Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 N 09АП-22579/2010-ГК по делу N А40-29378/10-61-229 В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан, отказано правомерно, так как документы, представленные истцом в суд, не свидетельствуют о том, что он вследствие перевозки отдельных категорий граждан по льготному билету понес расходы, которые подлежали бы возмещению в порядке части 5 статьи 790 ГК РФ.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2010 г. N 09АП-22579/2010-ГК

Дело N А40-29378/10-61-229

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2010 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Банина И.Н.,

Судей: Катунова В.И., Яремчук Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истцов -

ОАО “Рязанское пассажирское автотранспортное предприятие N 3“,

ООО “Пригородные пассажирские перевозки“,

ООО “Международные пассажирские перевозки“

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 05.07.2010 г. по делу N А40-29378/10-61-229

принятое единолично судьей Зверевой О.Н.

по иску ОАО “Рязанское пассажирское автотранспортное предприятие N 3“,

ООО “Пригородные пассажирские перевозки“,

ООО “Международные пассажирские перевозки“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

с участием Рязанской области
в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 4 067 186, 42 руб. убытков

при участии представителей сторон:

от истца - Паршков А.Н. по доверенности от 01.09.2010 г., Дворская Л.Е. по доверенностям от 25.07.2010 г.;

от ответчика - Королева Е.С. по доверенности N 01-06-08/183 от 31.12.2009 г.

установил:

ОАО “Рязанское пассажирское автотранспортное предприятие N 3“, ООО “Пригородные пассажирские перевозки“ и ООО “Международные пассажирские перевозки“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 4 067 186 руб. 42 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2010 г. по делу N А40-29378/10-61-229 в удовлетворении исковых требований отказано.

Истцы не согласились с принятым решением, обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.

Истцы полагают, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель истцов поддержал доводы апелляционной жалобы, представил письменные объяснения.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от третьего лица не поступило.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке, предусмотренном
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются коммерческими транспортным предприятиями, целью и предметом деятельности которых является организация перевозки населения общественным транспортом и получение прибыли.

В 2008 году истцы (а в 2007 году с января по декабрь включительно только ОАО “РПАП N 3“) осуществляли перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого месячного социального проездного билета, в связи с чем, понесли расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определенной расчетным методом.

Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что документы, представленные истцом в суд, не свидетельствуют о том, что он вследствие перевозки отдельных категорий граждан по льготному билету, понес расходы, которые подлежали бы возмещению в порядке части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что судом установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.

Вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации.

Совместное ведение вопросов выражается в возможности каждого из субъектов принимать нормативные правовые акты в этой области, при условии, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не будут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации.

В связи с тем, что с 01.01.2005 г. были отменены льготы Ф.И.О. для отдельных категорий граждан в связи со введением в действие Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), субъекты Российской Федерации приняли свои нормативные правовые акты, которыми устанавливались льготы, в частности по проезду в общественном транспорте для отдельных категорий граждан, а также определялся круг лиц, которым такое право было предоставлено.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Правил представления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. N 802, межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, наличие соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации является обязательным условием предоставления межбюджетного трансферта.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 184-ФЗ имеет дату 06.10.1999, а не 16.10.1999.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 г. N 184-ФЗ 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Таким образом, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры социальной поддержки вышеназванной категории граждан относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Расходное обязательство Рязанской области по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Рязанской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установлено Законом Рязанской области от 10.12.2007 г. N 1704-03 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Рязанской области“.

В соответствии с Законом области N 1704-03 гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Законом установлено, что
Порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определяется Правительством области.

Правительство Российской Федерации в 2007 году Постановлением от 25.12.2006 г. N 802 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 г. N 778) предоставило бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов“ было предусмотрены межбюджетные трансферты бюджетам на обеспечение равной доступности общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации в размере 4 548 286 700 рублей.

Данные обязательства исполнены в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 382-ФЗ “Об исполнении федерального бюджета за 2008 год“.

Порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Рязанской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области был установлен Постановлением Правительства Рязанской области от 15 июня 2006 года N 151 (в редакции Постановлений Правительства Рязанской области от 20.12.2006 г. N 325 и от 03.03.2008 г. N 51).

В соответствии с Порядком предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Рязанской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии
с законодательством Российской Федерации и Рязанской области, источником оплаты расходов перевозчикам по перевозке федеральных льготников в объеме большем, чем поступило из федерального бюджета, является бюджет Рязанской области.

Управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области, а позднее министерство транспорта, связи и информационных технологий Рязанской области, в соответствии с заключенными договорами и Порядком, установленным вышеуказанным постановлением Правительства Рязанской области распределяло полученную от Финансово-казначейского управления Рязанской области общую сумму финансовых средств для компенсации перевозчикам расходов за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом от проезда по именным социальным талонам-билетам граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.

Таким образом, бездействие Российской Федерации, выразившееся в неисполнении обязанности по возмещению транспортной организации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, отсутствует.

Поэтому, с учетом указанных нормативных актов и фактических обстоятельств дела, иск, предъявленный на основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 г. N 2992/09, предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально обоснован истцом.

Расчет убытков истцов необоснован.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ рассматриваемые убытки должны взыскиваться только в случае их обоснованности по существу.

В соответствии с неоднократно высказанной позицией ВАС РФ по аналогичным делам расчетный метод определения убытков возможен лишь при отсутствии утвержденных методики/порядка возмещения расходов, затрат транспортных организаций.

Истцы в иске определили убытки из расчета 20
поездок на одного льготника на основании Инструкции Госкомстата РФ от 31.10.2002 N 207 г., которая не является нормативным правовым актом, не применима для финансовых расчетов, а используется в целях статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта.

Истцы не доказали объем убытков согласно произвольному расчету первичными документами.

Напротив, в материалы дела представлены первичные документы, свидетельствующие об отсутствии задолженности.

В соответствии с пунктом 6 Порядка N 151 перевозчики заключают договоры об организации транспортного обслуживания и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан с управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области. В соответствии с разделом 3 указанных договоров транспортные организации ежемесячно представляют в материалы дела акты выполненных работ.

В соответствии с п. 7 Порядка N 151, перевозчики в течение первой декады месяца, на который были проданы талоны-билеты, оформляют ведомости и отчеты на каждую категорию граждан-льготников о количестве проданных талонов-билетов и полученных доходах от их продажи, размерах компенсации расходов и представляют их в управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области.

Аналогичное обязательство транспортных организациях содержится и заключенных договорах.

В соответствии с пунктом 9 Порядка N 151 Управление труда и дорожного хозяйства Рязанской области осуществляет перечисление финансовых средств перевозчикам в соответствии с заключенными договорами.

Аналогичные положения содержатся в заключенных договорах возмещения затрат от 19.12.2005 г. и договоре N 291, действовавшем с 03.07.2006 г.

Однако произведенный истцом расчет убытков не соответствует ежемесячным сводным расчетам по возмещению расходов, утвержденным Управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области и актам выполненных работ подписанных истцами и представленными в материалы дела. Согласно указанным первичным документам задолженность перед истцами отсутствуют в полном объеме.

При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что при
принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2010 г. по делу N А40-29378/10-61-229.

Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2010 г. по делу N А40-29378/10-61-229 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО “Рязанское пассажирское автотранспортное предприятие N 3“, ООО “Пригородные пассажирские перевозки“ и ООО “Международные пассажирские перевозки“ - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий:

И.Н.БАНИН

Судьи:

В.И.КАТУНОВ

Л.А.ЯРЕМЧУК