Решения и постановления судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 N 09АП-12095/2010-ГК по делу N А40-25030/10-1-140 Поскольку в силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применяемой в соответствии со ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 N 212-ФЗ ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды, и стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за такие земельные участки.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2010 г. N 09АП-12095/2010-ГК

Дело N А40-25030/10-1-140

Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2010 года.

Резолютивная часть объявлена 9 июня 2010 года.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Барановской Е.Н.,

судей Кузнецовой Е.Е., Панкратовой Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Добряковым К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества “Газпром“

на решение Арбитражного суда города Москвы от 6 апреля 2010 года

по делу N А40-25030/10-1-140,

принятое судьей Лиловой О.Г.,

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области

к Открытому акционерному обществу “Газпром“

о взыскании 2 976 руб. 23 коп.

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Сивов Д.В. по доверенности N
01/0400-324д от 15.05.2008 г.

В судебное заседание не явились: истец - извещен.

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - Теруправление ФАУГИ по Самарской области, Теруправление Росимущества по Самарской области) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями о взыскании с Открытого акционерного общества “Газпром“ (далее - ОАО “Газпром“) суммы 2 976 руб. 23 коп., составляющей 2 808 руб. 66 коп. - задолженность по арендной плате по договору аренды N 121-2005/10 от 30.12.2005 г. за период с 10.04.2006 г. по 25.11.2009 г., 167 руб. 57 коп. - неустойка за просрочку уплаты арендных платежей.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 6 апреля 2010 года по делу N А40-25030/10-1-140 требования, заявленные истцом, удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ОАО “Газпром“ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное выше решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, земельный участок, являющийся объектом аренды по договору N 121-2005/10 от 30.12.2005 г., относится к землям, ограниченным в обороте, в связи с чем при аренде указанного земельного участка размер годовой арендной платы не может превышать полутора процентов его кадастровой стоимости. В этой связи представленный истцом отчет об оценке, на основании которого он заявляет об увеличении размера арендной платы по договору, не может являться основанием для определения размера арендной платы, однако суд первой инстанции указанным обстоятельствам дал ненадлежащую правовую оценку.

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Теруправление Росимущества по Самарской
области, будучи надлежащим образом извещено о месте и времени настоящего судебного разбирательства, представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило, отзыв на апелляционную жалобу ответчика не представило.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам:

Материалами дела установлено, что 30.12.2005 г. между Теруправлением ФАУГИ по Самарской области (Арендодатель) и ОАО “Газпром“ (Арендатор) заключен договор аренды N 121-2005/10 земельного участка, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок площадью 3575 кв. м, отнесенный к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющий кадастровый номер 63:26:00 00 000:0165, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, земельный участок магистрального газопровода “Уренгой - Петровск“ (2298,5 - 2438 км) ОАО “Газпром“ (2298,5 - 2305,9 км, 2306,6 - 2309 км, 2309,7 - 2311,7 км, 2312,4 - 2334,8 км, 2335,9 - 2336,7 км, 2336,9 - 2338,1 км, 2338,3 - 2341 км, 2341,8 - 2342,2 км, 2343 - 2344,2 км, 2344,5 - 2347 км, 2347,3 - 2350,6 км, 2351 - 2354 км), обслуживаемого Тольяттинским, Сергиевским ЛПУМГ для эксплуатации объектов магистрального газопровода “Уренгой - Петровск“ (2298,5 - 2438 км) ОАО “Газпром“, обслуживаемого Тольяттинским, Сергиевским ЛПУМГ.

Срок действия договора установлен сторонами в п. 1.1 договора и составляет пять лет с 01.10.2005 г. по 30.09.2010 г., государственная регистрация данного договора в установленном законом порядке
осуществлена 12.04.2006 г.

В п. п. 2.1, 2.2 договора стороны установили, что размер арендной платы на участок составляет 2 018 руб. 22 коп. в год согласно прилагаемому к договору аренды расчету арендной платы. Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально равными частями до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего месяца.

Актом приема-передачи от 30.12.2005 г. земельный участок, являющийся объектом аренды, был переданы Арендодателем Арендатору.

Как видно из материалов дела, дополнительным соглашением N 1 от 27.12.2006 г. к договору аренды стороны внесли изменения в п. 2.1 договора, установив размер арендной платы за участок с 01.01.2006 г. в размере 53 руб. 63 коп. в год согласно прилагаемому расчету, и предусмотрели, что размер арендной платы может быть пересмотрен Арендодателем в одностороннем порядке в случае установления Правительством Российской Федерации общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в том числе - на основании отчета об оценке, но не чаще одного раза в год в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК РФ. Уведомление о пересчете арендной платы без внесения изменений в договор направляется Арендодателем Арендатору и является обязательным для Арендатора. Новый расчет арендной платы применяется в расчетах сторон с момента получения Арендатором уведомления, но в любом случае не позднее 5 дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в договоре.

