Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А41-27780/09 Требования о расторжении инвестиционно-строительного контракта удовлетворены правомерно, поскольку материалами дела подтверждается существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта, так как изменившееся федеральное законодательство не позволяет перевести находящийся в федеральной собственности земельный участок, на котором планировалось построить объекты недвижимости, из состава лесного фонда.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 г. по делу N А41-27780/09

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2010 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Черниковой Е.В.,

судей Ивановой Л.Н., Минкиной Г.Т.,

при ведении протокола судебного заседания: Дараевой Д.А.,

при участии в заседании:

от истца Администрации муниципального образования “Городской округ Подольск Московской области“ - Митусова Н.А. - представитель по доверенности N 309/1 от 30 декабря 2009 года,

от ответчика Межрегионального Общественного Фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев “Статус“ - Солдатов А.И. - представитель по доверенности N 01/01 от 11 января 2010 года, Корешкова Е.В.
- представитель по доверенности от 07 сентября 2009 года, Семенова С.А. - представитель по доверенности от 01 октября 2009 года,

от третьего лица Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве - Гликман Н.Б. - представитель по доверенности N 10/1247 от 19 марта 2009 года, Личагин К.А. - представитель по доверенности от 11 декабря 2009 года,

от третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Демидова В.С. - представитель N ЮП - 03/40 от 11 января 2010 года

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Общественного Фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев “Статус“ на решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2009 года по делу N А41-27780/09, принятое судьей Белодед С.Ф., по иску Администрация муниципального образования “Городской округ Подольск Московской области“ к Межрегиональному Общественному Фонду содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев “Статус“ о расторжении инвестиционно-строительного контракта N 01/03 от 10 января 2003 года, с участием третьих лиц Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве, Федерального агентства по управлению государственным имуществом,

установил:

администрация муниципального образования “Городской округ Подольск Московской области“ обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Межрегиональному Общественному Фонду содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев “Статус“ (далее по тексту - МО Фонд “Статус“) о расторжении инвестиционно-строительного контракта N 01/03 от 10 января 2003 года, заключенного между Администрацией муниципального образования “Городской округ Подольск Московской области“ и МО Фонд “Статус“ (л.д. 5 - 8 т. 1).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Федеральное агентство
по управлению государственным имуществом (далее по тексту - ФАУГИ) и Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москве.

Решением Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2009 года исковые требования Администрации муниципального образования “Городской округ Подольск Московской области“ удовлетворены (л.д. 10 - 18 т. 3).

Не согласившись с данным судебным актом, МО Фонд “Статус“ обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 24 - 28 т. 3).

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя апелляционной жалобы МО Фонд “Статус“ поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска Администрации МО “Городской округ Подольск“ - отказать.

Представитель Администрации МО “Городской округ Подольск“ возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители третьих лиц Управления лесного хозяйства по Московской области и ФАУГИ возражали против доводов апелляционной жалобы заявителя, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 11 декабря 2002 года Главой города Подольска в целях выделения земельного участка МО Фонд “Статус“ в рамках развития застройки микрорайона “Южный“ было направлено обращение N 1714-34
в адрес Главы Подольского района с просьбой рассмотреть вопрос о передаче городу из земель района участка по улице Филиппова в обмен на участок земли по улице Сергеевская, находящийся в границах города (т. 1 л.д. 89).

На основании указанного обращения Главой города Подольск было дано поручение главному архитектору оформить передачу согласованного земельного участка 6,5 га с Главой Подольского района в районе застройки микрорайона “Южный“ (ул. Филиппова) в порядке обмена на земельный участок площадью 2,0 га с включением его в границы пос. Центральной усадьбы совхоза “Подольский“ (т. 1 л.д. 90).

Генеральным проектировщиком было подготовлено задание на разработку проекта застройки на участке размером 9,6 га, согласованное главным архитектором города и утвержденное Главой города Подольска 10 января 2003 года (т. 1 л.д. 92 - 94). Проведены общественные слушания с участием жителей по размещению строительства жилого комплекса, одобрившие строительство (т. 1 л.д. 99 - 100).

На основании обращения МО Фонд “Статус“, материалов градостроительного заключения по размещению жилых домов в районе ул. Филиппова (просека) и в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации Главой города Подольск было вынесено постановление N 206-П от 11 февраля 2002 года “О предварительном согласовании места размещения объекта жилого квартала в районе ул. Филиппова“.

Данным постановлением было согласовано место размещения жилого квартала в районе ул. Филиппова (просека) на земельном участке площадью 7,7 га для МО Фонд “Статус“. МО Фонд “Статус“ поручено заключить соглашение о сотрудничестве на строительство жилого квартала в районе ул. Филиппова с администрацией города, выполнить проект планировки и застройки жилого квартала в районе ул. Филиппова в соответствии с ТСН ППС-99МО.

