Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А41-19307/08 Заявление о рассрочке исполнения судебного акта удовлетворено, поскольку материалами дела подтверждена невозможность полного исполнения заявителем обязательств по исполнительному производству единовременно.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2010 г. по делу N А41-19307/08

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2010 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,

судей Ханашевича С.К., Диаковской Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания: Полухиной Ю.М.,

при участии в заседании:

от должника ОАО “Авиакомпания Московия“ - Пустовалов Р.Б. - представитель по доверенности N 95/10 от 14 апреля 2010 года,

от взыскателя ОАО “Финансовая лизинговая компания“ - Моргоева Е.Р. - представитель по доверенности N 10-32 от 06 апреля 2010 года,

судебный пристав-исполнитель Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Мусина В.Р.
в судебное заседание не явилась, извещена,

рассмотрев в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества “Авиакомпания Московия“ о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года по делу N А41-19307/08 по иску Открытого акционерного общества “Финансовая лизинговая компания“ к Открытому акционерному обществу “Авиакомпания Московия“ о взыскании задолженности,

установил:

Открытое акционерное общество “Финансовая лизинговая компания“ (далее по тексту - ОАО “Финансовая лизинговая компания“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Открытому акционерному обществу “Авиакомпания Московия“ (далее по тексту - ОАО “Авиакомпания Московия“) о взыскании задолженности по арендным платежам в размере 22 271 564, 49 руб., неустойки за просрочку уплаты арендных платежей в размере 809 919 руб. 40 коп., расторжении договора аренды N 4 АР/06 воздушного судна без экипажа Ту-154м, заключенного 19 апреля 2006 года; обязании возвратить воздушное судно Ту-154М (государственный и регистрационный знаки RA-85736, серийный (заводской) номер 92А918; взыскании госпошлины в размере 100 000 рублей (л.д. 2 - 6 т. 1).

В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял заявленные требования, в последний уточнениях просил взыскать с ответчика задолженность по арендным платежам в размере 44 930 092 руб. 54 коп., неустойку за просрочку уплаты арендных платежей в размере 3 092 837 руб. 99 коп., расторгнуть договор аренды N 4 АР/06 воздушного судна без экипажа Ту-154М, заключенный 19 апреля 2006 года, обязать ответчика возвратить истцу воздушное судно Ту-154М (государственный и регистрационный знаки RA-85736, серийный (заводской) номер 92А918, взыскать с ответчика в пользу истца госпошлину в размере 100 000 рублей.

Данные уточнения были приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года с ОАО “Авиакомпания Московия“ в пользу ОАО “Финансовая Лизинговая Компания“ взыскано 44 930 092 руб. 54 коп. - задолженности, 500 000 рублей - неустойки, а также 100 000 рублей - расходов по госпошлине.

Суд расторг договор аренды N 4 АР/06 воздушного судна без экипажа Ту-154М, заключенный 19 апреля 2006 года.

Суд обязал ОАО “Авиакомпания Московия“ возвратить истцу - ОАО “Финансовая Лизинговая Компания“ до 01 августа 2009 года воздушное судно Ту-154М (государственный и регистрационный знаки RA-85736, серийный заводской номер 92А918 в аэропорт “Внуково“ (л.д. 21 - 23 т. 3).

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2009 года решение Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года по делу N А41-19307/08 оставлено без изменения (л.д. 55 - 62 т. 3).

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2009 года решение Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2009 года оставлены без изменения в обжалуемой части (л.д. 135 - 138 т. 3).

21 января 2010 года ОАО “Авиакомпания Московия“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года по делу N А41-19307/08 (л.д. 2 - 3 т. 4).

Определением Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2010 года заявление ОАО “Авиакомпания Московия“ о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года по делу N А41-19307/08 оставлено без удовлетворения (л.д. 29 т. 5).

Не согласившись с данным судебным
актом, ОАО “Авиакомпания Московия“ обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (л.д. 30 т. 5).

Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 года суд перешел к рассмотрению заявления ОАО “Авиакомпания Московия“ о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года по делу N А41-19307/08 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя ОАО “Авиакомпания Московия“ поддержал заявление о рассрочке исполнения судебного акта, просил его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ОАО “Финансовая лизинговая компания“ возражал против доводов заявителя, просил в удовлетворении заявления ОАО “Авиакомпания Московия“ - отказать.

Судебный пристав-исполнитель Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Мусина В.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в ее отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит определение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в производстве судебного пристава-исполнителя Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Мусиной В.Р. находится сводное исполнительное производство N 46/43/3379/24/2009-СД от 04 сентября 2009 года по исполнительным листам, выданным Арбитражным судом Московской области на основании решений по делам N А41-19307/08, А41-2825/08, А41-19308/08 на общую сумму 113 632 287 рублей.

21 января 2010 года ОАО “Авиакомпания Московия“ обратилось в Арбитражный суд Московской области
с заявлением о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года по делу N А41-19307/08 (29 т. 5).

