424 408,00 рублей, недоимки по накопительной части трудовой пенсии в размере 73 251,00 рублей, пени по накопительной части трудовой пенсии в размере 32 627,00 рублей, просило взыскать сумму пени по страховой части трудовой пенсии в размере 27 825,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.03.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый по результатам неправильного применения норм материального права и в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении арбитражного суда обстоятельствам дела (л.д. 59 - 61).
Представителем заявителя в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции поддержаны доводы апелляционной жалобы. По мнению заявителя, обществу в платежном поручении надлежало указать код бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202010062000160 - предназначенные для уплаты пени, начисленные на недоимку по страховой части трудовой пенсии, вместо КБК 18210202020062000160 - предназначенные для уплаты пени, начисленные на недоимку по накопительной части трудовой пенсии. Данные средства зачислены на счет Федерального казначейства Российской Федерации, распределены в соответствующий бюджет и зачислены на соответствующий счет, согласно указанным в платежном поручении реквизитам. До вступления Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ“) в силу с 01.01.2010 обязанность по проведению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование была возложена законодателем на налоговые органы. Со вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени, штрафа производится с указанием КБК 393.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на положения статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ. В связи с чем, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен полномочиями по зачету или возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов только по КБК 393. При этом Управление Пенсионного фонда считает, что до настоящего времени сумма пени, начисленная на недоимку по страховой части трудовой пенсии за 2008 не уплачена.
В судебное заседание Десятого арбитражного апелляционного суда представитель общества не явился, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения.
Десятый арбитражный апелляционный суд в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Пенсионного фонда, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда в качестве страхователя за номером 060-027-016875, ИНН 5056002496.
Согласно данным учета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 24.02.2009 (л.д. 9), Протокола к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 25.02.2009 (л.д. 10) и таблице начисления пени по состоянию на 05.06.2009 за обществом имеется задолженность в Пенсионный фонд по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 507 141,00 рублей за период с 22.04.2009 по 05.06.2009, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 424 408,00 рублей, начисленные на нее пени в сумме 8 086,00 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 73 251,00 рублей, начисленные на нее пени в сумме 1 396,00 рублей.
В связи с чем, обществу выставлено Требование от 05.06.2009 N 94 о погашении в срок до 26.06.2009 числящуюся недоимку по страховым взносам, пени в сумме 507 141,00 рублей.
Общество не исполнило обязанность по уплате страховых взносов.
Согласно данным учета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 13.10.2009 за обществом имеется задолженность в Пенсионный фонд по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 497 659,00 рублей, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 424 408,00 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 73 251,00 рублей, образовавшаяся за период 2008 года.
На сумму недоимки обществу начислены пени в сумме 32 627,00 рублей, в том числе по недоимке на страховую часть трудовой пенсии - 27 825,00 рублей и по накопительной части трудовой пенсии - 4 802,00 рублей.
13.10.2009 Управление Пенсионного фонда уточнило сумму задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации и выставило обществу уточненное Требование от 13.10.2009 N 94 (уточненное) (л.д. 16).
Согласно материалам дела, указанное требование направлено в адрес общества 22.10.2009 (л.д. 19 - 20).
Сумма недоимки обществом в добровольном порядке не уплачена.
Неисполнение обществом требования от 13.10.2009 N 94 (уточненное) послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с заявлением в арбитражный суд (л.д. 2 - 4).
В связи с тем, что общество частично уплатило недоимку по страховой части трудовой пенсии в размере 424 408,00 рублей, недоимку по накопительной части трудовой пенсии в размере 73 251,00 рублей, пени по накопительной части трудовой пенсии в размере 32 627,00 рублей, Управление Пенсионного фонда, до рассмотрения спора по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило ходатайство от 10.02.2010 исх. N 04-26/243 об уточнении заявленных требований и просило взыскать сумму пени по страховой части трудовой пенсии в размере 27 825,00 рублей (л.д. 25).
19.03.2010 общество письмом, с приложением копии платежного поручения от 25.12.2009 N 141, содержащего отметку банка, сообщило Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области о неверно указанном КБК и просило отнести платеж расчетного документа по КБК 18210202010062000160 (л.д. 38 - 39).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что согласно платежному поручению от 25.12.2009 N 141 общество уплатило в Пенсионный страховой фонд денежные средства размере 27 825 рублей. Следовательно, не является доказательством не исполнения обязанности по уплате недоимки и пени, зачисление плательщиком 27 825 рублей не на тот бюджетный код классификации, который был указан Пенсионным фондом Российской Федерации.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливает Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Федерального закона N 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до 01.01.2010 года, данный Федеральный закон подлежит применению только в части тех прав и обязанностей, которые возникли после этой даты.
Как видно из материалов дела, недоимка в Пенсионный фонд возникла у общества за период 2008 года, Требование (уточненное) от 13.10.2009 N 94 выставлено обществу по состоянию на 13.10.2009 (л.д. 16). В связи с чем, на правоотношения с участием заявителя и общества новое законодательство не распространяется.
Следовательно, согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Обязанность страхователя уплачивать авансовые платежи предусмотрена статьей 23 Закона.
Под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями осуществляется в соответствии с пунктами 2, 4, 5 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. По итогам года страхователь представляет также Декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта года, следующего за истекшим периодом.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из приведенных выше норм следует, что окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца. Это подтверждается и положением абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которым данные об исчислении и уплаченных сумм авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Как видно из материалов дела и обоснованно установлено арбитражным судом первой инстанции, у общества за рассматриваемый период имелась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 497 659,00 рублей, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 424 408,00 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 73 251,00 рублей, образовавшаяся за период 2008 года.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На сумму недоимки предприятию начислены пени в сумме 32 627,00 рублей, в том числе по недоимке на страховую часть трудовой пенсии - 27 825,00 рублей и по накопительной части трудовой пенсии - 4 802,00 рублей.
Согласно платежным поручениям: от 17.12.2009 N 49 (л.д. 29), от 17.12.2009 N 48 (л.д. 30), от 25.12.2009 N 140 (л.д. 32), от 25.12.2009 N 141 (л.д. 33) обществом оплачена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в сумме 530 286,00 рублей.
Факт оплаты начисленных пени в размере 4 802,00 рублей, 27 825,00 рублей подтверждается выпиской по лицевому счету за 25.12.2009 (л.д. 31).
При этом согласно доводам апелляционной жалобы, Управлением Пенсионного фонда не оспаривается сам факт уплаты суммы в размере 27 825,00 рублей по платежному поручению от 25.12.2009 N 141.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
По мнению Десятого арбитражного апелляционного суда, ошибку общества в наименовании кода КБК нельзя приравнять к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанности по уплате страховых взносов, поскольку зачисление средств на счет органа Федерального казначейства Российской Федерации, распределение в соответствующий бюджет Управление Пенсионного фонда не отрицает.
Неправильное указание обществом в платежном документе КБК привело лишь к неправильной классификации платежа. В вышеуказанном платежном поручении от 25.12.2009 N 141 неправильно указан КБК (уплата пени, начисленные на недоимку по накопительной части трудовой пенсии) вместо - уплата пени, начисленные на недоимку по страховой части трудовой пенсии.
Денежные средства в любом случае подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и, следовательно, общество исполнило обязанность по уплате пени, начисленных на недоимку по страховой части трудовой пенсии.
На основании изложенного, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2010 по делу N А41-2705/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Г.ГАГАРИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
И.В.ЧАЛБЫШЕВА