Затем, 10 января 2003
года между Администрацией города Подольска и МО Фонд “Статус“ (Застройщик-Инвестор) был заключен инвестиционно-строительный контракт N 01/03 (л.д. 19 - 18 т. 1).

Предметом контракта являлась реализация инвестиционного проекта застройки квартала жилых домов по ул. Филиппова на участке земли площадью 9,6 га, с соответствующим комплексом инженерной инфраструктуры по техническим условиям служб города по адресу: г. Подольск, ул. Филиппова, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

В рамках реализации инвестиционного проекта “Застройщик-Инвестор“ обязывался за счет собственных и (или) привлеченных инвестиций произвести строительство объекта по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Филиппова общей площадью ориентировочно 180 000 кв. м и инфраструктурой общественного назначения общей площадью ориентировочно 40 700 кв. м в рамках проекта.

По соглашению сторон базовое соотношение раздела площадей объекта было установлено сторонами в следующей пропорции: Администрации - 8% общей жилой площади - безвозмездно; нежилые площади - школу на 640 учащихся - безвозмездно; Застройщику-Инвестору - 92% общей жилой площади; 100% общей нежилой площади, исключая площади помещений школы, передаваемой Администрации города, а также, помещений, неразрывно связанных с системой жизнеобеспечения инвестиционного объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, электрощитовые); 100% площади подземных пространств.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2006 г. по делу N А41-К1-6122/06 в пункт 3.1. инвестиционно-строительного контракта были внесены изменения в сроки строительства, согласно которым, первый этап установлен 2003 - 2007 г., второй этап - 2007 - 2009 г. (т. 1 л.д. 50 - 54).

В соответствии с пунктом 5.1.5 контракта Администрация обязалась по заявке “Застройщика-Инвестора“, в 20-дневный срок после получения разрешения на строительство Объекта, обеспечить подписание договора аренды на земельный участок
на период строительства в установленном порядке.

9 апреля 2002 года комиссией, созданной на основании распоряжения Главы Администрации города Подольск составлен и частично подписан акт выбора земельного участка площадью 96 000 кв. м для строительства многоэтажных жилых районов по ул. Филиппова г. Подольск (л.д. 95 - 98 т. 1).

МО Фонд “Статус“ 09 апреля 2003 года от Государственной Санитарно-Эпидемиологической службы Российской Федерации было получено заключение (т. 1 л.д. 108). Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора был выдан акт N 448 от 23 сентября 2005 года об обследовании земельного участка под размещение объекта (т. 1 л.д. 95 - 98). Управлением по благоустройству, транспорту, связи и экологии Администрации города Подольск было выдано заключение N 1123 от 16 декабря 2005 года по выбору земельного участка под размещение жилого комплекса в г. Подольске по ул. Филиппова (т. 1 л.д. 115).

3 ноября 2005 года Главой города Подольск вынесено постановление N 2380-П “О предварительном согласовании выбора земельного участка МО Фонд “Статус“ для строительства многоэтажных жилых домов по ул. Филиппова (просека)“ (т. 1 л.д. 122 - 123).

Указанным постановлением, изданным во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2005 года по делу N А41-К2-6870/05 согласовано место размещения многоэтажных жилых домов, утвержден акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка площадью 9,6 га по ул. Филиппова (просека) на землях поселений городского округа Подольска.

Администрацией города Подольска был согласован проект планировки квартала жилых домов по ул. Филиппова (просека) и землеустроительное дело по межеванию границ земельного участка.

Письмом N 547 от 28 сентября 2005 года руководитель Подольского опытного
межрайонного управления лесного хозяйства на обращение МО Фонд “Статус“ от 23 сентября 2005 N 369, в котором последний просил лесничество согласовать выбор земельного участка, сообщил, что испрашиваемый земельный участок входит в состав лесного фонда квартал 32 выделы 18, 22 Подольского лесничества, и для его использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, необходимо произвести перевод лесных земель в нелесные. Поскольку перевод лесов первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства МО Фонд “Статус“ рекомендовано было обратиться в Агентство лесного хозяйства по Московской области (т. 2 л.д. 124).

