Решения и постановления судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 N 09АП-12490/2010-АК по делу N А40-177175/09-13-1525 Установленный порядок документального подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 процентов заключается в сборе в течение 180 дней пакета предусмотренных документов и в наступлении момента определения налоговой базы только после истечения 180 дней.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2010 г. N 09АП-12490/2010-АК

Дело N А40-177175/09-13-1525

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой

судей П.В. Румянцева, Т.Т. Марковой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2010

по делу N А40-177175/09-13-1525, принятое судьей О.А. Высокинской

по заявлению ООО “Газпромтранс“

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6

о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Минеевой Н.И. по дов. от 01.01.2010 N 376/10

от заинтересованного лица
- Пищулина Д.В. по дов. от 21.04.2010 N 03-02/10

установил:

ООО “Газпромтранс“ (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконным решения от 15.09.2009 N 10-11/1383 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части предложения уплатить недоимку по НДС за июнь 2007 г. в сумме 34 827 руб. (п. 2.1 резолютивной части решения) и в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 3 резолютивной части решения).

Решением суда от 18.03.2010 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что ненормативный акт инспекции в оспариваемой обществом части является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует
из материалов дела, 24.04.2009 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 г.

По материалам камеральной налоговой проверки инспекцией 15.09.2009 вынесено решение N 10-11/1383, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 34 827 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в ФНС России с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой ФНС России решением от 04.12.2009 N 9-1-08/00454@ оставило оспариваемое решение инспекции без изменения.

Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.

В апелляционной жалобе инспекция приводит доводы, аналогичные содержащимся в оспариваемом решении и заявленным в суде первой инстанции. Инспекция не указала ни одного обстоятельства, являющегося в соответствии со ст. 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Так, инспекция утверждает, что налоговым законодательством предусмотрены специальные правила определения налоговой базы по экспортной реализации, не подтвержденной документально в течение 180 дней, а именно: период отгрузки.

В данном случае неподтвержденная экспортная реализация относится к периоду реализации, осуществленной в июне 2007 г., в связи с чем основания для применения к указанной реализации момента определения налоговой базы как 1 квартал 2008 г. у общества отсутствовали.

Кроме того, уточненная налоговая декларация по НДС за июнь 2007 г. и за 1 квартал 2008 г. представлены обществом в инспекцию одновременно. При этом раздел 7 налоговой декларации за июнь 2007 г. обществом заполнен не
был, что является неотражением сведений, приведших к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Данные доводы не могут быть приняты судом и подлежат отклонению.

Если в течение налогового периода произошло событие, признаваемое законодательством в качестве элемента налогообложения либо с которым законодательство связывает возникновение элементов налогообложения, то все финансовые последствия этого события, влияющие на расчеты налогоплательщика с бюджетом, отражаются в декларации за тот календарный (налоговый) период, в течение которого это событие произошло.

Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ (далее - Кодекс) общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Момент определения налоговой базы по документально не подтвержденным экспортным операциям относится к периоду отгрузки только после истечения 180-дневного срока.

Ссылка инспекции на п. 3 раздела 1 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС (приложение N 2 к Приказу Минфина России от 07.11.2006 N 136н), согласно которому если документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, не собраны, операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164, п. 12 ст. 165 Кодекса, подлежат включению в раздел 7 декларации за соответствующий налоговый период и налогообложению по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 Кодекса, несостоятельна, поскольку из данного Порядка невозможно установить, какой именно период (период отгрузки или период, в течение которого истек 180-дневный срок и стало известно, что документы, обосновывающие применение
налоговой ставки 0%, не собраны) является в целях применения порядка заполнения декларации по НДС соответствующим.

В целях заполнения декларации по НДС период отгрузки не подпадает под понятие соответствующего периода, в уточненной по итогам 180 дней декларации за который заполняется раздел 7 в связи с неподтверждением экспорта.

Кроме того, в Порядке заполнения налоговой декларации по НДС, на который ссылается инспекция, не указано на необходимость подачи в подобных случаях именно уточненной декларации.