Согласно части 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя.

Однако судебный пристав-исполнитель Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области не был извещен судом первой инстанции о времени и месте рассмотрения заявления о рассрочке исполнения судебного акта по делу N А41-19307/08.

Пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания является безусловным основанием для отмены судебного акта.

В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенными обстоятельствами заявление ОАО “Авиакомпания Московия“ рассматривается по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, а определение Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2010 года подлежит отмене.

Частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного
акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу указанных норм права предоставление отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.

Предоставление отсрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.

При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, в то же время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта по делу N А41-19307/08, заявитель сослался на сложное финансовое положение ОАО “Авиакомпания Московия“.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в рамках сводного исполнительного производства N 46/43/3379/24/2009, возбужденного Специализированным межрайонным отделом по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Московской области о взыскании с ОАО “Авиакомпания Московия“ в пользу ОАО “Финансовая лизинговая компания“ денежных средств в сумме 113 632 287 рублей, наложен арест на воздушные судна ОАО “Авиакомпания Московия“: ВС Ан 12 БК, опознавательный знак RA-12194, заводской номер 00347203, номер свидетельства о регистрации - 5448 от 16 февраля 2009 года; ВС Ан 12 Бп, опознавательный знак RA-12957, заводской номер 8345508, номер свидетельства о регистрации - 5935 от 23 апреля 2008 года, а также на недвижимое имущество - здание 2-этажное, предназначенное для
летно-испытательной станции, номер объекта 50:32:03:00010:002, расположенное по адресу: Московская область, г. Жуковский, тер. ФГУП ЛИИ им. М.М. Громова.

17 марта 2010 года наложен арест на автотранспортные средства должника: Лада-2107, гос. номер В036ОР150, 2008 г., VIN ХТА 21074082761690; Лада-2107, гос. номер В038ОР150, 2008, VIN ХТА 21074082755543; Лада-2107, гос. номер В035ОР150, VIN ХТА21074082761311; ГАЗ-32213, гос. номер Р406ЕН90, 2005, VIN Х9632213050401.

23 марта 2010 года судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращения взыскания на денежные средства организации-должника.

По мнению заявителя, единовременное взыскание образовавшейся суммы задолженности не представляется возможным, в связи с тяжелым финансовым состоянием авиакомпании.

Данные доводы заявителя являются правомерными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, у ОАО “Авиакомпания Московия“ имеется задолженность по выплате заработной платы перед работниками Общества в размере 32 миллионов рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте N 347к-10 от 18 февраля 2010 года, адресованным генеральному директору ОАО “Авиакомпания Московия“ Алексееву М.А.

В соответствии с вышеуказанным письмом в качестве мер по погашению задолженности по заработной плате между Открытым акционерным обществом “Авиакомпания Московия“ и Сберегательным банком Российской Федерации было заключено соглашение об открытии кредитной линии с применением залога имущества, принадлежащего авиакомпании.

Согласно пункту 1.1 генерального соглашения N 1614 об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии от 01 февраля 2010 года Кредитор открывает Заемщику возобновляемую рамочную кредитную линию для пополнения оборотных средств на срок по 31 января 2013 года с лимитом в сумме 200 000 000,00 рублей.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя пояснил, что в настоящее время на предприятии Авиакомпании Московия трудится 462 человека, большинство которых проживает в
городе Жуковский Московской области. Единовременно исполнение взыскания по исполнительным листам приведет к реструктуризации затратной составляющей авиакомпании, вынужденному сокращению работников, что приведет не только к росту социальной напряженности, но и к снижению эффективности авиакомпании в целом.

В 2009 году коммерческой службой Аэропорта “Домодедово“ был проведен анализ деятельности Авиакомпании “Московия“.

Данный анализ исследовался судом апелляционной инстанции в рамках дела N А41-2826/08 по заявлению ОАО “Авиакомпания Московия“ о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2009 года (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2010 года по делу N А41-2826/08 л.д. 76 - 85 т. 5).

В рамках вышеуказанного дела установлено, что Авиакомпания “Московия“ (ЛИИ им. Громова) выполняет рейсы из аэропорта “Домодедово“ с 25 мая 2005 года. Маршрутная сеть авиакомпании состоит из 12 регулярных направлений: 10-ти в страны СНГ (9 - Узбекистан. 1 - Азербайджан), а также 2-х направлений в Черногорию.

Кроме того, в декабре 2009 года авиакомпания начала выполнение чартерной программы в страны Дальнего Зарубежья.

В 2009 году, несмотря на кризисные явления в авиации, пассажиропоток авиакомпании увеличился на 28,9% по сравнению с прошлым годом до 235,8 тыс. чел.

Средняя загрузка рейсов по итогам 2009 года достигла 80,5% (на 5,5 пунктов выше чем в 2008 году). В низкий сезон загрузка не опускается ниже 70%, а в высокий - превышает 90%.