23 ноября 2005 года руководитель Отдела Управления Роснедвижимости, Московской области по Подольскому району сообщил руководителю Управления лесного хозяйства, что испрашиваемый МО Фонд “Статус“ земельный участок под застройку квартала жилых домов находится в составе Гослесфонда и для его передачи городу, Администрация должна оформить вывод земельного участка из земель Гослесфонда в соответствии с Лесным кодексом РФ по Постановлению Правительства Российской Федерации, а также из состава земель Подольского района по постановлению Правительства Московской области с изменением его целевого назначения на земли поселений, и только после выполнения всех вышеуказанных. действий и получения всех необходимых актов, Администрация имеет право на межевание и включение земельного участка в земли города (т. 2 л.д. 125).

Управлением Роснедвижимости по г. Подольск отказано МО Фонд “Статус“ в постановке на государственный учет земельного участка общей площадью 9,6 га, расположенного по адресу ул. Филиппова (просека) на том основании, что по указанному местоположению уже поставлены на кадастровый учет два других земельных участка, один из которых общей площадью 8,3 га
за N 50:55:0020237:20 отнесен к землям лесного фонда (т. 1 л.д. 19 - 20).

04 февраля 2009 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 50-50-98/003/2009-241 права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 8,3 га, предназначенный для строительства в соответствии с инвестконтрактом (т. 1 л.д. 27). По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о праве собственности Российской Федерации внесена на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года, в соответствии с которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных обстоятельств пункт 5.1.5 инвестиционного контракта не исполнен обеими сторонами до настоящего времени.

Предъявляя настоящие исковые требования, истец сослался на то, что в связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на большую часть земельного участка (8,3 га из 9,6 га), связанного с исполнением инвестиционного контракта, лишающей орган местного самоуправления возможности дальнейшего распоряжения им, а также в связи с изменением федерального законодательства о статусе земель лесного фонда и порядке их перевода в земли иных категорий, Администрация города Подольска полагает спорный инвестиционный контракт подлежащим расторжению по основаниям, предусмотренным нормами статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что право федеральной собственности на земельный участок по ул. Филиппова, подлежащий передаче под жилищное строительство по инвестиционному контракту, на момент заключения контракта не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Одновременно, нормами статьи 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 г.
“О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 257404 от 04 февраля 2009 года в настоящее время собственником лесного участка, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 83336 кв. м, адрес объекта: участок находится примерно в 30 метрах по направлению юго-восток от ориентира 16-этажный жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, г. Подольск, ул. Филиппова, д. 7, кадастровый номер 50:55:0020237:20 является Российская Федерация (л.д. 27 т. 1).

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своей собственностью.

Свои права в отношении спорного земельного участка Российская Федерация не делегировала муниципальному образованию “Городской округ Подольск“.

В связи с чем Администрация МО “Городской округ Подольск“ в настоящее время не имеет полномочий на реализацию пункта 5.1.5 инвестконтракта по обеспечению подписания договора аренды на земельный участок на период строительства в установленном порядке.

Судом первой инстанции на основе материалов лесоустройства (лесоустроительные планшеты 1980 г., 1990 г., 1999 г.) установлено, что спорный участок относился к землям лесного фонда еще до государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него (т. 1 л.д. 21 - 26).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела спорный земельный участок относился к землям лесного фонда (л.д. 19 - 26 т. 1) (л.д. 44 - 46 т. 1) (л.д. 124 - 130 т. 2). Отнесение спорного земельного участка к лесам первой группы подтверждается
действующим в то время законодательством.

Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года, действовавшего на момент заключения инвестконтракта, было предусмотрено, что весь лесной фонд находится в федеральной собственности.

Из содержания Постановления Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июня 1935 года, Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1960 года “О расширении городской черты, изменении административно-территориального деления г. Москвы и передаче в административно-хозяйственное подчинение Московскому городскому Совету трудящихся территории лесопаркового защитного пояса“, Постановления Совета Министров РСФСР от 20 августа 1960 года N 1300 “Административно-хозяйственные вопросы, связанные с расширением и утверждением границ г. Москвы и лесопаркового защитного пояса“, Указа Президиума ВС РСФСР от 11 ноября 1961 года следует, что лесной фонд на территории Московской области является лесопарковым защитным поясом гор. Москвы.

В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится в том числе: установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и разграничения первой группы по категориям защитности в другую; перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы.

Статья 60 указанного закона предусматривает, что отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что передача лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством. При этом изъятие и перевод лесных земель в другую категорию может быть осуществлен в исключительных случаях для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, ранее действующее законодательство допускало изъятие земель, занятых лесами первой группы, для целей жилищного строительства и такой перевод мог быть проинициирован сторонами контракта и разрешен Правительством Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему ст. ст. 46, 60, 63 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями.

В настоящее время такая возможность утрачена вследствие изменения федерального законодательства, регулирующего порядок перевода лесных земель в нелесные и невозможности распоряжения истцом земельным участком ему не принадлежащим.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ внесены изменения, и статья 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ изложена в следующей редакции “Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами - или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения черты поселения; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов“.

