Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2010 по делу N А60-24329/2010-С9 В удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение срока представления в уполномоченный орган ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг отказано, так как факт совершения правонарушения доказан. Своевременное раскрытие информации является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг и ее нераскрытие влечет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в данной сфере.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2010 г. по делу N А60-24329/2010-С9

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2010 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Н. Подгорновой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Ювелиры Урала“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе

о признании незаконным постановления.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя: Н.В. Афанасьева, представитель, доверенность от 08.02.2010 г., паспорт; А.Р. Нефедов, главный бухгалтер, доверенность от 03.09.2010 г., паспорт;

от заинтересованного лица: И.В. Кривоногова, начальник отдела, доверенность N
27 от 06.09.2010 г., служебное удостоверение; О.В. Береговая, ведущий специалист-эксперт, доверенность N 3 от 11.01.2010 г., служебное удостоверение.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе N 62-10-354/пн от 10.06.2010 г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700000 руб. на основании ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ссылаясь на наличие оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ. О малозначительности допущенного нарушения свидетельствует, по мнению заявителя, факт размещения ежеквартального отчета на сайте предприятия в сети Интернет 12.02.2010 г.

Заинтересованное лицо требования не признало, полагая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. По мнению заинтересованного лица, те обстоятельства, на которые ссылается заявитель не свидетельствуют о малозначительности допущенного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд

установил:

РО ФСФР России в УрФО при проведении мониторинга соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлен факт нарушения ОАО “Ювелиры Урала“ порядка раскрытия указанной информации, а именно обществом в срок до 15.02.2010 г. не представлена в установленном порядке в регистрирующий орган информация в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2009 г.

По данному факту заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, от 28.04.2010 г. N 62-10-307/пр-ап.

По результатам рассмотрения протокола, а также материалов дела об административном правонарушении руководителем РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление N 62-09-354/пн от 10.06.2010 г. о
привлечении ОАО “Ювелиры Урала“ к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700000 руб.

Полагая, что данное постановление является незаконным, ОАО “Ювелиры Урала“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Обязанность эмитента, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих размещение эмиссионных ценных бумаг, обеспечить возможность доступа любым потенциальным владельцам к информации до приобретения ценных бумаг, установлена ст. ст. 23 и 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, согласно которым под раскрытием информации о ценных бумагах понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам, независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ установлено, что открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на
этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежемесячного отчета эмитента ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также требование к порядку раскрытия эмитентом иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам, установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение).

Согласно п.п. “в“ п. 5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Как следует из материалов дела, ОАО “Ювелиры Урала“ создано при приватизации государственного предприятия, план приватизации утвержден и зарегистрирован в установленном порядке.

Во исполнение Положения о коммерциализации государственного предприятия с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 г. N 721 и Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 г., Финансовым управлением администрации Свердловской области 05.05.1993 г. зарегистрирован выпуск акций (государственный регистрационный номер 62-1П-75).

Кроме того, в силу п. 2 Приложения N 1 к Положению о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 г. N 547, регистрация ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций. Указанным планом приватизации предусмотрена возможность отчуждения акций эмитента путем размещения акций путем свободной продажи на чековом аукционе.

27.10.1995 г. Финансовым управлением Правительства Свердловской области был зарегистрирован выпуск ценных бумаг общества, распределяемых среди акционеров общества, в связи с увеличением уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости ранее выпущенных акций (государственный регистрационный номер 62-1-1197); количество акционеров ОАО “Ювелиры Урала“ на момент регистрации данного выпуска составляло более 500.

Таким образом, заявитель, обладая признаками эмитента, определенными п.п. “в“ п. 5.1 Положения о раскрытии информации, несет обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета.

В соответствии с п. 5.6 Положения ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала; ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Пунктом 5.7 Положения установлено, что в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Согласно п. 5.8 Положения не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.

В п. 1.14 Положения установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате
и на электроном носителе, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Соответствие текста документа на электронном носителе представляемому документу на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным уполномоченным лицом эмитента.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 18.06.2009 имеет номер 09-23/пз-н, а не 09-223/пз-н.

Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждены приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 18.06.2009 г. N 09-223/пз-н. Согласно п. 3 данного приказа он вступает в силу с 01.09.2009 г. Отмеченный приказ опубликован в “Российской газете“ 21.08.2009 г.

Как видно из материалов дела и не оспаривается заявителем, предусмотренную п.п. 5.1, 1.14 Положения обязанность ОАО “Ювелиры Урала“ вместо установленного срока до 15.02.2010 г. исполнило в полном объеме только 26.03.2010 г., представив в РО ФСФР России в УрФО на бумажном носителе и на электронном носителе ежеквартальный отчет за 4 квартал 2009 г., а также опубликовав соответствующий бумажному носителю текст документа в сети интернет 18.03.2010 г.

Таким образом, общество представило ежеквартальный отчет по истечении установленного действующим законодательством срока, что свидетельствует о наличии в действиях ОАО “Ювелиры Урала“ наличия события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ,

О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует несовершение им предусмотренных законодательством о рынках ценных бумаг действий, которые общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих принятию своевременных мер по соблюдению соответствующих требований законодательства, заявителем не представлено.

Каких-либо процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом допущено не было.

Срок давности, предусмотренный ст. 4.5
КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не пропущен.

При выборе санкции административным органом учтены все предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства, что подтверждается наложением на общество минимального предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ штрафа.

Учитывая изложенное, суд полагает, что основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.

Довод заявителя о малозначительности правонарушения не может быть принят судом во внимание.

В обоснование своего довода общество ссылается на то, что уже 12.02.2010 г. текст отчета был размещен на сайте предприятия в сети Интернет, а также составлен на бумажном носителе, однако не был принят РО ФСФР России в УрФО, поскольку форма отчета не соответствовала Приказу от 18.06.2009 г. Таким образом, права акционеров на получение информации не были нарушены, что, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“).

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Отсутствие со стороны заявителя своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение
обязанности, предусмотренной п.п. 5.1, 1.14 Положения, не позволяет суду оценить допущенное правонарушение как малозначительное.

Между тем, как указано выше, требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждены 18.06.2009 г., опубликованы в “Российской газете“.

Указанные Требования распространяют свое действие уже на отчет за 3 квартал 2009 г., однако заявителю стало о них известно лишь при составлении отчета за 4 квартал в феврале 2010 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...п. 5.6 Приказа...“ имеется в виду “...п. 5.6 Положения...“.

Доказательств же представления отчета в РО ФСФР России в УрФО на бумажном носителе в срок, установленный п. 5.6 Приказа, заявителем не представлено. Копия титульного листа отчета с подписями руководителя и главного бухгалтера, датированными 15.02.2010 г., об этом не свидетельствует.

Кроме того, суд отмечает, что степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

Последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить только в будущем времени, размер последствий непредсказуем, возможно, что последствий не будет вообще, не предоставленная своевременно информация касается неопределенного круга лиц, поэтому данное административное правонарушение не является малозначительным.

Суд также отмечает, что своевременное раскрытие информации является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг и ее нераскрытие и непредставление влечет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и
отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по Финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе N 62-09-354/пн от 10.06.2010 г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700000 руб. на основании ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях открытому акционерному обществу “Ювелиры Урала“ отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ПОДГОРНОВА Г.Н.