В соответствии с п. 29 раздела 9 “Порядок заполнения раздела 7“ Порядка заполнения налоговой декларации по НДС в графе 2 по строке 010 по каждому коду операции отражаются раздельно налоговые базы по каждой налоговой ставке (по товарам, работам, услугам, момент определения налоговой базы по которым определен в соответствии со ст. 167 Кодекса), в графах 3, 4 - суммы налога, исчисленные по соответствующей налоговой ставке, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена в установленном порядке.

Из указанного положения не следует, что после истечения 180 дней раздел 7 заполняется в уточненной декларации за период отгрузки, поскольку момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 Кодекса, являющийся периодом отгрузки, может быть определен в соответствии со ст. 167 Кодекса только по истечении 180 дней.

Установленный порядок документального подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% заключается в сборе в течение 180 дней пакета предусмотренных документов и в наступлении момента определения налоговой базы только после истечения этих 180 дней.

Структура раздела 7 декларации по НДС предусматривает исчисление налога с сумм реализации, указанных в графе “Налоговая база“, только по ставкам 18% или 10%
т.е. применительно к экспортной реализации, по ставкам, предусмотренным для случая отсутствия документов по ст. 165 Кодекса на 181-й день.

Налоговой базой по НДС экспортная реализация становится после истечения 180 дней либо, если документы по ст. 165 Кодекса собраны ранее их истечения - после истечения фактического срока сбора налогоплательщиком этих документов - п. 9 ст. 167 Кодекса.

Ставка налога, подлежащая применению к налоговой базе в случае, если ею экспортная реализация стала в связи со сбором документов по ст. 165 Кодекса налогоплательщиком ранее истечения 180 дней, составляет 0%.

Ставка налога, подлежащая применению к налоговой базе в случае, если налогоплательщик не заявлял о сборе им документов по ст. 165 Кодекса до истечения 180-дневного срока, определяется на 181-й день и зависит от наличия (0%) либо отсутствия (18%) этих документов.

Учитывая изложенное, размер ставки налога, подлежащей применению к сумме экспортной реализации в момент приобретения ею свойств налоговой базы имеет значение к моменту подачи налогоплательщиком первичной декларации за период отгрузки только в том случае, если документы по ст. 165 Кодекса собраны налогоплательщиком до момента подачи первичной декларации за период отгрузки в налоговый орган, а поскольку момент подачи первичной декларации за период отгрузки наступает ранее истечения 180 дней, размер ставки налога составляет 0%.

Налоговая база в этом случае отражается в разделе 5 первичной декларации за период отгрузки.

В случае, если документы по ст. 165 Кодекса отсутствуют к моменту подачи первичной декларации за период отгрузки, то налог с экспортной реализации как налоговой базы, облагаемой по данным ставкам, т.е. ставкам, предусмотренным структурой раздела 7 декларации (18% или 10%), в первичной декларации за период отгрузки отразить
невозможно, поскольку к моменту ее подачи еще не истекли 180 дней, в течение которых экспортная реализация не является налоговой базой по данным ставкам.

При таких обстоятельствах, общество правомерно декларирует неподтвержденную экспортную реализацию в разделе 7 декларации за период, в течение которого истек 180-дневный срок.

Исчисление по истечении 180-дневного срока НДС по ставке 18% на сумму неподтвержденного экспорта не является ошибкой, приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате (налог с неподтвержденного экспорта уплачен) и не является неотражением или неполнотой отражения сведений ранее, поскольку ранее 180-дневный срок еще не считался истекшим.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок заполнения налоговой декларации в части отражения в ней операций по экспортной реализации периода отгрузки и относящихся к ним вычетов.

Таким образом, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что по истечении 180 дней с момента отгрузки (помещения под режим) услуг (товаров, работ) экспортная реализация, не подтвержденная документально, подлежит декларированию в разделе 7 первичной декларации за текущий налоговый период, в течение которого закончился 180-дневный срок.

Суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2010 по делу N А40-177175/09-13-1525 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в
законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи:

П.В.РУМЯНЦЕВ

Т.Т.МАРКОВА