Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 N 09АП-7971/2010-АК по делу N А40-118204/09-20-996 Заявление о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате ЕСН, налога на имущество и транспортного налога организаций, удовлетворено правомерно, так как наличие у заявителя переплат по указанным налогам подтверждено.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2010 г. N 09АП-7971/2010-АК

Дело N А40-118204/09-20-996

Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12.05.2010 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи П.В. Румянцева,

Судей Л.Г. Яковлевой, Т.Т. Марковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2010 года

по делу N А40-118204/09-20-996, принятое судьей Бедрацкой А.В.,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Аккорд-Инвест“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве

третье лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 40 по

Республике Башкортостан

о признании
незаконным бездействия и об обязании возвратить излишне уплаченные налоги (взносы),

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Абунагимова В.Ф. дов. N 225/м от 03.12.2009.

Любезнова В.В. дов. N 264/м от 02.02.2010;

от заинтересованного лица - Горячилина И.О. дов. N б/н от 28.07.2009;

от третьего лица - не явился, извещен.

установил:

ООО “Аккорд-Инвест“ (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением в арбитражный суд (с учетом уточнения заявленных требований) к Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате сумм налогов в размере 408 675,22 руб., обязании возвратить излишне уплаченные налоги: налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ (КБК 18210101012021000110) в сумме 191 015 руб., ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ (КБК 18210201020071000110) в сумме 21 302,96 руб., ЕСН, зачисляемый в ФФОМС (КБК 18210201030081000110) в сумме 12 778,83 руб., ЕСН, зачисляемый в ТФОМС (КБК 18210201040091000110) в сумме 19 283,45 руб., страховые взносы на ОПС (страховая часть) (КБК 18210202010061000160) в сумме 120 802,17 руб., страховые взносы на ОПС (накопительная часть) (КБК 18210202020061000160) в сумме 43 487,50 руб., налог на имущество организаций (КБК 18210602010021000110) в сумме 2,42 руб., транспортный налог организаций (КБК 18210604011021000110) в сумме 2,89 руб., всего 408 675,22 руб.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2010 требования ООО “Аккорд-Инвест“ удовлетворены в части.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда
первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель третьего лица, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156, 266, части 5 статьи 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда в обжалуемой части, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.

Как видно из материалов дела, общество обратилось по месту постановки на налоговый учет в Межрайонную инспекцию ФНС России N 50 по г. Москве с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов в сумме 487 799,27 руб. По состоянию на дату подачи заявления суммы переплат по налогам не возвращены.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что 16.09.2008 г. филиал ООО “Аккорд - Инвест“ в г. Уфе снят с налогового учета в ИФНС России по Ленинскому р-ну г. Уфы, в связи со сменой адреса структурного подразделения. При снятии с налогового учета подписан акт сверки по налогам и сборам N 4993 от 18.09.2008. Передача остатков (переплат) Инспекцией ФНС России по Ленинскому р-ну г. Уфе по налогам и сборам была ошибочно осуществлена в ИФНС России N 4 по г. Москве (119048, г. Москва, ул. Доватора, д. 12, корп. 2, стр. 5) информационным письмом N 12-03/01937 ДСП от 27.09.2008 г., поскольку ООО “Аккорд - Инвест“ не состоит на налоговом учете в ИФНС России N
4 по г. Москве.

Заявитель неоднократно обращался в ИФНС России N 4 по г. Москве, вместе с тем, действий по отнесению данных сумм к конкретному налогоплательщику сотрудниками налогового органа не предпринималось и документы в инспекцию не пересылались, ответы на письменные обращения заявителя должностными лицами ИФНС России N 4 по г. Москве не предоставлялись.

27 марта 2009 года в инспекции зарегистрировано заявление общества о возврате налогов.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Между тем, указанные в письме от 26.03.2009 N 4-11/74 излишне уплаченные налоги не поступили на расчетный счет заявителя, также не был получен отказ в возврате налогов.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение налогового органа является незаконным, а суд первой инстанции правомерно удовлетворил в части заявленные обществом требования.

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что заявителем пропущен 3-х летний срок для возврата излишне уплаченного налога.

Данный довод судом не принимается по следующим обстоятельствам.

Судом первой инстанции установлено, что ООО “Аккорд-Инвест“ платежными поручениями N 306, 307 уплатил 28.04.2006 г. налог на прибыль и согласно представленной налоговым органом КРСБ налогоплательщика за 2005 - 2008 года иных платежей по налогу на прибыль не было. Таким образом, представленное 27.03.2009 в инспекцию заявление налогоплательщика о возврате налогов не нарушает установленного ст. 78 НК РФ 3-летнего срока для возврата излишне уплаченного налога.

По утверждению налогового органа заявителем пропущен срок для обращения в суд за
защитой своих прав.

Данный довод судом не принимается в связи с тем, что имело место бездействие налогового органа после обращения 27.03.2009 ООО “Аккорд-Инвест“ за возвратом налогов, выразившееся в том, что инспекция не произвела возврат налога и не давала ответа до 20.11.2009 г., о котором заявитель узнал только в ходе судебного заседания; более того, инспекцией добровольно исполнена часть требований (по ЕСН, транспортный налог). На основании изложенного, срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав (нарушение которых продолжалось и после обращения в суд) нельзя считать истекшим.

Налоговый орган в апелляционной жалобе утверждает, что суд не мог вынести решение о возврате страховых взносов, в связи с тем, что Письмом ФНС от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@ установлено, что возврат страховых взносов производится только после согласования с Пенсионным фондом.

Данный довод судом не принимается по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 20 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.“ Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам.

Администратор доходов бюджета согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В числе бюджетных полномочий
администратора доходов бюджета, определенных п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, а также уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлении уведомления в орган Федерального казначейства.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Также, налоговые органы, являющиеся администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд РФ (согласно Приложению N 8 к Приказу Минфина России от 24.08.2007 N 74н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“) вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Кодекса, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Исходя из изложенного, в 2009 году налоговый орган имел полномочия и обязан был вернуть по заявлению заявителя излишне уплаченные страховые взносы.

Ссылка инспекции в качестве основания для отказа в возврате на Письмо Федеральной налоговой службы от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@ “О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование“ судом не принимается, так как оно не соответствует статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем признано недействующим (Решение ВАС РФ от 19.03.2010 по делу N ВАС-9507/09).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2010 по делу N А40-118204/09-20-996 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий

П.В.РУМЯНЦЕВ

Судьи

Т.Т.МАРКОВА

Л.Г.ЯКОВЛЕВА