Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 N 09АП-8591/2009-АК по делу N А40-87644/08-129-457 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС удовлетворено, так как заявителем представлены доказательства обоснованности применения налоговой ставки 18 процентов к услугам по организации перевозки груза, не прошедшего процедуру таможенного оформления на станции отправления.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2010 г. N 09АП-8591/2009-АК

Дело N А40-87644/08-129-457

Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2010

Полный текст постановления изготовлен 07.06.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи М.С. Сафроновой,

судей П.В. Румянцева, Т.Т. Марковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Нефтегазовая компания “РуссНефть“ на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2010 по делу N А40-87644/08-129-457, принятое судьей Фатеевой Н.В.

по заявлению ОАО “Нефтегазовая компания “РуссНефть“ к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения от 18.09.2008 N 52-13-14/772 в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Загайнова Т.С. по дов.
N Д-354 от 25.12.2009

от заинтересованного лица - Зверев Е.А. по дов. N 207 от 07.09.2009,

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2010 ОАО “Нефтегазовая компания “РуссНефть“ (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган, инспекция) от 18.09.2008 N 52-13-14/772 в части.

Общество не согласилось с решением суда, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на необоснованность выводов суда, их несоответствие фактическим обстоятельствам дела и закону.

Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов инспекции, их несоответствие фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании налогоплательщик доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд ее удовлетворить.

Налоговый орган возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда соответствующим материалам дела и закону.

Законность и обоснованность решения суда проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения по ней, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим изменению, а апелляционную жалобу - удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в налоговый орган обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за ноябрь 2007 г., по результатам камеральной налоговой проверки которой инспекцией вынесено решение от 18.09.2008 N 52-13-14/772 о возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению.

Налогоплательщик обжаловал решение инспекции в части отказа в возмещении НДС в сумме 26 957 243 руб.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял во внимание
состоявшиеся судебные акты по делу N А40-53901/08-75-184 по заявлению общества о признании недействительным решения инспекции, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации по НДС за этот же налоговый период.

Общество обжалует решение суда в части отказа в признании недействительным решения инспекции в возмещении НДС в части суммы 26 884 48,58 руб. - по услугам, приобретенным у ОАО “АК “Транснефть“ по счету-фактуре от 31.07.2007 N 07/17/08249 и услугам, оказанным ООО ТЭК “Евротранс“.

Арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции необоснованно признал правомерным отказ в возмещении НДС в этой сумме.

Относительно применения налоговых вычетов по НДС, уплаченному ОАО “АК “Транснефть“.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении вычета по счету-фактуре ОАО “АК “Транснефть“ от 31.07.2007 N 07/17/08249 в сумме 4 600,64 руб. основано на выводе о том, что обеспечение транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии непосредственно связано с услугой по транспортировке нефти на экспорт, в связи с чем на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ вознаграждение за такое обеспечение должно облагаться так же как и сама услуга - по ставке 0%, поэтому оснований для возмещения уплаченного ОАО “АК “Транснефть“ налога не имеется.

Как следует из материалов дела, обществом заключен договор с ОАО “АК “Транснефть“ от 20.12.2006 N 0007290 (т. 10, л.д. 65-), в соответствии с которым ОАО “АК “Транснефть“ обязалась оказать заявителю услуги по транспортировке принадлежащей ему на праве собственности нефти по системе магистральных нефтепроводов РФ (п. 1.1 договора) а также в качестве агента совершать за вознаграждение в порядке и на
условиях, определенных договором, от своего имени, но за счет заявителя юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти заявителя трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Казахстан (п. 1.2).

Таким образом, обоснован довод заявителя о том, что данный договор носит характер смешанного - содержит в себе элементы договора на оказание услуг по транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации и элементы агентского договора по обеспечению транспортировки по территории государств-участников СНГ.

Счет-фактура от 31.07.2007 N 07/17/08249, отказ в вычете по которому оспаривает общество, выставлен на оплату агентского вознаграждения за обеспечение транспортировки по территории республики Казахстан за июль 2007 г. по данному договору.

В соответствии с п. 2.4.2. договора в части отношений по агентированию ОАО “АК “Транснефть“ заключает от своего имени договоры с трубопроводными организациями Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан об оказании услуг по транспортировке нефти за пределами РФ за счет ОАО НК “РуссНефть“, которое оплачивает агенту вознаграждение за совершение соответствующих юридических действий.