Динамический рост позволил Авиакомпании “Московия“ увеличить свою долю в DME и подняться в рейтинге ведущих авиакомпания аэропорта:

- доля авиакомпании в пассажиропотоке DME за несколько лет увеличилась с 0,3% до 1,3%, что позволило авиакомпании переместиться в рейтинге с 38 на 14 место (всего рейсы из ДМД выполняют
около 80 авиакомпаний);

- на сегменте перевозок в страны СНГ доля авиакомпании увеличилась в 6 раз (с 0,9% до 5,9%), что позволило компании войти в шестерку ведущих компаний на данном сегменте;

- на сегменте СНГ наиболее наибольшую долю составляет Узбекистан, где АК “Московия“ занимает 2-е место после национального перевозчика Республики АК “Uzbekistan Havo Yullary“;

- в 2009 году за счет увеличения частоты рейсов на направлении DME-Тиват АК “Московия“ стала лидером с долей 27% летом и 67% зимой.

По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО “Авиакомпания Московия“ по состоянию на 31 декабря 2009 года и прогнозе финансового состояния на основе бизнес-плана ОАО “Авиакомпания Московия“ на 30 сентября 2010 года ООО “Аудиторская фирма “Партнер“ было дано заключение.

В соответствии с указанным заключением деятельность ОАО “Авиакомпания Московия“ является рентабельной и прибыльной. По состоянию на 31 декабря 2009 года ОАО “Авиакомпания Московия“ обеспечена собственными средствами на 11% и неплатежеспособна. По состоянию на 16 марта 2010 года ОАО “Авиакомпания Московия“ обеспечена собственными средствами на 11%, но признается платежеспособной. Предположения для осуществления представленного бизнес-плана достоверны, основные положения реализуемы. При осуществлении бизнес-плана, представленного ОАО “Авиакомпания Московия“, к 30 сентября 2010 года ОАО “Авиакомпания Московия“ можно будет охарактеризовать как платежеспособное и финансово устойчивое, полностью обеспеченное собственными средствами.

Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства подтверждают невозможность полного исполнения обязательств по исполнительному производству единовременно.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя пояснил, что между Правительством Российской Федерации и Республикой Узбекистан имеется межправительственное соглашение о воздушном сообщении. В соответствии с этим соглашением, а также назначениями Министерства транспорта РФ, ОАО “Авиакомпания Московия“ осуществляет регулярные рейсы в Республику Узбекистан и занимает первое
место по объему пассажирских перевозок на данном направлении среди российских авиалиний и второе место после национальной авиакомпании Узбекистана.

Услуги Авиакомпании на территории Республики Узбекистан оплачиваются в узбекской национальной валюте - сумах. После законных отчислений прибыль Авиакомпании подлежит конвертации для последующей репатриации в Россию.

В настоящее время по результатам деятельности за период апрель - июль 2010 года доход Авиакомпании составляет около 7 миллионов долларов США.

Между тем денежные средства, находящиеся на специальном “блок-счете“ (средства, направленные на конвертацию после уплаты всех местных налогов и сборов), подлежащие переводу на расчетный счет ОАО “Авиакомпания Московия“, не поступают уже в течение нескольких месяцев.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом N 121 от 22 июля 2010 года Торгового представительства Российской Федерации в Республике Узбекистан (л.д. 91 - 92 т. 5).

В рамках исполнения графика выплаты долговых обязательств 2 августа 2010 года платежным ордером N 096 Авиакомпания Московия перечислила 2 530 000 рублей на счет Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области в счет погашения задолженности по исполнительному производству, а платежным поручением N 096 от 19 августа 2010 года - 100 042 руб. 57 коп. (л.д. 89 - 90 т. 5).

Факт получения указанных денежных средств не отрицался представителем ОАО “Финансовая лизинговая компания“ в судебном заседании арбитражного апелляционного суда.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает возможным предоставить ОАО “Авиакомпания Московия“ рассрочку исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года по делу N А41-19307/08 в соответствии с представленным графиком.

Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2010 года по делу N А41-19307/08 отменить.

Предоставить Открытому акционерному обществу “Авиакомпания Московия“ рассрочку исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2009 года по делу N А41-19307/08 в соответствии со следующим графиком:

до 27 августа 2010 года - 800 000, 00 рублей;

до 27 сентября 2010 года - 1 200 000, 00 рублей;

до 27 октября 2010 года - 5 000 000, 00 рублей;

до 27 ноября 2010 года - 5 000 000,00 рублей;

до 27 декабря 2010 года - 15 000 000, 00 рублей;

до 27 января 2011 года - 17 930 092 руб. 54 коп.

Председательствующий

Л.Н.ИВАНОВА

Судьи

С.К.ХАНАШЕВИЧ

Н.В.ДИАКОВСКАЯ