Решения и постановления судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 N 09АП-12235/2010-АК по делу N А40-125141/09-90-811 Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче ими в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, относится для целей налогообложения к коммерческой деятельности бюджетных учреждений и влечет возникновение у них обязанности уплачивать налог на прибыль с доходов, полученных от сдачи в аренду федерального имущества, переданного им в оперативное управление.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2010 г. N 09АП-12235/2010-АК

Дело N А40-125141/09-90-811

резолютивная часть постановления оглашена 10.06.2010

постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Т.Т. Марковой,

судей Л.Г. Яковлевой, П.В. Румянцева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский Авиационный Институт (государственный технический университет)“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2010

по делу N А40-125141/09-90-811, принятое судьей И.О. Петровым

по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский Авиационный Институт (государственный технический университет)“

к Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве

о признании недействительным решения (частично);

при участии в судебном
заседании:

от заявителя - Чернов В.А. по доверенности от 14.05.2010;

от заинтересованного лица - Савенков В.И. по доверенности N 2 от 11.01.2010;

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2010 признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве от 24.04.2009 N 02-02/75 в части доначисления недоимки по налогу на прибыль, пени и штрафа по эпизоду, связанному с ООО “Интегро“, а также в части доначисления пени и штрафа в части эпизода, связанного со сдачей в аренду имущества в 2006 - 2007.

В остальной части в удовлетворении заявленных Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Московский Авиационный Институт (государственный технический университет)“ требований о признании недействительным названного решения инспекции в части обязывающей заявителя уплатить налог на прибыль в размере 882.858 руб. за 2006 и 1.655.976 руб. за 2007, отказано.

Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования в данной части удовлетворить.

Инспекцией представлен отзыв, представитель в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей инспекции и заявителя, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит исходя из следующего.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 имеет N 10-П, а не 10-Н.

Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 22.06.2009 N 10-Н “По делу о проверке конституционности пункта 4 ч. 2 ст. 250, ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (Государственный технологический университет) установлено, что в силу приведенных законоположений участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче ими в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, относится для целей налогообложения к коммерческой деятельности бюджетных учреждений и влечет возникновение у них дохода от иных источников. Бюджетный кодекс Российской Федерации, квалифицируя средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, как доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признает их неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 3 ст. 41, абз. 2 ст. 42 БК РФ), что также свидетельствует об обязанности бюджетного учреждения произвести уплату налога на прибыль организаций с соответствующих доходов.

Таким образом, положениями п. 4 ч. 2 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов от сдачи имущества в аренду, и абз. 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, признаются неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, фактически введено налогообложение налогом на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи
в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества.

Взимание налога на прибыль организаций при предоставлении публичного имущества в аренду обусловлено тем, что при этом появляется объект налогообложения, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Освобождение таких операций от налогообложения должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами экономической нейтральности налогов и признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В тех случаях, когда законодатель имеет намерение вывести из-под налогообложения те или иные субъекты либо объекты, он прямо на это указывает, что, однако, в настоящее время не относится к государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования.

Положения п. 4 ч. 2 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в той части, в какой они предполагают включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества и возникновение для этих учреждений обязанности по уплате налога на прибыль организаций с указанных доходов, - признать не противоречащими Конституции Российской Федерации. Также установлен особый порядок исполнения своего решения. Принимая во внимание, что само по себе возложение на государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи государственного имущества в аренду не противоречит Конституции Российской Федерации, государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования впредь до внесения в законодательство необходимых изменений не освобождаются от обязанности его уплаты в порядке, определяемом на данный
момент с учетом разъяснений, содержащихся в правовых актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по вопросам применения законодательства о соответствующем налоге.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичного спора по заявлению Государственного научного учреждения “Всероссийский научно-исследовательский институт жиров“ Российской академии сельскохозяйственных наук, в том числе со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2009 N 10-П установлено, что инспекция начислила учреждению налог на прибыль правомерно (Постановление ВАС РФ от 22.09.2009 N 5080/09).

Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена также в Определении от 05.11.2009 N ВАС-10337/09 и указано, что бюджетные организации обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов, полученных от сдачи в аренду федерального имущества, переданного им в оперативное управление.

С учетом указанного, оснований для иного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2010 по делу N А40-125141/09-90-811 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский Авиационный Институт (государственный технический университет)“ государственную пошлину в доход федерального бюджета 1.000 руб. по апелляционной жалобе.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий

Т.Т.МАРКОВА

Судьи

Л.Г.ЯКОВЛЕВА

П.В.РУМЯНЦЕВ