Как усматривается из отчета агента за июль 2007 г. и указанных в них маршрутных поручений, ОАО “АК “Транснефть“ оказало услуги по транспортировке нефти по маршруту между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации: ОАО “Мохтикнефть“ Медведово - ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ г. Орск ЗАО “Соболиное“ Соболиное - ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ г. Орск ЗАО “Томская нефть“ Лугинецкое - ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ г. Орск ООО “Столбовое“ Раскино - ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ г. Орск ООО “Дуклинское“ Раскино - ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ г. Орск ООО “Грушевое“ Раскино - ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ г. Орск ООО “Федюшкинское“ Игольское - ОАО “Орскнефтеоргсинтез“ г. Орск.

В суде апелляционной инстанции налогоплательщик доказывал направление нефти по спорной счет-фактуре на нефтеперерабатывающий завод,
расположенный в РФ. Этот довод налогоплательщика соответствует содержанию представленных им маршрутных поручений, а также условиям договора, которыми предусматривалась транспортировка ОАО “АК “Транснефть“ нефти в том числе на НПЗ России (п. 2.1.13 договора, т. 10, л.д. 67).

При движении между указанными маршрутами нефть транзитом транспортировалась через территорию Республики Казахстан, по которой ОАО “АК “Транснефть“ обеспечило оказание услуги по транспортировке нефти.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод заявителя о том, что нефть, транспортированная между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации не является экспортируемой, а услуга по обеспечению ее транспортировки через территорию Республики Казахстан транзитом должна облагаться НДС по ставке 18 процентов как не связанная непосредственно с экспортируемым товаром и носящая характер хозяйственной операции, совершаемой на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Транспортировка между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, является услугой, оказанной на территории РФ и не связанной с экспортом. Соответственно, посредническая услуга по организации такой перевозки с экспортом также не связана. Пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ к услугам, оказанным в отношении товара, не подлежащего реализации на экспорт, не применяется.

Таким образом, обоснован довод заявителя о том, что вычет заявлен по услугам, которые оказаны на территории РФ в отношении товара, реализованного на территории Российской Федерации.

Относительно применения налоговых вычетов по НДС, уплаченному ООО “ТЭК “Евротранс“ в
сумме 26 879 886,94 руб.

Как установлено материалами дела, между заявителем и ООО “ТЭК “Евротранс“ заключен договор транспортной экспедиции от 30.03.2006 N 33960-10/36-283, в соответствии с п. 1 которого ООО “ТЭК “Евротранс“ обязуется по заявке общества выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой всех грузов заявителя железнодорожным транспортом по территории РФ, в межгосударственном сообщении и на экспорт.

ООО “ТЭК “Евротранс“ выставило в адрес общества счета-фактуры от 31.07.2007 N 1391, от 31.07.2007 N 1394, от 31.08.2007 N 1550, от 31.08.2007 N 1564 с указанием налоговой ставки 18 процентов. Данные счета-фактуры выставлены за услуги по организации выполнения услуг, связанных с перевозкой нефтепродуктов на экспорт по территории РФ в собственных (арендованных) вагонах и в вагонах парка ОАО “РЖД“ в июле, августе 2007 г.

Как правильно указывает суд первой инстанции, по железнодорожным накладным перевозка товара осуществлялась до морских портов.

Отказывая налогоплательщику в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что перевозка товара осуществлялась в отношении нефтепродуктов, помещенных под таможенный режим экспорта - дате выставления счетов-фактур и составления актов приема-передачи оказанных услуг предшествовало составление временной таможенной декларации; еще при оформлении железнодорожных накладных было известно, что по ним будет производиться перевозка экспортируемых товаров, оснований для исчисления НДС по совершенным операциям по налоговой ставке 18 процентов не имелось.

Выводы суда первой инстанции не соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной применительно к аналогичным операциям в Постановлении от 20.04.2010 N 17977/09.

Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, предусматривающие применение налоговой ставки 0 процентов, распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке
или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, при условии, что на момент их оказания перевозимый (транспортируемый) товар находится под таможенным контролем в связи с помещением его под таможенный режим экспорта.

Налогообложение указанных работ (услуг) осуществляется в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, указанных в пункте 4 статьи 165 Кодекса.

В силу подпункта 4 пункта 4 статьи 165 Кодекса помимо контракта на оказание услуг, связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от покупателя услуг лицу, оказавшему соответствующие услуги, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов необходимо представление копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Отсутствие на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах отметки таможенного органа о вывозе товара за пределы таможенной территории Российской Федерации является основанием для отказа лицу, оказавшему услуги, связанные с реализацией экспортируемого товара, в применении налоговой ставки 0 процентов.

Кодекс обуславливает применение налоговых ставок 0 процентов или 18 процентов не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанных с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0 процентов надлежаще оформленными документами, что влечет необходимость применения к таким правоотношениям актов Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) как уполномоченного органа по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела.

