Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 N 09АП-27939/2010-АК по делу N А40-102649/10-139-554 Заявление о признании незаконным отказа органа власти в оформлении дополнительного соглашения к договору аренды удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемый отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2010 г. N 09АП-27939/2010-АК

Дело N А40-102649/10-139-554

Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2010

Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Веклича Б.С.

Судей: Пронниковой Е.В., Якутова Э.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2010 по делу N А40-102649/10-139-554,

судьи Корогодова И.В.

по заявлению Транспортно-производственного кооператива “Центровывоз“

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным отказа в продлении договора аренды,

при участии:

от заявителя: Бодрикова Н.В. протокол от 15.05.2006, паспорт <...>;

от заинтересованного лица: Нагорной М.Ю. по доверенности от 15.12.2009 N 33-И-3037/0, удостоверение N 651,

установил:

Решением
Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2010, принятым по данному делу, удовлетворено заявление транспортно-производственного кооператива “Центровывоз“ о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 09.06.2010 N 33-5Т7-315/10-(0)-1 в оформлении Транспортно-производственному кооперативу “Центровывоз“ дополнительного соглашения к договору аренды от 29.01.2009 N М-07-508194.

Суд обязал Департамент земельных ресурсов г. Москвы оформить Транспортно-производственному кооперативу “Центровывоз“ дополнительное соглашение к договору аренды от 29.01.2009 N М-07-508194 для проектирования и строительства без возложения обязанности оплаты 60% кадастровой стоимости земельного участка за первый год аренды.

В обоснование принятого решения суд указал на то, что оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом 09.01.2010 N 33-5Т7-315/10-(0)-1, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

В отзыве на апелляционную жалобы и в судебном заседании, заявитель поддержал решение суда первой инстанции, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. При этом ссылается на нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов Общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При исследовании материалов дела установлено, что ТПК “Центровывоз“ на основании распоряжения Префекта Западного административного округа города Москвы от 18.06.2007 N 686-РП предоставлен земельный участок площадью 1,47 га по адресу: промзона N
37 “Очаково“, пр. N 5320 в качестве компенсации за ранее изъятый земельный участок.

29.01.2009 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ТПК “Центровывоз“ заключен договор аренды N М-07-508194 сроком до 18.06.2010 на период разработки градостроительной документации и акта разрешенного использования земельного участка на строительство автотранспортного предприятия.

Заявителем согласовано место размещения объекта, разработан и получен градостроительный план земельного участка N RU77-176000-000461.

В связи с истечением срока аренды, а также получением градостроительного плана земельного участка 12.04.2010 ТПК “Центровывоз“ обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением по вопросу оформления дополнительного соглашения к договору аренды от 29.01.2009 N М-07-508194 земельного участка для дальнейшего выполнения этапов строительства.

Рассмотрев указанное обращение заявителя, ответчик письмом от 09.06.2010 N 33-5Т7-315/10-(0)-1ТУ отказал заявителю в оформлении документов в связи с отказом ТПК “Центровывоз“ от включения в проект распоряжения Правительства Москвы пункта об изменении цели предоставления земельного участка в договоре аренды от 29.01.2009 N М-07-508194, предусматривающего оплату 60% кадастровой стоимости за первый год аренды.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,
возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал на наличие необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.

Согласно п. 2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании п. 2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.

Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.

Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме “одного окна“, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП (Приложение 1), определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.

В силу п. 2.1 указанного Регламента заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы “одного окна“ Департамента и представляют заявление на подготовку и
выдачу запрашиваемого документа согласно приложению 3, а также необходимый комплект документов согласно приложению 2 к вышеназванному постановлению от 13.03.2007 N 168-ПП.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением Префекта Западного административного округа города Москвы от 18.06.2007 N 686-РП заявителю предоставлен земельный участок в качестве компенсации за ранее изъятый земельный участок.

Из текста распоряжения усматривается, что участок предоставляется на период разработки градостроительной документации и акта разрешенного использования земельного участка для целей строительства автотранспортного предприятия (категория земель: земли населенных пунктов) сроком на три года.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 “О землепользовании и застройке в городе Москве“, действовавшим на момент издания распоряжения Префекта Западного административного округа города Москвы от 18.06.2007 N 686-РП, разрешенное использование земельного участка подтверждается в форме акта разрешенного использования земельного участка или градостроительного плана земельного участка, разрабатываемого и оформляемого уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

В настоящем случае заявителем получен градостроительный план земельного участка N RU77-176000-000461, в соответствии с которым к основным видам разрешенного использования относится автотранспортное предприятие, условно разрешенные виды использования не установлены.

Пунктом 3.1 Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП “О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве“ установлено, что в случае принятия в соответствии со статьей 41 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению арендатора земельного участка решения об изменении цели предоставления земельного участка для проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, содержащихся в градостроительном плане земельного участка (или допустимых параметрах строительства (реконструкции), содержащихся в акте разрешенного использования земельного участка, утвержденном и подлежащем применению
в порядке и сроки, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП), арендная плата устанавливается в сумме ставок согласно приложениям 1 и 3 к настоящему постановлению на срок 1 (один) год с даты государственной регистрации соответствующих изменений в договоре аренды.

По истечении указанного срока арендная плата устанавливается в размере, предусмотренном приложением 1 к настоящему постановлению.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что вид разрешенного использования - автотранспортное предприятие, указанный в градостроительном плане земельного участка, не изменяет цели предоставления земельного участка. Кроме того, распоряжением Префекта Западного административного округа города Москвы от 18.06.2007 N 686-РП установлено, что участок предоставляется в аренду для строительства автотранспортного предприятия.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая наличие в рассматриваемом деле несоответствия оспариваемого решения нормам закона,
повлекших нарушение прав и законных интересов ответчика, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ТПК “Центровывоз“ является обоснованным.

Согласно ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с приведенной нормой суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обоснованно обязал ответчика оформить дополнительное соглашение к договору аренды от 29.01.2009 N М-07-508194 с ТПК “Центровывоз“.

В связи с изложенным, принятое по данному делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Нарушений судом норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2010 по делу N А40-102649/10-139-554 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

Б.С.ВЕКЛИЧ

Судьи:

Э.В.ЯКУТОВ

Е.В.ПРОННИКОВА