При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что перевод земельного участка по ул. Филиппова (просека) из земель лесного фонда в земли иной категории и присвоение ему разрешенного использования для жилищного строительства в соответствии с действующим законодательством в рассматриваемом случае невозможен.

Как следует из представленных суду доказательств, до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации процедура перевода спорного земельного участка из одной категории в другую сторонами инвестконтракта не соблюдена.

Ссылка ответчика на то, что перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен автоматически - посредством установления городской черты муниципального образования судом отклонен, как основанный на неправильном применении и толковании норм Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“.

Согласно проекту городской черты города Подольск, ранее спорный земельный участок в черту города не входил, поскольку находился в границах Подольского района и был передан в порядке обмена (т. 2 л.д. 121). Данное обстоятельство, не опровергается сторонами, также подтверждается многочисленной перепиской между сторонами и различными службами города, включая Управление лесного хозяйства (л.д. 89 - 91 т. 1).

Границы муниципального образования городской округ Подольск установлены Законом Московской области от 23 ноября 2004 г. N 145/2004-03 “О статусе и границе городского округа Подольск“. В основу определения границ городской черты муниципального образования “Городской округ Подольск“ положены проект городской черты города Подольска, разработанный институтом Генеральных планов в 1980 году; проект уточнения городской черты города Подольска, разработанный Институтом “Гипрокоммунстрой“ в 1993 году; генеральный план города Подольска, разработанный институтом Генпланов и утвержденный Мособлисполкомом 23 ноября 1977 года N 1554/23 и материалы землеотводных дел фактически сложившихся границ землепользователей по результатам инвентаризации и межевания городских земель (л.д. 63 - 72 т. 2, 120 - 131 т. 2).

Из картографического описания границ и схематичного плана следует, что спорный земельный участок находится в черте города Подольск (т. 2 л.д. 123).

Вместе с тем, Закон Московской области не является документом, подтверждающим, что спорный земельный участок перешел в состав городских земель. Изменение границ города не влечет за собой автоматического изменения статуса земель лесного фонда, а доказательств того, что спорный земельный участок в установленном порядке отнесен к землям городских поселений суду не представлено.

Закрепленное в статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации положение о том, что в лесной фонд не входят земли городских и сельских поселений, само по себе не изменяет правового статуса участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений, и может служить только основанием для начала процедуры перевода их в нелесные земли и (или) изъятия из земель лесного фонда.

Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09 января 1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации, а также позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 сентября 2008 года по делу N 16490/2007, установление черты населенного пункта не может влиять на имущественные отношения сторон. Лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Иное толкование приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода (т. 2 л.д. 45 - 53).

Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ не предусматривает возможности, без соблюдения надлежащей правовой процедуры, перевода земель лесного фонда в земли поселений в случае изменения городской черты, а положения статьи 8 данного Закона должны применяться во взаимосвязи с другими его статьями, предусматривающих определенный порядок. подготовки документов, для перевода земель, а также рассмотрения ходатайств о переводе земель.

Вместе с тем в материалы дела не представлены доказательства принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе спорного земельного участка по ул. Филиппова (просека) из земель лесного фонда в нелесные земли.

В ходе судебного разбирательства представители сторон пояснили, что надлежащая правовая процедура перевода земель лесного фонда в земли поселений не соблюдена.

Доводы ответчика о том, что ему не было известно о том, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, являются необоснованными.

Из описания спорного земельного участка, приведенного в акте Управления Ростехнадзора по Московской области N 448 от 23 сентября 2005 года и Заключения Комитета по благоустройству экологии и дорожного хозяйства Администрации города Подольска по выбору (отводу земельного участка) от 30 января 2006 года следует, что земельный участок представляет собой залесенную территорию в основном хвойных пород и со всех сторон граничит с землями Гослесфонда (л.д. 110, 115 т. 1).

Из акта Управления Ростехнадзора по Московской области N 083 от 16 февраля 2006 г., направленного ответчику взамен акта N 448 от 23 сентября 2005 года следует, что земельный участок, выделяемый под строительство многоэтажных жилых домов площадью 9,6 га, входит в состав земель лесного фонда 32 квартала, выделы 18, 22 Подольского управления лесного хозяйства (л.д. 130 - 131 т. 2).

Письмом от 28 сентября 2005 года N 547 руководителя Подольского опытного межрайонного управления лесного хозяйства было отказано МО Фонд “Статус“ в согласовании акта выбора земельного участка по тем основаниям, что земельный участок входит в состав лесного фонда квартал 32 выделы 18, 22 Подольского лесничества и для его использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, необходимо произвести перевод лесных земель в нелесные (л.д. 124 т. 2).

