Решения и постановления судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 по делу N А41-39941/09 Исковые требования о признании недействительным договора аренды земельного участка удовлетворены правомерно, поскольку в материалы дела представлены доказательства того, что спорный земельный участок находится в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения, и его предоставление для размещения культурного, эколого-просветительского, социально-досугового и рекреационного комплекса противоречит целям и особому режиму его использования.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2010 г. по делу N А41-39941/09

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2010 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,

судей Диаковской Н.В., Черниковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,

при участии в заседании:

от ответчиков:

от ООО “Геонит“ - Сагло С.С. - представитель по доверенности от 12 января 2010 года,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Эфендиев Э.Г. - представитель по доверенности N 64-Д от 19 мая 2010 года,

от третьего лица Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия - Соседов Е.В. - представитель по доверенности N 26 от 27 декабря 2009 года,

представители истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ответчика Администрации Красногорского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, извещены,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Общества с ограниченной ответственностью “Геонит“ на решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2010 года по делу N А41-39941/09, принятое судьей Матеенковым А.В., по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Обществу с ограниченной ответственностью “Геонит“, о признании сделки недействительной и погашении записи, с участием третьего лица Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее по тексту - ТУ ФАУГИ в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Обществу с ограниченной ответственностью “Геонит“ (далее по тексту - ООО “Геонит“), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области

- о признании недействительным договора аренды земельного участка N 319 от 01 июля 2008 года, заключенного между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью “Геонит“;

- обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним
N 50-50-11/036/2008-300 от 08 июля 2008 года об ограничении (обременении) права на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:156, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи дер. Глухово - аренда на срок с 08 июля 2008 года по 08 июля 2057 года в пользу ООО “Геонит“ (л.д. 57 - 64 т. 1).

Определением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (л.д. 90 т. 1).

Решением Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2010 года исковые требования ТУ ФАУГИ в Московской области удовлетворены (л.д. 128 - 130 т. 1).

Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ООО “Геонит“ обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 4 - 7, 23 - 27 т. 2).

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска ТУ ФАУГИ в Московской области - отказать.

Представитель ООО “Геонит“ поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске ТУ ФАУГИ
в Московской области - отказать.

Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Представители истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ответчика Администрации Красногорского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 01 июля 2008 года между Администрацией Красногорского муниципального района (Арендодатель) и ООО “Геонит“ (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 319 (л.д. 13 - 20).

По условиям указанного договора Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:156, категория земель - “земли населенных пунктов“, в границах, указанных на кадастровом плане (приложение N 2 к договору) и установленных на местности с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресным ориентирам: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Глухово для размещение культурного, эколого-просветительского, социально-досугового и рекреационного комплекса.

Срок аренды установлен на 49 лет с момента государственной регистрации договора в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2.1 договора).

08 июля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области произведена государственная регистрация договора аренды N 319 от 01 июля 2008 года (л.д. 19
т. 1).

Предъявляя настоящие исковые требования, ТУ ФАУГИ в Московской области сослалось на то, что поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:156 относится к собственности Российской Федерации, то орган исполнительной власти муниципального образования (Администрация Красногорского муниципального района) не имел права заключать договор аренды этого участка.

Кроме того, указанный земельный участок находится в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения и его предоставление для размещения культурного, эколого-просветительского, социально-досугового и рекреационного комплекса противоречит целям и особому режиму его использования.

В связи с этим, по мнению истца, договор аренды земельного участка N 319 от 01 июля 2008 года является недействительным в силу его ничтожности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 1 Положения “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05 июня 2008 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Положения о ФАУГИ, данный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе, в области земельных отношений.

Согласно пунктам 4, 6, 10 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляя свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, имеет право обращаться в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.

Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления такими правами осуществляется с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю установлены Федеральным законом “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Согласно общему положению ст. 3 данного Закона распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности должно осуществляться органами местного самоуправления, если федеральным законом не установлено иное.

В обоснование заявленных требований истец указал, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:156, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Глухово относится к собственности Российской Федерации и Администрация Красногорского района не имела права на сдачу в аренду данного земельного участка.

Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 “О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР“ Ансамбль усадьбы “Архангельское“ XVIII - XIX в.в. подлежал охране как памятник государственного значения.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 “Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения“ Музей-усадьба “Архангельское“ (музейный комплекс) отнесен
к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Нормами пункта 2 статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу названного Закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 1996 N 388 “О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы Архангельское“ в Московской области“ было принято решение о реорганизации Центрального военного клинического санатория “Архангельское“ Министерства обороны Российской Федерации путем выделения из его состава подразделения обеспечения - музея и создании на его базе научно-исследовательского и культурно - просветительного государственного учреждения - Государственного музея - усадьбы “Архангельское“ Министерства культуры Российской Федерации, за которыми для совместного использования закреплены территория в пределах охранных зон, а также комплекс памятников истории и культуры усадьбы “Архангельское“ XVIII - XIX веков.

Из содержания выписки из государственного кадастра недвижимости N 5011/201/09-05096 от 02 сентября 2009 года усматривается, что земельный участок площадью 250 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Глухово, с кадастровым номером 50:11:005 05 05:0156 относится к землям населенных пунктов (л.д. 21 т. 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе: жилым; общественно-деловым; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным;
иным территориальным зонам.

Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

В кадастровом плане земельного участка N 5011/201/09-05096 от 02 сентября 2009 года указано, что участок площадью 250 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Глухово, с кадастровым номером 50:11:005 05 05:0156 имеет особый режим использования, поскольку расположен в охраной зоне памятника истории и культуры - Ансамбля усадьбы “Архангельское“ (л.д. 23 т. 1).

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.

Статьей 99 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с
основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Правовой режим содержания охранной зоны музея-усадьбы “Архангельское“ установлен Постановлением Правительства Московской области от 30 мая 2001 года N 156/18 “Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы “Архангельское“ Красногорского района“.

В разделе 16 - “особые отметки“ кадастрового паспорта содержится запись, что кадастровый номер 50:11:0050505:156 равнозначен кадастровому номеру 50:11:005 05 05:0156.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2009 года по делу N А41-14043/08 установлено отсутствие прав распоряжения земельным участком с кадастровым номером 50:11:0050505:156 со стороны Администрации Красногорского муниципального района - органа исполнительной власти муниципального образования, и наличие прав федеральной собственности на этот участок (л.д. 40 - 53 т. 1).

Вышеуказанное постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2009 года было оставлено без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2009 года.

Таким образом, орган местного самоуправления - Администрация Красногорского муниципального района Московской области, распорядился земельным участком, относящимся к
федеральной собственности, не имея на это соответствующих полномочий.

Следовательно, договор аренды земельного участка N 319 от 01 июля 2008 года является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Недействительная сделка ничтожна независимо от признания ее таковой судом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статьи 166 и 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из содержания оспариваемого договора усматривается, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду ООО “Геонит“ для размещения культурного, эколого-просветительского, социально-досугового и рекреационного комплекса.

В соответствии со статьей 35 названного Федерального закона об объектах культурного наследия, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Таким образом, исходя из указанных выше положений действующего законодательства, земельные участки в пределах территории и охранных зон памятника культуры-объекта исторического и культурного наследия федерального значения, не подлежат предоставлению в целях какого-либо строительства, кроме работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий.

В силу названных норм Закона разрешенный вид использования земельного участка, указанный в оспариваемом договоре, также свидетельствует о его ничтожности.

Требование истца об обязании погасить запись в ЕГРП N 50-50-11/036/2008-300 от 08 июля 2008 года об ограничении (обременении) права на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:156, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Глухово, мотивированы тем, что спорные права аренды зарегистрированы на основании договора аренды N 319 от 01 июля 2008 года, который является ничтожной сделкой.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, запись о праве аренды, сделанная на основании оспариваемого договора, ничтожность которого была установлена судом, не имеет под собой правовых оснований.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных ТУ ФАУГИ в Московской области требований.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2010 года по делу N А41-39941/09 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Н.ИВАНОВА

Судьи

Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Е.В.ЧЕРНИКОВА