Решения и постановления судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 N 09АП-4901/2010-АК по делу N А40-146645/09-84-1064 В удовлетворении требований о признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка, а также об обязании подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи отказано правомерно, поскольку заявитель представил уполномоченному органу неполный комплект документов и последним вопрос предоставления в собственность указанного земельного участка по существу не рассматривался.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2010 г. N 09АП-4901/2010-АК

Дело N А40-146645/09-84-1064

Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2010

Постановление в полном объеме изготовлено 05.04.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Захарова С.Л.,

Судей Свиридова В.А., Гончарова В.Я.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Ромашкина М.В.

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2010 по делу N А40-146645/09-84-1064, судьи Бородули Т.С.,

по заявлению ИП Ромашкина М.В.

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) Управление Роснедвижимости по г. Москве

о признании незаконным отказа и обязании

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: 1) Маслюкова Е.И. по дов. от
29.12.2009 уд. N 609;

от третьих лиц: 1) Ильина Л.В. по дов. от 07.09.2009 уд. N 355; 2) не явился, извещен

установил:

ИП Ромашкин М.В. обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованиями о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 06.08.2009 N 33-62/9 о предоставлении в собственность Ромашкина М.В. земельного участка площадью 237 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 15, кадастровый номер 77:03:0003013:44 и обязании Департамент устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки и направления в адрес Ромашкина М.В. проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 237 кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу.

Решением от 18.01.2010 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд, со ссылкой на Постановление Правительства г. Москвы N 643-ПП от 30.06.2009, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявителем был подан неполный комплект документов и Департаментом вопрос предоставления в собственность Ромашкина М.В. земельного участка по существу не рассматривался.

Не согласившись с данным решением, ИП Ромашкин М.В. в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом автор жалобы указывает на то, что отказ Департамента в приеме документов в режиме “одного окна“ на приобретение в собственность земельного участка, фактически является отказом в выкупе земельного участка.

В отзыве на апелляционную жалобу, представитель третьего лица - Управление Росреестра по Москве, являясь правопреемником Управления Роснедвижимости по Москве и УФРС по Москве, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, при этом указывает, что границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003013:44 налагаются на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003013:112 полностью.

Представитель
заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились. Располагая доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы. Ссылается на тот факт, что был осуществлен не отказ в предоставлении участка в собственность, а отказ в принятии документов в режиме “одного окна“ для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка.

В судебном заседании представитель Правительства Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы. Полностью поддержал правовую позицию представителя ответчика.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения ответчика и третьего лица - Правительства Москвы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Как усматривается из материалов дела, заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением от 06.08.2009 о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимся в собственности зданием, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Семеновская, дом 15, приложив к указанному заявлению документы, указанные в приложении.

Ответчиком было вынесено решение, оформленное письмом от 06.08.2009 N 33-62/9, содержащее сведения об
отказе в приеме указанного выше заявления со ссылками на тот факт, что к заявлению не приложен полный пакет документов, определенных Постановлением Правительства Москвы N 643-ПП от 30.06.2009.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 и ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с Приложением к Приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 “Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав
на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения“ к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7)
копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Необходимость предоставления кадастрового паспорта земельного участка также предусмотрена “Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме “одного окна“, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП “Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год“.

Порядок подачи заявления и выдачи документов в режиме “одного окна“ определяется Постановлением Правительства Москвы от 30.05.2006 N 352-ПП “О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме “одного окна“.

Согласно п. 3.2.1 Постановления при приеме документов сотрудники службы “одного окна“ обязаны проверить правильность оформления заявления, комплектность представляемых заявителем документов, необходимых для выдачи запрашиваемого документа. В случае несоответствия либо отсутствия необходимых документов заявление не принимается.

В силу п. 3.5.2 Постановления причинами отказа в приеме документов у заявителя в службе “одного окна“ является наличие у заявителя неполного комплекта документов, определенного регламентом подготовки запрашиваемого документа.

Как правомерно установлено судом первой инстанции, заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы по вопросу оформления земельного участка в собственность. Однако в приеме документов ему было отказано по причине отсутствия полного пакета документов, в том числе, кадастрового паспорт земельного участка.

Таким образом, вопрос о возможности предоставления земельного участка в собственность Ромашкина М.В. не рассматривался.

Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, отказ в приеме заявления не является отказом в предоставлении земельного участка в собственность. Это не тождественные
документы, поскольку каждый из них является результатом определенных действий.

При этом следует отметить, что с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 ЗК РФ заявитель не обращался.

Что касается доводов апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки законности постановки на кадастровый учет земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:03:0003013:112 и правомерности отказа Управления Росреестра по Москве в выдаче заявителю кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003013:44, то данный довод не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку в рамках данного спора заявителем указанные требования заявлены не были, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовала возможность в рамках данного спора дать оценку правомерности указанным выше действиям.

Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Учитывая изложенное, в отсутствие иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2010 по делу N А40-146645/09-84-1064 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

С.Л.ЗАХАРОВ

Судьи:

В.А.СВИРИДОВ

В.Я.ГОНЧАРОВ