Из обращения N 317 от 23 ноября 2005 года руководителю Подольского опытного межрайонного Управления лесного хозяйства следует, что земельные участки, вошедшие в картографическое описание границы городского округа Подольск (Приложение к Закону МО от 23.11.2004 г. N 145/2004) должны быть учтены при разработке проекта городской черты в составе нового генерального плана развития города Подольска, после чего должна быть осуществлена передача всех вошедших в состав городских земель участков от ПОМУЛХ, осуществлено межевание и изъятие передаваемых земель (т. 1 л.д. 130).

Однако Управление лесного хозяйства никогда не согласовывало ни акт выбора спорного земельного участка, ни землеустроительное дело (л.д. 29 т. 2).

Как следует из представленных суду судебных актов, которыми на Администрацию городского округа Подольск возлагалась обязанность по согласованию и утверждению разрешительной и землеустроительной документации ответчика относительно спорного земельного участка, начиная с 2006 года администрацией приводились доводы о том, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда и все согласования и выдача разрешительной документации относительно этого участка со стороны органа местного самоуправления незаконны.

Таким образом указанные письменные доказательства свидетельствуют, что МО “Фонд “Статус“ было известно, что спорный земельный участок, выделяемый под строительство квартала жилых домов, на момент заключения инвестконтракта являлся лесным, перевод которого должен был быть осуществлен в порядке, установленном действующим на тот период законодательством.

Кроме того, судом установлено, что генеральный план городского округа Подольск до настоящего времени не утвержден, процедура межевания и изъятия земель лесного фонда в установленном порядке не произведена, границы городского округа Подольск, установленные Законом Московской области 2004 года содержат картографическое описание, на местности не утверждены, до настоящего времени уточняются и согласовываются.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что не исключает, что при уточнении границ муниципального образования на местности спорный земельный участок может быть исключен из границ города как ошибочно, без соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода, включенный в городскую черту.

Указанное заявление представителя истца подтверждается также письмом Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Подольск N 1735 от 24 сентября 2009 года, в котором председатель комитета информирует суд, что в 2008 году разработан проект границ городского округа Подольск, при этом вынос границ города на местность не производился и, как следствие, границы будут уточнены после выполнения данных работ, по итогам выноса границ на местность будет проинициирована процедура внесения изменений в Закон Московской области от 23 ноября 2004 г. “О статусе и границе городского округа Подольск“.

Довод ответчика о том, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-К2-7915/06 и делу N А41-К2-6924/07 (т. 1 л.д. 136 - 141, т. 2 л.д. 84 - 88) установлено, что спорный земельный участок входит в состав городских земель, а, следовательно, данные обстоятельства имеют преюдициальное значение по настоящему делу, не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на нормах арбитражного процессуального законодательства, поскольку состав лиц, участвующих в рассматриваемом деле не тождественен лицам, с участием которых устанавливались данные обстоятельства.

Исходя из предмета и оснований заявленного требования спорные правоотношения подлежат регулированию нормами главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изм“нения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Изменение норм законодательства о статусе земель лесного фонда, о порядке перевода земель лесного фонда истец на момент заключения инвестиционно-строительного контракта N 01/03 от 10 января 2003 г., а также регистрацию права собственности Российской Федерации, не мог предвидеть.

Вследствие возникновения указанных обстоятельств дальнейшее исполнение инвестиционно-строительного контракта N 01/03 от 10 января 2003 г. становится невозможным.

Истец и ответчик одновременно лишились того, на что рассчитывали при заключении инвестиционно-строительного контракта N 01/03 от 10 января 2003 г., в связи с чем дальнейшее его исполнение невозможно.

Незаконное строительство квартала жилых домов на земельном участке лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации, повлечет негативные последствия, ответственность за которые предусмотрена гражданским, административным, и уголовным законодательством.

Довод ответчика о том, что в настоящее время права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок оспариваются в судебном порядке не влияет на существо рассматриваемого спора, поскольку требование по делу N А41-39671/09 заявлено МО Фонд “Статус“ о признании недействительным зарегистрированного права собственности, при этом право собственности ни Администрацией города Подольска, ни Администрацией Подольского района не оспариваются, вступившего в законную силу судебного акта, признающего недействительным права собственности Российской Федерации суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Администрацией МО “Городской округ Подольск Московской области“ требований.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2009 года по делу N А41-27780/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В.ЧЕРНИКОВА

Судьи

Л.Н.ИВАНОВА

Г.Т.МИНКИНА