Из материалов дела усматривается, что истец уведомлением от 13.02.2009 г. N 973
известил ответчика об изменении размера арендной платы по договору на основании отчета об оценке ГК-7/56, выполненного ООО “Интер-Стандарт“, согласно которому размер арендной платы составляет 3 385 руб. в год.

Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец утверждал, что ответчик обязательства по внесению арендных платежей в соответствии с вышеназванным уведомлением об увеличении арендной платы надлежащим образом не исполнял, в связи с чем у ОАО “Газпром“ образовалась задолженность по арендной плате за период с 10.04.2006 г. по 25.11.2009 г. в сумме 2 808 руб. 66 коп., на принудительном взыскании которой, а также неустойки за просрочку уплату арендных платежей в сумме 167 руб. 57 коп. настаивает.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности исковых требований и принял решение об удовлетворении заявленного иска в полном объеме.

По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, сложившейся судебной практике и являются неправомерными.

Так, согласно ст. 3 п. 2 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. в редакции, действующей на дату заключения сторонами договора аренды (т.к. в редакции Федерального закона от 18.06.2005 г. N 60-Ф) размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального
назначения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации N 212-ФЗ от 24.07.2007 г. в ст. 3 указанного выше Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. были внесены изменения, согласно которым арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Указанная редакция ст. 3 вышеназванного Федерального закона действует до настоящего времени.

Статья 27 п. 5 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к землям, ограниченным в обороте, относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.

Судебная коллегия отмечает, что ОАО “Газпром“ в силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ является газотранспортной организацией, что подтверждается, в том числе п. 3.2 Устава Общества, а также постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 г. N 121/1, которым ОАО “Газпром“ включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу 2 “Транспортировка природного газа по трубам“.

Как следует из п. 1.1 заключенного сторонами договора аренды земельного участка, земельный участок, являющийся объектом аренды, отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного
специального назначения и предоставлен ответчику для эксплуатации магистрального газопровода, то есть для нужд ОАО “Газпром“ как газотранспортной организации.

Таким образом, земельный участок, предоставленный ответчику в аренду, в силу правил, установленных ст. 27 п. 5 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям, ограниченным в обороте, что истцом не оспаривалось.

Указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что размер годовой арендной платы земельного участка, предоставленного ОАО “Газпром“ в аренду“, должен быть установлен в пределах полутора процентов его кадастровой стоимости.

Все вышеизложенное было учтено сторонами при определении размера годовой арендной платы указанного выше земельного участка при заключении дополнительного соглашения N 1 от 27.12.2006 г. к договору аренды, согласно которому годовая арендная плата составляет полтора процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.

В соответствии со ст. 424 п. 1 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Поскольку в силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться в учетом применяемой в соответствии ст. 3 Федерального закона Российской Федерации N 212-ФЗ от 24.07.2007 г. ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды и стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за такие земельные участки. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, установление истцом в
уведомлении N 973 от 13.02.2009 г. размера арендной платы по заключенному сторонами договору на основании отчета об оценке ГК-7/56, выполненного ООО “Интер-Стандарт“, является неправомерным.

Изложенное выше соответствует правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 12404/09.

Судебная коллегия также отмечает, что 16 июля 2009 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление “Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации“, которым утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

В п. 2 упомянутых выше Правил установлены способы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации.

Между тем, указанное выше Постановление Правительства принято уже после того, как истец направил ответчику уведомление об увеличении размера арендной платы на основании отчета об оценке и не предусматривает установление арендной платы на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, как указал в уведомлении истец.

Учитывая изложенное выше, а также уплату ответчиком арендной платы в размере, установленном договором аренды N 121-2005/10 и дополнительном соглашении к нему от 27.12.2006 г., требования истца о взыскании с ответчика арендной платы и неустойки являются необоснованными и подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 105, 176, 266 - 268, 269 п. 2, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 6
апреля 2010 года по делу N А40-25030/10-1-140 отменить.

В удовлетворении исковых требований, заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, отказать.

Возвратить ОАО “Газпром“ из средств федерального бюджета уплаченную при обращении с апелляционной жалобой государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий:

Е.Н.БАРАНОВСКАЯ

Судьи:

Н.И.ПАНКРАТОВА

Е.Е.КУЗНЕЦОВА