Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 N 09АП-24494/2010-ГК по делу N А40-52153/10-40-442 Исковые требования о взыскании суммы задолженности по арендной плате в порядке субсидиарной ответственности удовлетворены правомерно, поскольку в результате ненадлежащего исполнения обязательств по внесению арендной платы у третьего лица образовалась задолженность.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2010 г. N 09АП-24494/2010-ГК

Дело N А40-52153/10-40-442

Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2010 года

Полный текст постановления изготовлен 18.11.2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Савенкова О.В.,

судей Красновой С.В., Сумароковой Т.Я.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Нефедовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2010 года

по делу N А40-52153/10-40-442, принятое судьей Гречишкиным А.А.

по иску Муниципального образования “Город Йошкар-Ола“ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа “Йошкар-Ола“

к Министерству обороны Российской Федерации

третье лицо: Йошкар-Олинская квартирно-эксплуатационная часть района МО РФ

о взыскании 293 609 руб. 02 коп.

при участии представителей:

от истца: не
явился, извещен;

от ответчика: Шаргаева Н.В. по дов. от 20.09.2010;

от третьего лица: не явился, извещен;

установил:

Муниципальное образование “Город Йошкар-Ола“ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа “Город Йошкар-Ола“ обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по арендной плате в порядке субсидиарной ответственности в размере 293.609,02 рублей.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2010 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.08.2010 года.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда не является законным и обоснованным. При вынесении решения суд нарушил нормы процессуального права и неправильно применил нормы материального права. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела.

В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Просил решение от 09.08.2010 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей истца и 3-го лица.

Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между 29.12.2007 года между истцом (арендодателем) и третьи лицом (арендатором) был заключен договор
аренды N 4755, в соответствии с условиями которого истец принял на себя обязательство передать во временное владение и пользование арендатора (третьего лица) - нежилое помещение, расположенное по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, пр. Гагарина, 18, литер А общей площадью 200,8 кв. м, для использования в целях размещения военной прокуратуры, а третье лицо обязалось вносить арендную плату за пользование имуществом не позднее 10 числа месяца, за который производится оплата.

Договор аренды заключен сроком с 01.01.2008 года по 29.12.2008 года.

По смыслу п. 1 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания и сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Согласно п. 2. ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, заключенный на срок менее одного года не требует проведения его обязательной государственной регистрации. Таким образом, договор считается заключенным, вступил в юридическую силу и стал обязательным для сторон со дня его подписания сторонами (п. 1. ст. 433, п. 1 ст. 651 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5.2. Договора, если арендатор продолжает пользоваться объектом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, при этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц.

Согласно пункту 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиями договора аренды и назначению имущества.

Истец обязательства по передаче недвижимого имущества выполнил надлежащим образом. Факт передачи подтверждается подписанным истцом и третьим лицом 29.12.2007 года актом
приема-передачи и не оспаривается арендатором.

В соответствии с условиями договора аренды третье лицо (арендатор) обязалось вносить за временное владение и пользование недвижимым имуществом арендную плату в порядке и сроки, предусмотренные договором аренды.

Договор аренды N 4755 от 29.12.2007 г. устанавливает, что арендатор обязан вносить арендную плату за пользование имуществом не позднее 10 числа месяца, за который производится оплата. Тем самым арендная плата определена в твердой сумме платежей, вносимых периодически, ежемесячно.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства.

Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В результате ненадлежащего исполнения обязательств по оплате арендной платы у третьего лица образовалась задолженность в размере 293 609,02 рублей. Расчет истца судом изучен и признан верным. Доказательств погашения задолженности в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате судебного разбирательства обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Муниципальное образование “Город Йошкар-Ола“ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа “Йошкар-Ола“ (истец по настоящему спору) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к Йошкар-Олинской КЭЧ района МО РФ о взыскании задолженности по арендной плате нежилого помещения по договору аренды N 4755 от 29.12.2007 года в сумме 293 609 руб. 02 коп.

Решением Арбитражного суда Республики
Марий Эл от 12.10.2009 года исковые требования Муниципального образования “Город Йошкар-Ола“ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа “Город Йошкар-Ола“ удовлетворены в полном объеме, с Йошкар-Олинской КЭЧ района МО РФ взыскан долг по арендной плате в размере 293 609,02 руб.

Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.10.2009 года вступило в законную силу. 13.11.2009 года судом был выдан исполнительный лист N АС N 001286643, который был предъявлен КУМИ г. Йошкар-Олы к взысканию в Управление федерального казначейства по РМЭ.

Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл 04.03.2010 года уведомило Истца о неисполнении должником (третье лицо по настоящему делу) требований исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления и о возможности предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к Министерству обороны Российской Федерации (ответчику по настоящему делу).

В силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Истцом, в соответствии со ст. 399 ГК РФ, требование было выполнено и предприняты все меры по взысканию задолженности. Задолженность по арендным платежам не погашена и составляет 293 609,02 руб.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества Государственного учреждения несет субсидиарную ответственность по его
обязательствам в случае недостаточности денежных средств у самого учреждения для исполнения своих обязательств.

Йошкар-Олинская КЭЧ района является юридическим лицом, относится к числу состоящих на бюджетном финансировании государственных учреждений, имущество которого находится в федеральной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений), выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений (пп. 2 п. 3. ст. 158 БК РФ).

В соответствии с Правилами исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 143 от 22.02.2001 (п. 11 Правил), при недостаточности средств на лицевом счете должника - получателя средств федерального бюджета, открытом ему в органах Федерального казначейства, взыскатель вправе в судебном порядке предъявить требования в части неисполненного обязательства к главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник.

Согласно абз. 3 п. 1. Положения о Министерстве обороны Российской (утв. Указом Президента РФ от 16. августа 2004 г. N 1082) в структуру РФ входят службы Министерства обороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и
им равные подразделения, и иные подразделения. Согласно пп. 68 п. 7. указанного Положения Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.

В соответствии с п. 17 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 г. N 75 общее руководство КЭС в Советской Армии и ВМФ осуществляется КЭУ Минобороны СССР. Непосредственные обязанности по руководству КЭС и обеспечению квартирным довольствием воинских частей в районах (гарнизонах) выполняют КЭЧ районов (гарнизонов). Пунктом 11 Положения о Йошкар-Олинской КЭЧ района МО РФ прямо предусмотрено, что финансирование ее хозяйственной деятельности осуществляется Министерством обороны РФ.

Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета направляемых на содержание финансируемого собственником учреждения является Министерство обороны РФ. Российская Федерация, как собственник имущества, в лице Министерства обороны РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника (третьего лица).

Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела. Суд правомерно и обоснованно удовлетворил требование Муниципального образования “Город Йошкар-Ола“ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа “Город Йошкар-Ола“ к субсидиарному ответчику Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате арендной платы в размере 293 609,02 рублей за период с апреля 2008 года по август 2009 года по договору аренды N 4755 от 29.12.2007 года за пользование нежилым помещением.

При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования и не могут являться
основанием к отмене судебного акта.

Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.

Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2010 года по делу N А40-52153/10-40-442 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий - судья

О.В.САВЕНКОВ

Судьи

С.В.КРАСНОВА

Т.Я.СУМАРОКОВА