Отметки таможенных органов проставляются на транспортных, товаросопроводительных и иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы
таможенной территории Российской Федерации, в зависимости от мест декларирования товаров и способа их вывоза.

Таможенное оформление товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в морские порты для их дальнейшей международной перевозки морским транспортом осуществляется в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной Приказом ФТС России от 16.09.2004 N 50, в случае декларирования таких товаров таможенным органом, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция отправления.

В отношении товаров, классифицируемым в товарных позициях 2709 и 2710 (нефть, нефтепродукты), Приказом ФТС России от 24.08.2006 N 800 “О местах декларирования отдельных видов товаров“ изменены места декларирования этих товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на экспорт, в частности, морским транспортом. Декларирование названных товаров производится таможенными постами, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морские суда, убывающие с таможенной территории.

Нефть и нефтепродукты, вывозимые из Российской Федерации морским транспортом и доставляемые до железнодорожной станции железнодорожным транспортом, не рассматриваются таможенными органами в качестве товаров, находящихся под таможенным контролем до их предъявления к таможенному контролю посту, в регионе деятельности которого осуществляется погрузка товаров на морское судно.

Таможенные органы на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, касающихся перевозки товаров по территории Российской Федерации, до прибытия товара в место таможенного контроля отметок не проставляют. После предъявления товаров для таможенного контроля отметки проставляются лишь на судовых документах, поскольку товары вывозятся из Российской Федерации морским транспортом.

Указанное означает, что таможенный контроль осуществляется после оказания услуги перевозки железнодорожным транспортом.

Общество указывает на отсутствие документов, относящихся к перевозке железнодорожным транспортом, в котором имелись бы отметки (штампы, печати) таможенного органа
и налоговым органом такие документы не выявлены.

Поскольку в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов необходимо представить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории, оформляемые с учетом указанных особенностей, ООО “ТЭК “Евротранс“ не располагало и не могло располагать указанными в подпункте 4 пункта 1 и подпункте 4 пункта 4 статьи 165 Кодекса документами и поэтому не вправе претендовать на применение указанной налоговой ставки, в силу чего оно обоснованно указало в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.

Согласно разъяснениям ФТС России и Минфина России, данным в письме от 17.02.2009 N 03-07-15/20 в случае перевозки нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в непрямом смешанном сообщении с использованием железнодорожного и морского транспорта, нефть и нефтепродукты, перевозимые по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом до российских морских припортовых терминалов с целью последующего вывоза морским транспортом за пределы территории Российской Федерации, не рассматриваются как товары, помещенные под таможенный режим экспорта, до момента их предъявления таможенному органу, в котором осуществляется декларирование таких товаров в соответствии с Приказом ФТС России от 24.08.2006 N 800.

Правомерен довод заявителя о том, что дата оформления временной таможенной декларации без помещения конкретного товара (вагона) под таможенный контроль на железнодорожной станции отправления не может свидетельствовать о факте экспорта именно этого, конкретного товара. Экспорт товара (нефти и нефтепродуктов), помещение товара под таможенный режим экспорта, осуществляется исключительно в порту (в пограничной таможне).

ООО ТЭК “Евротранс“ оказало услуги в отношении товара, не помещенного под таможенный режим экспорта, что подтверждается отсутствием штампов о выпуске на железнодорожных накладных и ссылок в них на ВГТД.

Общество не может передать
ООО “ТЭК “Евротранс“ товаросопроводительные документы (железнодорожные накладные) с отметкой таможенных органов, подтверждающей вывоз товара, в отношении которого ООО “ТЭК “Евротранс“ оказаны услуги, за пределы территории РФ.

При таких обстоятельствах ООО “ТЭК “Евротранс“ правомерно в соответствии с условиями договора и налоговым законодательством выставило заявителю счета-фактуры с налоговой ставкой 18%.

Таким образом, ООО “ТЭК“ Евротранс“ правомерно применило налоговую ставку 18% к услугам по организации перевозки груза, не прошедшего процедуру таможенного оформления на станции отправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.02.2010 по делу N А40-87644/08-129-457 изменить.

Отменить решение суда в части отказа ОАО “НК “РуссНефть“ в удовлетворении требований о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 18.09.2008 N 52-13-14/772 в части отказа в возмещении НДС в сумме 26 884 48, 58 руб.

Признать недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 18.09.2008 N 52-13-14/772 в части отказа в возмещении НДС в сумме 26 884 48, 58 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья

М.С.САФРОНОВА

Судьи

Т.Т.МАРКОВА

П.В.РУМЯНЦЕВ